Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в курсовой работе и позволили раскрыть тему:
- цена как экономическая категория;
- ценовая политика на предприятии;
- ценовые стратегии, подходы;
- эффективность применяемых ценовых подходов, и меры по их совершенствованию.
Введение 2
1. Теоретические основы управления ценами на предприятии. 3
1.1 Цена: понятие, функции и классификация. 3
1.2. Политика управления ценами на предприятии. 9
2. Анализ цен и ценовой политики ОАО «Искра». 19
2.1 Общая экономическая характеристика ОАО «Искра». 19
2.3. Анализ ценовой политики ОАО «Искра» 25
3. Совершенствование политики управления ценами в ОАО «Искра». 29
3.1. Мероприятия по совершенствованию политики управления ценами в ОАО «Искра». 29
3.2 Расчет мероприятий направленных на снижение цен на продукцию ОАО «Искра». 31
3.3. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий. 33
- относительно невысокий
- объем продаж должен оставаться небольшим.
2) Стратегия низких
цен (стратегия ценового
- чувствительность покупателей к цене;
- издержки на производство должны снижаться при увеличении объемов проданной и произведенной продукции;
- конкуренция не должна быть ожесточенной.
Эта стратегия предусматривает первоначальную продажу товаров по низким ценам с целью стимулировать спрос, одержать победу в конкурентной борьбе существенно увеличить рыночную долю. Предприятие добивается успеха на рынке, затем повышает цены на свои товары [16, с. 243].
3) Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам.
4)Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности предприятия посредством цен.
5)Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у предприятия имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров [5, с. 141].
Предприятие, пройдя все
этапы формирования ценовой политики,
принимает окончательное
Также в ценообразовании, как отмечают Е. Стоянова, применяют два основных понятия: пассивное и активное ценообразование [19, с. 44].
Пассивное ценообразование – установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.
Активное ценообразование – установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций.
ОАО «Искра» находится по адресу Иркутская область, Иркутский район, п.Новая Разводная, ул.Совхозная,35.
Собственником 100% акций
ОАО «Искра» является Министерство
имущественных отношений
Основные виды деятельности ОАО «Искра»:
-выращивание картофеля, столовых корнеплодов и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала;
-овощеводство;
-лесозаготовки;
-предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию машин для сельского хозяйства и лесного хозяйства, включая колесные трактора;
-производство общестроительных работ;
-производство столярных и плотничных работ;
-техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей;
-техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств;
-оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем;
-прочая оптовая торговля;
-розничная торговля фруктами ,овощами и картофелем;
-деятельность фондовых, товарных, валютных и валютно-фондовых бирж;
-сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Предприятие занимается производством, хранением и реализацией овощей открытого и защищенного грунта, картофеля и рассады овощных и цветочных культур для населения, работает цех переработки по квашению капусты. Ассортимент производимых овощей разнообразен, в основе своей – это овощи, производство которых наиболее приемлемо в климатических условиях Иркутской области (несколько видов капуст, морковь, свекла, огурцы полевые и тепличные, томаты, лук зеленый, салат, укроп, петрушка, редька и др.).
Продукция общества реализуется на центральном рынке г. Иркутска (4 места), на рынке ост. Волжская в собственном павильоне, по заявкам курортов, санаториев, городских объектов образования и здравоохранения, других покупателей.
Размер и структура товарной продукции ОАО «Искра» приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Размер и структура товарной продукции в ОАО «Искра».
Виды товарной продук-ции |
Год |
В среднем за 3 года | ||||||
2009 |
2010 |
2011 | ||||||
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу |
тыс. р |
% к итогу |
тыс. р. |
% к итогу | |
Картофель |
7733 |
24,0 |
5784 |
21,1 |
3835 |
18,9 |
5784 |
21,4 |
Овощи открытого грунта |
11106 |
33,4 |
8810 |
32,2 |
6515 |
32,1 |
8810,5 |
32,7 |
Овощи закрытого грунта |
11380 |
34,2 |
9723 |
35,5 |
8066 |
39,7 |
9723 |
36 |
Прочая продукция растен-ва |
955 |
2,9 |
915 |
3,3 |
876 |
4,3 |
915,5 |
3,4 |
Продукция переработк. |
1056 |
3,2 |
1020 |
3,7 |
985 |
4,8 |
1020,5 |
3,8 |
Итого по растен-ву |
32230 |
97,1 |
26253 |
96,0 |
20277 |
100 |
26253,5 |
97,1 |
Работы и услуги |
986 |
2,9 |
1115 |
4,0 |
- |
- |
- |
- |
Всего |
33216 |
100 |
27368 |
100 |
20277 |
100 |
26953,6 |
100 |
Проанализировав таблицу, размера и структуры товарной продукции, можно сделать вывод, что, товарная продукция в среднем за 3 года составляет 26959,6 тыс. руб.. За 3 года в товарной продукции произошли изменения в сторону уменьшения на 12939 тыс. руб., это произошло за счет уменьшения товарной продукции по таким статьям как: картофель на 3898 тыс. руб., овощи открытого грунта на 4591 тыс. руб., овощи закрытого грунта на 3314 тыс. руб. Также за счет того, что предприятие в 2011 году перестало реализовывать работы и услуги.
Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции в среднем за три года занимают овощи закрытого грунта – 36 %, далее овощи открытого грунта 32,7 %, картофель – 21,4 %.
Выручка от продажи продукции и оказания услуг в ОАО «Искра», признается для целей бухгалтерского учета по мере отгрузки продукции покупателям и предъявления им расчетных документов. Рассмотрим структуру, динамику выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в ОАО «Искра», для этого составим таблицу 3.
Таблица 3 - Структура выручки от реализации в ОАО «Искра» за период
2009 – 2011гг.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 | |||
тыс.руб. |
Структура,% |
Тыс.руб. |
Структура,% |
тыс.руб. |
Структура,% | |
Выручка от реализации продукции
сельскохозяйственного |
32230 |
100 |
26253 |
100 |
20277 |
100 |
В том числе от продажи: -картофеля |
7733 |
23,99 |
5784 |
22,03 |
3835 |
17,43 |
- овощи открытого грунта |
11106 |
34,46 |
8810,5 |
33,56 |
6515 |
32,13 |
- овощи закрытого грунта |
11380 |
35,31 |
9723 |
37,04 |
8066 |
39,78 |
- прочая продукция растениеводства |
955 |
2,96 |
915,5 |
3,49 |
876 |
4,32 |
- продукция раст-ва собственного производства, реализованная в переработанном виде |
1056 |
3,28 |
1020,5 |
3,89 |
985 |
4,86 |
Из таблицы 3 видно что, наибольший удельный вес в структуре выручки занимают овощи закрытого грунта - 39,78%, далее в порядке убывания следуют овощи открытого грунта - 32,13%, картофель – 17,43%, продукция растениеводства собственного производства реализованная в переработанном виде - 4,86%, и прочая продукция растениеводства – 4,32%. За три года выручка от реализации сократилась по всем видам продукции. По статье картофель уменьшение выручки составило – 3898 тыс.руб., овощи открытого грунта – 4591 тыс. руб., овощи закрытого грунта – 3314 тыс.руб., прочая продукция растениеводства – 79, продукция растениеводства собственного производства реализованная в переработанном виде – 71 тыс.руб..
Проанализируем относительные показатели результатов деятельности предприятия ОАО «Искра» в таблице 4.
Таблица 4 – Структура результатов финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «Искра» за 2009-2011гг.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2011г.в % к | |
2009 |
2010 | ||||
Выручка от реализации продукции (растениеводства), тыс. руб. |
32230 |
26253 |
20277 |
62,91 |
77,24 |
Оборотные активы, тыс. руб., |
30631 |
26216 |
33679 |
109,95 |
128,47 |
Себестоимость тыс. руб., |
38824 |
30511 |
22198 |
57,18 |
72,75 |
Чистая прибыль(убыток), тыс. руб. |
-2884 |
-1956 |
-2863 |
99,27 |
146,37 |
Из таблицы видно, что ОАО «Искра» за все три года имеет отрицательный финансовый результат. В 2009 году предприятие получило убыток в размере 2884 тыс. руб., в 2010 убыток составил – 1956 тыс. руб., в 2011 – 2863 тыс. руб.
2.2. Анализ цен в ОАО «Искра» и факторов на нее влияющих.
Рассмотрим динамику цен реализации основных видов продукции за период 2009 – 2011 годов в ОАО «Искра».
В таблице 5 приведена динамика цен реализации по виду продукции овощи закрытого грунта, в таблице 6 - овощи открытого грунта и картофель.
Таблица 5 – Динамика цен реализации на овощи закрытого грунта.
Вид продукции |
Цена продукции, руб.кг. |
2011 в % к, | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 | |
Огурцы |
58,04 |
17,25 |
37,64 |
-35,15 |
118,20 |
Томаты |
64,58 |
17,3 |
40,94 |
-36,61 |
136,65 |
Лук зеленый |
120,29 |
206,49 |
163,39 |
35,83 |
-20,87 |
Салат |
77,32 |
173,27 |
36,24 |
-53,13 |
-79,08 |
Прочие |
8,14 |
64,34 |
36,24 |
345,21 |
-43,67 |
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что цена по видам продукции огурцы и томаты в 2010 году резко сократилась, на 35,15% и 35,61% соответственно. Затем в 2011 году снова повысилась почти в 3 раза т.е. на 118,2% и 136,65% соответственно. По таким видам продукции как лук зеленый, салат, и прочие цена в 2010 году резко увеличивается по виду продукции зеленый лук на 86,2 р., салат – 95,95 р., прочие – 56,2 р., затем в 2011 году сокращается на 20,87% по зеленому луку, на 79,08% по салату и на 43,67% по прочей продукции.
Таблица 6 – Динамика цен реализации на овощи открытого грунта и картофель.
Вид продукции |
Цена продукции, руб.кг. |
2011 в % к, | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 | |
Капуста |
9,87 |
6,14 |
8 |
-18,95 |
30,29 |
Морковь |
11,79 |
10,39 |
11,09 |
-5,94 |
6,74 |
Свекла |
10,33 |
11,04 |
10,68 |
3,39 |
-3,26 |
Огурцы полевые |
17,18 |
18,15 |
17,66 |
2,79 |
-2,70 |
Прочие |
28,64 |
11,01 |
19,82 |
-30,80 |
80,02 |
Квашеная капуста |
36,31 |
37,95 |
37,13 |
2,26 |
-2,16 |
Рассада |
4,4 |
11,69 |
8,04 |
82,73 |
-31,22 |
Картофель |
7,83 |
9,79 |
8,81 |
12,52 |
-10,01 |