Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Выявить сущность и понятие дебиторской задолженности;
2.Рассмотреть систему управления долгами предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….5
1.1. Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………..5
1.2. Система управления долгами и кредитная политика компании …………9
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ГУП МО «МОСОБЛГАЗ» «НОГИНСК МЕЖРАЙГАЗ»…………………...18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»……………………………………………………………18
2.2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью предприятия……………………………………………………………………...23
2.3. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….5

1.1. Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………..5

1.2. Система управления долгами и кредитная политика компании …………9

2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ГУП МО «МОСОБЛГАЗ» «НОГИНСК МЕЖРАЙГАЗ»…………………...18

2.1. Организационно-экономическая характеристика ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»……………………………………………………………18

2.2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью предприятия……………………………………………………………………...23

2.3. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночного хозяйствования основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования.

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Текущая дебиторская задолженность характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п[1].

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской, задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей, для решения которой требуется провести исследования в этой области.

Цель исследования: выявить возможные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз».

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.Выявить сущность и понятие дебиторской задолженности;

2.Рассмотреть систему управления долгами предприятия;

3. Выявить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии;

4. Провести анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»;

5. Предложить пути совершенствования управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии;

Объект дипломного исследования: ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз».

Предмет исследования: Управление дебиторской задолженностью предприятия в целях обеспечения его финансовой устойчивости (на примере ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»).

Информационную  базу  исследования  составляют: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению дебиторской задолженностью, материалы периодической печати.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность и понятие дебиторской задолженности

В условиях современной рыночной экономики субъекты финансово-хозяйственной деятельности, предпринимательства неизбежно сталкиваются с проблемой возникновения и взыскания дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность представляет собой совокупность долгов, которые образовались в результате продажи товаров (работ, услуг) с отсрочкой оплаты и подлежат возврату от контрагентов в адрес компании[2].

Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной, и, в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих:

1) денежных средств;

2) дебиторской задолженности;

3) материально-производственных запасов;

4) незавершенного производства;

5) расходов будущих периодов.

Таким образом, дебиторскую задолженность можно считать компонентом оборотного капитала компании.

Дебиторская задолженность подразделяется также в зависимости от степени ликвидности на:

1) перспективную, т.е. ожидаемую к оплате по длящемуся договору за последний период платежа до наступления следующего за ним периода платежа;

2) исковую, на сумму которой поданы претензии, исковые заявления, находящиеся на рассмотрении суда или взыскиваемую кредитором в ходе исполнительного производства,

3) реструктуризированную, т.е., по сути, видоизмененную исковую, по которой сторонами заключены соглашения о реструктуризации (в том числе утвержденные судом мировые соглашения), устанавливающие порядок, форму и сроки погашения задолженности;

4) мораторную, т.е. задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства;

5) "мертвую" (безнадежную), в отношении которой имеется документальное подтверждение о нереальности ее к взысканию.

Такая задолженность подлежит списанию после инвентаризации задолженностей, результаты которой оформляются в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Таким образом, дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

1.2. Система управления долгами и кредитная политика компании

 

Эффективное управление дебиторской задолженностью требует применения комплексного и системного подхода, который нельзя свести к решению отдельно взятых проблем (поиск "идеального клиента", ставка на судебное взыскание долгов и т.п.). Целями создания системы управления являются уменьшение рисков компании, а также оптимизация действий всего персонала компании и экономия времени при принятии управленческих решений.

Наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются компании, кредитующие своих клиентов, можно сформулировать следующим образом:

1) отсутствие полной и достоверной информации о компаниях-дебиторах; компания не уделяет достаточно внимания оценке кредитоспособности клиентов и анализу эффективности коммерческого кредитования;

2) недостаточный контроль над работой с просроченной дебиторской задолженностью;

3) разрозненность сведений об имеющейся дебиторской задолженности, вызванная неразвитостью системы внутренних коммуникаций в компании (между отделами и управлениями, между филиалами и центром, и т.д.).

Таким образом, для определения наиболее эффективного варианта кредитной политики необходимо принимать во внимание как коммерческие, так и финансовые факторы.

Основная цель компании - достижение максимальных финансовых показателей. Разница между закупочной и продажной ценой товаров с учетом всех понесенных расходов и образует финансовый результат деятельности компании. Соотношение финансовых показателей при этом имеет следующий вид:

Продажная цена - Закупочная цена = Торговая наценка,

Торговая наценка - Переменные расходы = Маржа,

Маржа - Постоянные расходы = Валовая прибыль.

Исходя из анализа существующих трудностей в работе с дебиторской задолженностью можно обозначить в данной сфере следующие задачи[3]:

1) проведение анализа дебиторской задолженности организации в разрезе определенного периоде (по видам, суммам и т.д.), т.е. "ранжирование" задолженности. Анализ дебиторской задолженности - основа формирования кредитной политики компании. Основную роль здесь играет хорошо организованный учет первичной документации (договоров с приложением графиков отгрузки или выполнения работ, товарных накладных, счетов и счетов-фактур и т.д.), позволяющий отслеживать сроки реализации продукции и сопоставлять их со сроками оплаты;

2) создание в компании четких правил работы с дебиторской задолженностью. Данные правила разрабатываются для подразделений, отделов, филиалов компании в целях их эффективного взаимодействия (т.е. по горизонтали), а также для установления единообразного движения информации о состоянии дебиторской задолженности от руководства до подчиненных. Информация о проблемных долгах аккумулируется в юридической службе компании для ее последующего взыскания;

3) становление лимита дебиторской задолженности, приемлемого для компании. В целях принятия решения о возможности установления общего лимита дебиторской задолженности в рамках компании и распределения этого лимита между конкретными клиентами специалисты организации могут использовать различные механизмы оценки и расчета. Учитываются такие факторы, как реальная стоимость дебиторской задолженности, ее первоначальная величина, продолжительность (в днях) предоставленной отсрочки платежа и ставка, по которой компания привлекает заемные средства (либо ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ).

Необходимо также установить оптимальный срок оборачиваемости дебиторской задолженности. Для этого на первом этапе определяется фактический срок оборачиваемости дебиторской задолженности, далее рассчитывается период погашения дебиторской задолженности, и, наконец, определяется необходимый срок погашения дебиторской задолженности (при плановом приросте выручки и при установлении определенного лимита дебиторской задолженности на конец периода);

4) разработка "клиентской базы" с учетом оценки платежеспособности, "возраста", финансовой устойчивости и добросовестности компании. Оценка надежности клиента производится с использованием как формальных, так и неформальных методов. Формальные методы предполагают анализ состояния и легитимности клиента на основе исследования его бухгалтерских и юридических документов. Примером такого анализа служит проверка банком хозяйственной деятельности клиента перед выдачей кредита. Особый акцент следует сделать на отдельных финансово-экономических показателях объекта исследования: коэффициентах деловой активности клиента; показателях структуры капитала и эффективности бизнеса; коэффициентах рыночной активности.

Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.

1.                  Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов[4].

- На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации выделяется чистая реализационная  стоимость.

- На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующим периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги рассчитывается по формуле (1).

,                                                  (1)

где КОА - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва сомнительных долгов;

ОА - общая сумма оборотных активов предприятия.

6) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги определяется по формуле (2).

,                                                                       (2)

где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью