Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 12:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Выявить сущность и понятие дебиторской задолженности;
2.Рассмотреть систему управления долгами предприятия;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….5
1.1. Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………..5
1.2. Система управления долгами и кредитная политика компании …………9
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ГУП МО «МОСОБЛГАЗ» «НОГИНСК МЕЖРАЙГАЗ»…………………...18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»……………………………………………………………18
2.2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью предприятия……………………………………………………………………...23
2.3. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40
Продолжение таблицы 7
Структурная единица | Реализуемые функции |
Бухгалтер | 1. Организует расчеты по текущей дебиторской задолженности предприятия |
| 2. Осуществляет учет текущей дебиторской задолженности в журнале-ордере № 2 |
| 3. Учет дебиторской задолженности на счете 76, 60 и 62 |
| 4. Осуществляет контроль за своевременным погашением дебиторской задолженности клиентами |
| 5. Принимает меры к предупреждению возникновения просроченной дебиторской задолженности |
| 6. Предоставляет необходимые документы по дебиторской задолженности в отдел материально-технического снабжения |
Ведущий специалист | 1. Подготавливает претензии к дебиторам при нарушении ими договорных обязательств |
2. Контролирует составление расчетов по этим претензиям | |
3. Осуществляет погашение дебиторской задолженности поставщиков, в случае предварительного платежа за поставленную продукцию или оказанные услуги | |
4. Осуществляет взыскание дебиторской задолженности с физических или юридических лиц, которым были оказаны услуги | |
5. Командировка ответственного лица, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Разработка кредитной политики ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз». Учитывая, что от деятельности филиала зависит эффективность деятельности всего предприятия, то высокий риск является необоснованным, поэтому полностью исключаем агрессивную политику; также слишком жесткие условия отсрочки платежа на анализируемом предприятии не могут привести к эффективности. Таким образом, выбираем компромиссное решение, которое обеспечит стабильность финансового состояния в течение длительного периода, суть которого наглядно представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема выбранной кредитной политики предприятия
Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:
1) увеличение периода предоставления кредита до 45 дней;
2) введение системы 6% скидок при предварительной оплате или оплате в срок оказанных услуг сторонними организациями;
3) установление стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться на предпочтении надежности платежа. При анализе кредитоспособности рекомендуется использование метода «3С»: желание (т.е. степень стремления выполнить свои долговые обязательства), способность (то есть способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (то есть размер чистого собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).
Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав клиентов по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе. Однако такая база должна быть разработана только для постоянных клиентов филиала. Группировка клиентов по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки, и будет предусматривать следующих их категорий:
1. покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
2. покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
3. покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
Чтобы снизить дебиторскую задолженность при умеренной кредитной политике нужно полностью исключить ненадежных клиентов, платежеспособность которых находится на недопустимо низком уровне. Предполагается, что сбором информации, касающейся возможности изъять дебиторскую задолженность должен заниматься юрист, а также в некоторых случаях бухгалтер и ведущий специалист. К его функциям, которые он выполняет в настоящее время, должен прибавиться ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Не менее важное значение имеет репутация предприятия и его руководства: компетентность, обязательность, порядочность, выполнение принятых обязательств перед бюджетом, кредитными учреждениями и партнерами. Эти данные можно получить на основе предоставленных документов самих плательщиков, а также соответствующих органов (налоговых инспекций, банка и т.д.). Следовательно, ответственность юриста также существенно повысится, поэтому необходимо установить вознаграждения персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей. Повышением мотивации персонала по работе с дебиторской задолженностью должен заниматься отдел кадров, а также заместитель директора по персоналу.
Необходимость в обязательной подготовке такой информации сложилась в связи с тем, что на предприятии присутствуют случаи невозможности взыскать дебиторскую задолженность (так как услуги были оказаны организациям-банкротам). Анализ финансового состояния филиала показал, что абсолютно недопустимо списывать за счет собственных средств дебиторскую задолженность. При умеренной кредитной политике будет предоставляться возможность отсрочки погашения задолженности клиенту (при этом только постоянному), который переживает временные финансовые трудности (естественно при анализе собранной информации о нем), разумеется, при существовании шансов на их преодоление.
При предоставлении коммерческого кредита следует исходить из обоснованных решений, которые касаются:
- оценки деятельности и кредитоспособности покупателя, заказчика;
- обоснования целесообразности реализации продукции, предоставленной в кредит;
- определения условий выдачи кредита (величина, сроки погашения, льготы и т.д.);
- установления эффективных методов взимания дебиторской задолженности.
Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.
Проанализировав собранную информацию в бухгалтерии, принимается решение о возможности кредитования при согласовании с высшим руководством предприятия. Для этого стоит воспользоваться методом «дерево решений», наиболее доступным и популярным методом в менеджменте. Использование данного инструмента на предприятии представлено на рисунке 3.
Рис.3. «Дерево решений» по предоставлению кредита или об отказе от него
Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Автоматизация учета дебиторской задолженности. Проведение менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов, задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств. Предлагается вести данный календарь в компьютерном варианте, что ускорит процесс учета дебиторской задолженности и повысит возможность ее оперативного изъятия.
Широкое использование компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью приведет к ускорению ее учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств, для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).
Во второй главе курсовой работы проведен анализ управления дебиторской задолженностью ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз».
ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз» предлагает полный спектр услуг, связанных с газификацией, газовым оборудованием, а так же обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание.
Общая сумма дебиторской задолженности по предприятию в 2010 по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 10,5%, данное уменьшение произошло за счет уменьшения расчетов с покупателями и заказчиками на 35,6%.
Уменьшение дебиторской задолженности можно оценить положительно, так как такой большой рост дебиторской задолженности приводит не только к увеличению расходов предприятия, но и к увеличению риска.
«Минусы» в управлении дебиторской задолженностью на предприятии:
- Прочая дебиторская задолженность в 2010 году увеличилась на 506,6%.
- Средний период инкассации дебиторской задолженности за отчетные периоды имеет очень большие значения.
- 2010 году «Ногинский Межрайгаз» из-за просрочки платежей дебиторов потерял 3914,0 тыс. рублей, а в 2010 году – 1517,5 тыс. рублей.
Анализ системы управления дебиторской задолженностью предприятия позволяет утверждать, что основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью могут быть следующие:
- для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует внедрить на предприятии комплексную систему управления ею, в связи с чем, произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженностью и оптимизируется ее величина. В свою очередь данное мероприятие позволит улучшить платежеспособность предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007)
2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (принят ГД ФС РФ 11 октября 2002 года)
3.Адамов Н.А. Методологическая основа организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: учебник.- М.:ЮНИТИ,2006. 362 с.
4.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методичес-
кое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.689 с.
5.Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие.-Мн.: Высш.шк., 2006. 362 с.
6.Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006. 582 с.
7.Банаканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа М.: Финансы и статистика, 2007.
8.Бланк И.А. Финансовый менеджмент Киев: Ника-Центр Эльга, 2008.
9.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности М.: ДИС, 2008
10.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности М.: Финансы и статистика, 2006.
11.Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки М.: ДИС, 2007.
12.Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007.289 с.