Теоретические основы издержек предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Понятие «издержек» является одним из центральных в экономической науке. Издержки производства играют основную роль в хозяйственной деятельности, именно от них зависит эффективность производства, стабильная работа предприятия в долгосрочном периоде, его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. В масштабе государства, национальной экономики снижение издержек позволяет товарам быть конкурентоспособными на мировом рынке, обеспечивает развитие внутриэкономических отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Теоретические основы издержек предприятия…………………5
Сущность и состав издержек предприятия………………….5
Структура издержек предприятия…………………………...8
Классификация затрат………………………………………...10
Пути снижения издержек на предприятии……………………..18
Способы снижения издержек на предприятии……………..18
Выявление резервов на предприятии……………………….23
Роль издержек в современном обществе……………………….28
Заключение…………………………………………………………...31
Список использованных источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya (1).docx

— 81.57 Кб (Скачать файл)

Марксистская теория издержек обращения в современных условиях потеряла свое практическое значение, так как автор не учитывал рыночной ситуации, абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости и т.д.

Современная экономическая теория использует другие подходы к трактовке издержек. Прежде всего нужно отметить, что в значительной части работ рассматривается экономическая категория "издержки производства", однако ее следует понимать в широком смысле, так как речь идет о затратах, используемых для производственной и реализационной деятельности. Объясняя сущность издержек производства, авторы иллюстрируют теорию вопроса примерами из деятельности как производственных, так и торговых предприятий. Многие экономисты отказались от использования терминов "издержки обращения" и "издержки производства", заменив их терминами "затраты фирмы", "издержки фирмы" или более короткими – "затраты", "издержки".

Автору кажется целесообразным, говоря о терминологии в теории издержек, обратить внимание на мнение Кондрашовой В. К. и Исаевой О. Г. Эти специалисты определяют издержки как «стоимостное выражение затрат не столько на производство и реализацию продукции, сколько на функционирование предприятия, на любую деятельность предприятия: возможную, производительную, непроизводительную, на бездействие, на создание капитала, на его использование» [8, С.185]. В своей работе экономисты также обосновывают значимость классификации издержек в их исследовании:  «раскрыть, показать многоаспектность, разнообразие признаков и видов издержек, их характера - это значит увидеть, понять то, что было неизвестно ранее и оставалось невидимым, неопределенным, неиспользуемым, непроявленным. Полнота издержек как основной принцип - в этом значимость и новизна работы по классификации издержек» [Там же].

Итак, ниже рассмотрим классификацию системы затрат с целью их определения, выделения из процесса производства, дальнейшего анализа и нахождения наиболее оптимальных вариантов управления данными затратами.

1. Роль в системе управления:

  • производственные затраты (связаны с изготовлением товара, деятельностью предприятия);

  • непроизводственные (общефирменные) затраты (связаны с реализацией, продвижением продукции к потребителю).

2. Отношение к производственному (технологическому, торговому) процессу:

  • основные расходы (издержки, без которых продукция изготовлена не будет, например, затраты на зарплату рабочих, затраты на материалы, которые входят в состав продукции, и т. п.);

  • накладные расходы (обычно это косвенные, комплексные затраты, они способствуют лучшему процессу производства и реализации продукции, но продукция может быть изготовлена и без этих затрат (например, затраты на зарплату управленческого персонала).

3. Способ отнесения на себестоимость (издержкоемкость):

  • прямые затраты (определяются точно на заданный объем продукции, например затраты на зарплату рабочих, затраты на материалы);

  • непрямые (косвенные) затраты (обычно это накладные, комплексные расходы, их распределяют по видам продукции, по объемам, цехам пропорционально выбранной (указанной в инструкции) базе (покупателю) распределения).

4. Возможность охвата планом:

  • планируемые (нормируемые) затраты;

  • непланируемые затраты.

5. Целесообразность расходования ресурсов:

  • производительные (полезные) затраты;

  • непроизводительные (бесполезные, излишние, холостые) затраты.

6. Состав затрат:

  • одноэлементные (однородные затраты, например только на зарплату);

  • комплексные (Сложные по составу затраты, обычно это накладные, косвенные расходы или комплексные статьи затрат: общецеховые, общезаводские).

7. По обязательности возмещения

  • возвратные (затраты, возвращаемые из дохода, такими являются основная масса издержек);

  • невозвратные (издержки, которые уже никогда не смогут приносить прибыль, окупиться, например издержки в незавершенное и ненужное строительство);

8. По степени ограничения

  • лимитированные (расходы, на которых установлена максимальная величина, например лимит на электроэнергию, на зарплату);

  • нормированные (существует установленная величина затрат, например на  оплату труда в часах, тарифных ставках);

9. По видам рынков

  • издержки рынка готовой продукции;

  • издержки рынка труда;

  • издержки рынков производственных ресурсов;

  • издержки финансового рынка, рынка ценных бумаг

10. Место возникновения затрат (центры  ответственности). Затраты на коммерческую деятельность подразделяются по сферам деятельности (например, материально-техническое снабжение, сбыт) и по соответствующим организационно-структурным подразделениям – предприятия (производственного или торгового типа).

11. Конкретные виды затрат 

По данному признаку выделяют отдельные статьи затрат (издержек обращения), совокупность которых составляет их номенклатуру. Для промышленных предприятий не разработана номенклатура затрат по коммерческой деятельности, в то время как для торговли и общественного питания России в настоящее время установлена единая номенклатура, включающая 14 статей издержек.

Номенклатура издержек обращения представляет собой совокупность издержек в разрезе отдельных статей. Перечень статей издержек обращения устанавливается предприятием самостоятельно в соответствии с п.4 ст.252 НК РФ. При этом возможно использование номенклатуры из основных статей, рекомендованных Методическими указаниями по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином России. В состав издержек обращения включаются следующие статьи:

· транспортные расходы;

· расходы на оплату труда;

· отчисления в страховые фонды;

· расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

· амортизация основных средств;

· расходы на ремонт основных средств;

· износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов;

· расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных целей;

· расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

· расходы на рекламу;

· потери товаров и технологические отходы;

· расходы на тару;

· прочие расходы.

Предприятие может сократить, объединив отдельные статьи, или расширить, выделив из прочих расходов отдельные статьи, номенклатуру издержек обращения. При построении учетной номенклатуры статей расходов принимают во внимание особенности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Российские предприниматели в своей деятельности используют значительную часть из рассмотренных классификаций, но, в отличие от своих зарубежных коллег, недостаточно применяют для управления затратами деление на постоянные и переменные.

Достаточно детально исследованы издержки обращения коммерческо-посреднических организаций, разработаны и практически применяются методы управления ими. Небольшое количество исследований посвящено затратам по коммерческой деятельности производственных предприятий. Затраты по снабжению и затраты по сбыту исследовались преимущественно изолированно, при этом больше внимания уделялось проблеме выявления и оптимизации расходов, связанных со сбытом.

Одной из причин сложившейся ситуации является недооценка роли товарно-денежных отношений в производственной деятельности вплоть до перехода России к рыночной экономике, отсутствие должного внимания к проблеме оптимизации затрат, изучения их экономической природы. В связи с этим основа, опыт управления затратами на отечественных предприятиях по сравнению с зарубежным бизнесом только накапливается и осмысливается. Данному опыту только предстоит стать базой для научных разработок, инноваций в области управления издержками.

Необходимо также выделить виды издержек, рассмотрение которых в экономической науке началось не так давно. Автор считает необходимым остановиться на логистических издержках, а также трансакционных издержках.

Логистические издержки называют также маркетинговыми. Поскольку логистика занимается управлением и оптимизацией материальных, финансовых и информационных потоков, на основе применения современных технологий, прогрессивных экономических решений, логистические издержки представляют собой расходы, направленные на достижение этих задач. Данный вид издержек следует отличать и отделять от издержек по коммерческой деятельности, т.к. применение термина «логистических издержек» может применяться только относительно затрат, возникающих в связи с разработкой новых товаров, маркетинговыми исследованиями, выполнением задач по рациональной организации погрузочно-разгрузочных работ, транспортировкой, функционированием координирующей службы. При этом, применение методов и рычагов маркетинга и логистики может качественно изменить   структуру и величину затрат по коммерческой деятельности.

Логистические затраты включают в себя:

- издержки по закупкам (издержки по оформлению заказа, заключения договора и др.);

- издержки по содержанию  запаса (затраты на складское  хранение продукции, рентные платежи);

- потери в результате  отсутствия товара (издержки в  связи с невыполнением заказа, стоимость потерянных продаж, издержки  в связи с потерей заказчика);

- транспортные издержки (потери на процесс перевозки  продукции).

Трансакционные издержки являются важнейшим понятием институциональной экономики. Институциональная экономика изучает поведение участников экономической деятельности, факторы, влияющие на заключение договоров. Таким образом, трансакционные издержки представляют собой затраты, возникающие в связи с заключением хозяйствующими субъектами соглашений, это «ценность ресурсов (денег, времени, труда и т. п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе» [4, С.46].

Согласно Далману К. выделяют следующие трансакционные издержки:

  • издержки получения и анализа информационных данных;

  • издержки проведения переговоров и принятия решений;

  • издержки контроля;

  • издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.

Без понимания сущности трансакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы.

 

 

 

  1. Пути снижения издержек на предприятии
    1. Способы снижения издержек на предприятии

 

В целях повышения эффективности производства, увеличения дохода грамотное руководство ставит перед собой задачу найти оптимальные пути снижения издержек предприятия в определенные моменты его функционирования. Для нахождения путей снижения затрат, необходимо знать механизмы влияния на издержки, уметь использовать на практике инструменты, позволяющие ими управлять, что имеет стратегическое значение для конкурентоспособности организации, ее дальнейшего развития. Занимаясь производством в нашей стране, важно не только владеть знаниями экономической науки, но и преодолевать ряд препятствий, мнений, касающихся природы издержек, которые зачастую не соответствуют действительности.

  1.  Руководство государственных предприятий часто не отдает себе отчет в ответственности за качество осуществляемого ими менеджмента, надеясь больше на контрольную функцию государства и государственных институтов.
  2. Еще присутствуют мнения о том, что издержки производства – элемент, необходимый в налогообложении, предмет интереса бухгалтерии, что также требует изменения в современных условиях.
  3. На практике часто происходит смешение назначений, и отсюда двух разных видов затрат: один из них - полная себестоимость (фактическая) - расчетный показатель для исчисления налогов, другой - затраты для управления экономикой предприятия, т.е. инструмент повышения его эффективности.
  4. Необходимость преодоления пассивности позиции предприятий в работе с экономическими (альтернативными) издержками. Система управления экономикой предприятия включает, прежде всего, правила экономической деятельности, затем правила расчетов экономических результатов деятельности (фактической и предполагаемой). На микроуровне само руководство предприятия определяет эти правила, выстраивая производство и производственные отношения через внутрифирменный регламент, который, в том числе, должен определять правила функционирования центров финансового учета. Правила расчета экономических результатов внутри предприятия задаются через учетную политику в рамках возможностей, представленных Минфином и ЦБ, через порядок разнесения общих затрат, изъятия доходов и т.д. Однако само предприятие вправе определять свои результаты, используя механизмы, которые для них приемлемы и удобны в соответствии со спецификой производства, стадией развития организации, которые им необходимы для обеспечения прибыльности.
  5. Российские предприятия, занимаясь проблемами снижения затрат, должны придерживаться тактики расширения инструментария для управления затратами. Разработанные ранее система калькулирования себестоимости продукции, теория и практика экономического анализа, система внутреннего хозрасчета или функционирования показателей для управления предприятием, система нормативного планирования и учета затрат или управление по отклонениям и другие не были полностью востребованы плановой экономикой и теперь забыты и отброшены. В результате набор инструментов в экономическом арсенале коммерческих организаций оказывается весьма бедным.

Информация о работе Теоретические основы издержек предприятия