Теоретические и методические основы ассортимента услуг связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является исследование особенностей и закономерностей развития российского рынка услуг связи на современном этапе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• исследовать специфику услуг связи, их роль в современном развитии экономики;
• изучить особенности развития отдельных секторов и сегментов рынка услуг связи

Файлы: 1 файл

Ассортимент услуг связи.docx

— 102.48 Кб (Скачать файл)

Введение

Перестройка организационных структур в соответствии с задачами эффективного функционирования в рыночной среде требует широкого использования новых технологий связи.

В современном обществе услуги связи приобретают особую практическую ценность, так как они выполняют важнейшую функцию обеспечения эффективного взаимодействия экономических субъектов в процессе хозяйственной деятельности. Уровень развития связи становится качественной характеристикой состояния национальной экономики.

Рост национального производства, изменение структуры совокупного продукта в сторону высокотехнологичных и более качественных товаров, борьба за снижение издержек ради более высоких прибылей, совершенствование торговой и информационной инфраструктуры активизирует рыночные процессы в сфере услуг связи, что отвечает мировой тенденции развития этого рынка.

Создание российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.

Опережающее развитие телекоммуникаций является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий. Значение данной отрасли проявляется в постоянном увеличении ее доли в валовом внутреннем продукте страны. Доля услуг связи в валовом внутреннем продукте развитых стран мира достигает 5 процентов, тогда как для Российской Федерации данный показатель составляет только 2 процента.

Для стран с развитой экономикой развитие телекоммуникаций уже в настоящий момент характеризуется следующими показателями: телефонная плотность - 40-60 процентов; плотность мобильной связи — 25-40 процентов; плотность пользователей Интернета — 20-30 процентов.

В условиях рынка, с его динамизмом и конкуренцией, роль услуг связи, а особенно электросвязи, будет возрастать, так как высококачественная связь является важнейшей составляющей инфраструктуры и мощным катализатором рыночных отношений, залогом коммерческого успеха. В сфере предоставления услуг связи должна быть создана полноценная конкурентная среда, поэтому несомненную актуальность представляет исследование организационно-экономических процессов формирования и тенденций развития рынка услуг связи.

Начиная со второй половины XX столетия, мировой рынок услуг связи демонстрирует положительную динамику. Объем услуг связи в РФ в 2012 году составил 1,53 триллиона рублей, что на 5,2% больше, чем в 2011 году.

Непрерывное увеличение совокупного спроса общества на услуги связи, активная диверсификация новых информационных и коммуникационных технологий во все сферы хозяйственной деятельности делает проблему развития рынка услуг связи очень актуальной, а выявление его структуры, системных и региональных особенностей, условий для эффективного функционирования - объективной необходимостью.

Целью курсового проекта является исследование особенностей и закономерностей развития российского рынка услуг связи на современном этапе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• исследовать специфику услуг связи, их роль в современном развитии экономики;

• изучить особенности развития отдельных секторов и сегментов рынка услуг связи

 

Глава 1. Теоретические и методические основы ассортимента услуг связи

 

1.1 Понятие, сущность  услуг связи

Операторы связи предоставляют потребителям — населению и деловому сектору — более 200 видов различных услуг связи (междугородные и международные телефонные разговоры, передача и доставка телеграмм, радиоточки и телефонные аппараты и т.д.).

  В силу незаконченности производственного процесса в рамках одного оператора связи (при предоставлении сетевых услуг) в процессе передачи сообщений принимают участие несколько организаций связи.

  Каждый оператор участвует только на одном этапе передачи сообщений - исходящем, входящем или транзитном, т.е. участвует в создании только части услуги, но несмотря на это, выполняемая им работа требует затрат труда и средств производства.

Объем работы каждого оператора связи можно оценить числом обработанных им сообщений (исходящих, входящих, транзитных). Как правило, оно превышает число услуг, предоставленных потребителям (число услуг определяется числом исходящих сообщений, так как именно они приносят доходы).

                                         Sq = qисх + qвх + qтр            (1)

     В планово-экономической  работе организаций связи используются различные измерители услуг. Натуральные измерители являются единицами измерения потребительной стоимости.

Учет услуг связи в натуральном выражении является самым простым, но, как любой другой натуральный измеритель, он имеет такой недостаток, как невозможность соизмерения различных потребительных стоимостей. Поэтому наиболее распространенным измерителем является стоимостной (или денежный), который позволяет все разнообразие услуг выразить в едином измерителе — рублях.

В действующей практике в качестве денежного измерителя общего объема работы организаций связи принят показатель доходов от основной деятельности, который определяется на основе числа платных услуг и установленной системы тарифов на эти услуги.

Кроме того, в отрасли связи есть организации , целью функционирования которых является обеспечение бесперебойной работы линий передачи, каналов и трактов на магистральных и внутризоновых сетях связи, т.е. они занимаются только техническим обслуживанием сооружений связи.

Объем работ этих организаций связи определяется числом обслуживаемых средств и сооружений связи.

В ряде подотраслей связи, таких как местная телефонная связь, радиофикация; в производственном процессе по передаче информации принимает участие только одна организаций связи, полностью осуществляя объем работ, связанный с предоставлением соответствующих услуг.

 

Услуга связи — это конечный полезный результат производственной деятельности операторов (организаций) связи по передаче информации (например, состоявшиеся междугородные телефонные разговоры; переданные и дошедшие до адресата телеграммы или почтовые отправления).1

На основании числа услуг рассчитывается такой важный показатель, как доходы от основной деятельности, которые в свою очередь являются основой для расчета прибыли, рентабельности, производительности труда и т.д.

Услуга связи обладает стоимостью и потребительной стоимостью.

Стоимость определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость и прибыль.

Потребительная стоимость выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности абонентов (населения и делового сектора) в передаче различного рода информации.

Нагрузкой называется число сообщений, поступивших в организацию связи (или ее цех, рабочее место) за определенный период времени — час, сутки, месяц. Операторы связи работают в условиях неравномерно поступающей нагрузки. Для ее характеристики рассчитываются так называемые коэффициенты концентрации нагрузки (часовые, суточные). На практике наибольшее значение имеет коэффициент концентрации нагрузки в час наибольшей нагрузки (Кчнн), с помощью которого рассчитывают пропускную способность каналов связи.

                                                   Кчнн = qчнн / qсут          (2)

Обмен - это фактически переданные сообщения за тот же период времени. Как правило, данные величины не совпадают (нагрузка больше обмена).

Основными особенностями отрасли связи, которые отличают ее от других отраслей в экономики страны и учитываются при организации деятельности ее предприятий, являются:

1. Характер продукции. Продукция связи не является вещественным продуктом. Продукция связи – это передача сообщений (информационного и материального характера) между пространственно разделенными объектами с помощью средств электросвязи и транспорта. Измерители продукции – телеграмма, разговор, письмо, посылка, перевод, телеграфо- и телефонные каналы, км линии, канало-час, экземпляр периодических изданий и т.д..

2. Качество продукции. Показатели, характеризующие качество продукции, определяют такие ее свойства, как достоверность передачи по адресу; точность передачи по содержанию; скорость передачи; надежность работы связи; эстетичность.

3. Процесс производства и процесс потребления продукции связи с точки зрения оплаты услуги связи совпадают, хотя во времени и пространстве они не совпадают.

4. В передачи сообщения участие принимают, как правило, несколько предприятий, структурные единиц разделенных пространственно.

5. Предприятия связи (структурные единицы) являются одновременно пунктами производства и предоставления продукции.

6. Незначительная доля материальных затрат для создания продукции (в общей сумме эксплуатационных расходов – 4-5%); нет необходимости иметь большие складские помещения для хранения сырья и материалов.

7. Неравномерность поступления требований на услуги связи (продукцию) со стороны населения и субъектов хозяйствования, в течении года,  месяца, недели,  суток.

8. При рассчитанной производственной мощности производится комплектация оборудования, линейных сооружений на всех участках, передача сообщений с учетов требования эффективного их использования и экономичности создания сети. Исходя из последнего, следует различать понятия нагрузка и обмен. Нагрузка – это обьем  требований (сообщений),  который поступает для передачи за определенный период времени (час, сутки, год). Обмен – обьем  фактически переданных сообщений за определенный период времени при использовании ограничительных условий (время ожидания, потери) в расчете производственной мощности и фактическом техническом состоянии установленных средств производственной мощности предприятия.

 

1.2 Характеристика  ассортимента услуг связи

Связь Российской Федерации не является однородным хозяйством, а включает совокупность сетей, хозяйствующих субъектов и подотраслей, различающихся между собой назначением и выполняемыми функциями, организационно-правовыми формами, формами собственности и другими признаками.

В структуре связи страны следует выделить две главные составляющие: электросвязь и почтовую связь. С помощью средств электросвязи осуществляется прием и передача речевых сигналов, документальных изображений, звуков по проводным, радио, оптическим и другим электромагнитным системам. Основной функцией почтовой связи является прием и доставка почтовых отправлений, материальных ценностей и денежных средств.

     Электросвязь  объединяет в себя комплекс  сетей (технологических систем), используемых  для передачи различных видов информации. Совокупность технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, объединенных общим централизованным управлением, составляет Взаимоувязанную сеть связи (ВСС) России.

     Основой ВСС  России является сеть связи общего пользования (СОП), предназначенная для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории страны. Эта сеть объединяет в себя все сети электрической и почтовой связи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возложена на федеральные органы исполнительной власти в области связи. СОП является открытой системой, в услугах которой не может быть отказано пользователям.

      Наряду  с сетью связи общего пользования  в состав ВСС входят также сети связи ограниченного пользования, которые предназначаются либо для удовлетворения нужд отдельных министерств и ведомств, либо как средство оперативного управления производством. Структурно они объединены в:

  • ведомственные сети связи - сети электросвязи, принадлежащие отдельным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, создаваемые для выполнения производственных и специальных нужд. Эти сети, как правило, имеют выход на сеть общего пользования;
  • внутрипроизводственные и технологические сети связи -сети электрической связи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, предназначенные для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами. Эта группа сетей не имеет выхода на сеть общего пользования;
  • выделенные сети - сети электросвязи физических и юридических лиц.

     В зависимости  от вида связи (почтовая, телеграфная, телефонная, звуковое вещание, телевидение), средств и способов передачи информации, технологии производства и профессионального состава кадров отрасль связи делится на две подотрасли основной деятельности: почтовую и электрическую связь.

Подотрасль почтовой связи обеспечивает обработку, пересылку и доставку разного рода почтовых отправлений (писем, бандеролей, посылок, денежных переводов и др.) и периодических изданий между абонентами внутри страны и за ее пределами. Почтовая связь предоставляет потребителям наиболее массовые и доступные услуги, имеет достаточно разветвленную сеть предприятий и пунктов, соединенных между собой почтовыми маршрутами.

Подотрасль электрической связи объединяет в своем составе телеграфную связь, междугородную телефонную связь, местную (городскую и сельскую) телефонную связь и звуковую проводную связь.

Функциями телеграфной связи являются быстрая и точная передача телеграмм, фототелеграмм, газетных полос, передача данных по коммутируемым и некоммутируемым сетям связи, организация переговоров между абонентами по абонентскому телеграфу (AT), предоставление каналов телеграфной связи другим организациям и учреждениям на условиях аренды.

Информация о работе Теоретические и методические основы ассортимента услуг связи