Теоретические основы прибыльности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 04:29, курсовая работа

Описание работы

Объект научной работы – предприятие ООО «Никольскъ».
Предмет научной работы - организационно-экономические мероприятия по повышению прибыльности предприятия.
Период исследования – 2010-2012 годы.
Способы и приемы, применяемые в научной работе – табличный метод, системный метод, метод описания, структурно-функциональный метод, диалектический метод, метод анализа и синтеза, логический метод, метод обобщения в работе всех полученных теоретических и практических знаний по изученной теме.

Файлы: 1 файл

диплом копия.docx

— 224.72 Кб (Скачать файл)

Введение

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Целью любого предприятия  является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли  не может охарактеризовать эффективность  использования предприятием своих  ресурсов. Одним из основных показателей  характеризующих эффективность  работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных  ресурсов в отношении к вновь  приобретенным (прибыли) ресурсам. Прибыль  и рентабельность – это те показатели, которые четко и ярко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной). [12]

Предприятие реализует свою продукцию покупателям, получая  за нее денежную выручку. Однако это  еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство продукции  и соответственно ее реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие  получает прибыль, если выручка превышает  себестоимость, если выручка равна  себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию, а прибыль отсутствует, если затраты  превышают выручку, то предприятие  получает убыток, то есть отрицательный  финансовый результат, что ставит его  в трудное финансовое положение, не исключая банкротство. Именно для  того, чтобы последнее не произошло  и необходимо изучать показатели прибыли и пути ее увеличения. В  связи с этим, цель данной работы состоит в обосновании мероприятий  по увеличению прибыльности предприятия.

Наличие в достаточном  объеме финансовых ресурсов, их эффективное  использование, предопределяют хорошее  финансовое положение предприятия  платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей  задачей предприятия является изыскание  резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное  их использование в целях повышения  эффективности работы предприятия  в целом. Поэтому тема данной научной  работы весьма актуальна.

Объект научной работы – предприятие ООО «Никольскъ».

Предмет научной работы - организационно-экономические мероприятия  по повышению прибыльности предприятия.

Период исследования – 2010-2012 годы.

Способы и приемы, применяемые  в научной работе – табличный  метод, системный метод, метод описания, структурно-функциональный метод, диалектический метод, метод анализа и синтеза, логический метод, метод обобщения  в работе всех полученных теоретических  и практических знаний по изученной  теме.

Источники информации –  законодательные акты, учебные пособия, журнальные статьи, Интернет – ресурсы, методические рекомендации, годовые  отчеты предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы прибыльности предприятия

 

1.1   Прибыль  - как показатель,  характеризующий  финансовый результат деятельности  предприятия

Прибыль - экономическая  категория, комплексно отражающая хозяйственную  деятельность предприятия в форме  денежных накоплений. Прибыль, характеризующая  конечные результаты торгово-производственного  процесса, является основным показателем  финансового состояния предприятия. В статистике финансов предприятий  рассчитываются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль  от реализации продукции, валовая и  чистая прибыль, облагаемая налогом  прибыль и нераспределенная прибыль. [6]

Прибыль от реализации продукции - это разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную  стоимость, акцизов, для экспортной выручки - экспортных тарифов и спецналога) и затратами на производство и  реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции.

      Пр = ДВ –  ПЗ,                                                                                        (1)

где Пр – размер прибыли  от реализации продукции тыс. руб.;

ДВ – размер денежной выручки от реализации продукции, тыс. руб.;

ПЗ –  затраты на производство продукции, тыс. руб.;

Вся полученная прибыль (доход  от коммерческой деятельности за вычетом  издержек производства и организации  и НДС – налога на добавленную  стоимость) носит название валовой  прибыли. Валовая прибыль в отличие  от балансовой прибыли в составе  внереализационных доходов и  убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов  и пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды). Это связано  с тем, что согласно Закону о налогообложении  предприятий объектом налогообложения  является также и валовая прибыль. При распределении прибыли в  первую очередь производятся платежи  в бюджет и внебюджетные фонды  в виде различных налогов и  сборов. После уплаты налоговых отчислений, дивидендов по ценным бумагам и процентов за кредит у предприятия остается распределяемая прибыль, которой предприятие распоряжается по своему усмотрению.

Различают следующие виды прибыли:

  • бухгалтерская – часть дохода предприятия, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков;
  • балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы;
  • экономическая (чистая) – то, что остается после вычитания из общего дохода предприятия всех издержек;

Предприятия определяют направления, объемы и характер использования  чистой прибыли. На крупных и средних  предприятиях, как правило, формируются  фонды развития производства, фонд накопления, фонд социального развития и фонд материального поощрения. Для того чтобы застраховаться от рисков, предприятия создают резервный  фонд, размер которого, как показала практика, должен быть не менее 15% объема уставного фонда. Из образуемых на предприятии  фондов выделяются средства на стимулирование заинтересованности работников в результате труда, выплаты дивидендов по акциям, приобретение акций, облигаций и  других ценных бумаг сторонних предприятий, благотворительные нужды, текущие  расходы по содержанию объектов социально-культурного  и жилищно-коммунального хозяйства. [13]

  • облагаемая налогом прибыль - это прибыль, определяемая для целей налогообложения. Для её исчисления валовая прибыль уменьшается на сумму налоговых льгот, представляемых плательщикам, а также увеличивается (уменьшается) на суммы доходов (затрат), установленных законодательством;
  • нераспределенная прибыль (в бухгалтерском учёте её называют прибылью отчётного года в сумме нетто) представляет ту часть балансовой прибыли, которая после использования последней в отчётном году на уплату налогов и другие платежи в бюджет остаётся в распоряжении организации и используется в следующем за отчётным году для стимулирования работников и финансирования затрат по созданию нового имущества, приобретения основных фондов, накопления оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг других организаций, на благотворительные нужды, текущие расходы по содержанию объектов социально - культурного и жилищно-коммунального хозяйства и т.п. За счёт нераспределённой прибыли осуществляются также платежи по основному долгу банка и уплата банковских процентов сверх ставок, установленных законодательством, оплата банковских процентов по ссудам, полученным на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также по просроченным и отсроченным ссудам. [13]
  • маржинальная прибыль - разница между выручкой от производства и реализации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на эти производство и реализацию;
  • нормальная прибыль - это минимальная прибыль, которая остается у организации (предприятия) и необходима для поддержания стремления предпринимателя к использованию своего капитала на данном предприятии;
  • экстремальная прибыль - разовая прибыль, которая получается по рисковым операциям, когда величина риска потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли;
  • и другие.

Целью любой предпринимательской  деятельности является получение прибыли. Увеличение прибыли можно добиться за счет повышения цены на товар, снижения себестоимости, увеличения объема производства и реализации продукции. [18]

 

1.2 Себестоимость  – как обобщающий показатель  деятельности предприятия

Себестоимость продукции  является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования  ресурсов; результатов внедрения  новой техники и прогрессивной  технологии; совершенствования организации  труда, производства и управления.

Себестоимость продукции  представляет собой часть общественно  необходимых затрат труда, выражающую в денежной форме затраты предприятия  на производство и реализации продукции (рисунок 1), которая через процесс  обращения должна постоянно возвращаться предприятию дня возмещения его  затрат и обеспечения непрерывности  производственного процесса.

В себестоимость, продукции, включается снашиваемая в процессе производства этой продукции часть  стоимости основных фондов (выражаемая через амортизационные отчисления), стоимость израсходованных предметов  труда (сырья, материалов, топлива, электроэнергии), расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие расходы  по управлению и обслуживанию производственного  процесса. [17]

Существование категории  «себестоимость» обусловлено организацией общественного производства и, в частности, экономической самостоятельностью и обособленностью предприятий, осуществляющих свою производственную деятельность на основе различных форм собственности. Экономическая самостоятельность предполагает, что все текущие расходы предприятия по производству продукции (приобретение сырья и материалов, возмещение сношенной части основных производственных фондов, оплата живого труда и др.), затраты на расширение и реконструкцию производства, научно-техническое и социальное развитие и на другие нужды должны возмещаться за счет доходов от реализации продукции и прочей деятельности, а также кредитов.

Источником возврата кредитов и их оплаты также должна быть прибыль  предприятия. В этих условиях неизбежно  обособление части стоимости  в форме себестоимости, т.е. в виде расходов предприятия на производство и реализацию продукции. Их выделение  в самостоятельную экономическую  категорию возникло закономерно  в процессе обмена товарами, создания условий для дальнейшего осуществления  производственного процесса, оценки результатов собственного груда  путем соизмерения, своих, расходов с доходами от реализации продукции.

В показателе «себестоимость»  сфокусированы практически все  действующие условия хозяйствования, на него оказывают влияние множество  производственных факторов.

Фактически нет ни одного более или менее существенного  изменения в технике и технологии, в организации труда и производства, в материально-техническом обеспечении, в ассортименте выпускаемой продукции, которое бы не сказалось на общем  уровне производственных расходов или  на уровне отдельных из них, либо на удельном весе отдельных расходов в  общей величине расходов.

В то же время основная масса  мероприятий, направленных на снижение себестоимости, связана с совершенствованием различных аспектов производственного  процесса: от решения крупномасштабных проблем (модернизация, реконструкция) до локальных вопросов (научная организация  труда на отдельном рабочем месте, повышение квалификации работника. [11]

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются (рис. 1):

-   затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции;

-   затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом);

-   отчисления в различные фонды и бюджеты;

-    затраты на содержание, обслуживание и управление организацией;

-   платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции;

-   затраты на подготовку и освоение новой продукции;

-   прочие затраты

Затраты предприятия можно  разделить на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством  продукции (затраты на материалы, заработная плата производственного персонала, расходы на амортизацию оборудования).

Косвенные затраты - это затраты, которые прямо не могут быть распределены по объектам отнесения затрат (административные и управленческие расходы, расходы  на отопление, освещение, страхование  имущества).

Общая сумма затрат, связанных  с производством продукции, называется производственной себестоимостью. Расходы, непосредственно не связанные с  производством продукции, называют непроизводственными. При проведении анализа следует иметь в виду, что собственно финансовым ресурсом организации является выручка от реализации, уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов  и других косвенных налогов. [9]

 


Рисунок 1. Структура себестоимости.

Себестоимость показывает, во что обошелся производителю произведенный  продукт. Себестоимость может быть высчитана и по отрасли в целом.

Информация о работе Теоретические основы прибыльности предприятия