Теория предложения и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности является - предприятие. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Содержание работы

Введение;
Экономическая теория предложения;
Основные понятия;
Кривая предложения;
Эластичность предложения;
Неценовые факторы предложения;
Потребительский рынок:
1. характеристика потребительского рынка;
2. формирование предложения на потребительском рынке.
VIII. Действие закона предложения на практике:
1. предложение на рынке домашнего персонала;
2. предложение на рынке недвижимости;
3. предложение в розничной торговле;
4. предложение по акциям;
5. предложение по валютообменным операциям
XI. Заключение.

Файлы: 1 файл

теория предложения и ее значение.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется  только один производитель товара или  услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень  влиять на цены. Сила монополиста тем  больше, чем выше входные барьеры  в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы

Впервые детальная  разработка закона спроса и предложения  появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

Факторы, влияющие на предложение:

1. наличие товаров  заменителей;

2. наличие дополняющих  товаров;

3. уровень технологий;

4. объём и  доступность ресурсов;

5. налоги и  дотации;

6. природные  условия;

7. ожидания (инфляционные, социально-политические);

8. размеры рынка.

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

Оно характеризует  экономическую ситуацию на рынке  со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые  произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение.

Объем предложения  каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Предположим, что  на каком-то местном рынке продаются  яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок  будет возрастать.

Цена 1кг яблок, руб.

Продавцы готовы продать, т

20

25

15

15

13

9

10

6

8

4

5

2


По таблице видно, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.

Данная взаимосвязь  наглядно представлена на графике. Ее иллюстрирует опять же пример с продажей яблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс — количество яблок, которое продавцы готовы продать. Кривая П1-П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены. 

Степень изменения  объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения.

                       

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными измерениями параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в деньгах, тоннах, штуках, метрах.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

 

Измерив эластичность предложения  по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той  или иной продукции реагирует на изменение цены.

 

Виды эластичности предложения



 


 


 

 

 

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос. Поэтому  фактор времени является важнейшим  в определении показателя эластичности.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный  период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

Эластичность предложения  служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи  по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

 

 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Существуют  неценовые факторы, влияющие на объем  предложения:

  1. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства - увеличению предложения. Снижение цен на добываемые алмазы приведет к увеличению предложения бриллиантовых украшений. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба;
  2. Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей;
  3. Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
  4. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

Так как спрос  на товары ЗАО «Екатеринбургский  виншампанкомбинат» упал, предприятие  было вынуждено скорректировать объемы производства в сторону уменьшения. Так, если завод планировал произвести во втором квартале 2009 года 120 тыс. декалитров водки (1 декалитр равен 10 литрам), то теперь речь идет только о 90 тысячах декалитров. Также примерно на 100-150 тысяч бутылок от первоначального плана будет меньше за это же время выпущено шампанского (всего порядка 500 тысяч бутылок). Что касается стартовавшего в марте производства полусладкого вина - здесь тоже произведена корректировка. За прошедшие две - три недели ЕВШК произвел 30 тысяч литров белого и красного вина. Но на ближайшую перспективу конкретных планов по выпуску данной продукции завод не ставит - все будет зависеть исключительно от спроса;

  1. Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения;
  2. Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Характеристика потребительского рынка

Рынок как экономическая  категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного  обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между  производителями и потребителями  товаров. Формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка:

        • спроса;
        • предложения;
        • цены.

Под воздействием этих элементов  формируются пропорции между  производством и потреблением. Взаимосвязь  элементов рынка товаров народного потребления.

Потребительский рынок - обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:

· по региональному признаку;

· по назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

· по каналам реализации товаров.

Это позволяет в составе  всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

Потребительский рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты, кондитерские изделия. Дальнейшая структура каждой группы представляет ассортимент товаров (например, хлеб украинский, хлеб бородинский, батон и т. д.)

Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:

  • широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обуславливает отсутствие отлаженного спроса;
  • сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные колебания реализованного спроса;
  • более широкие связи между торговлей и производством;
  • совпадение в основном срока производства товаров с их потреблением;
  • ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.

Информация о работе Теория предложения и ее значение