Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 12:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Выявить сущность и понятие дебиторской задолженности;
2.Рассмотреть систему управления долгами предприятия;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….5
1.1. Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………..5
1.2. Система управления долгами и кредитная политика компании …………9
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ГУП МО «МОСОБЛГАЗ» «НОГИНСК МЕЖРАЙГАЗ»…………………...18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»……………………………………………………………18
2.2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью предприятия……………………………………………………………………...23
2.3. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40
РСД - сумма резерва сомнительных долгов.
На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по формуле (3).
,
где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
- средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
- средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется формуле (4)[5].
Эдз = Пдз -ТЗдз-ФПдз,
где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле (5).
,
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в странах с развитой рыночной экономикой.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.
При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление[6].
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
- срок предоставления кредита (кредитный период);
- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность хозяйственной деятельности покупателя;
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
- дееспособность покупателя;
- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
- состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие (6).
,
где ДЗо - оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз - дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз - размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.
Итак, дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:
- задолженность покупателей и заказчиков;
- векселя к получению;
- задолженность дочерних и зависимых обществ;
- задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
- авансы выданные;
- прочие дебиторы.
Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств, для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).
Проблема ликвидности дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения предприятия. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
При совершенствовании управления дебиторской задолженностью необходимо охватить все этапы данного управления, начиная с анализа и заканчивая контролем за своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:
1. Предварительная оценка финансового состояния фирмы;
2. Определение объема дебиторской задолженности и его динамики в предшествующий период;
3. Определение срока оплаты счетов дебиторов;
4. Взвешенное «старение» счетов дебиторов;
5. Оценка реального состояния дебиторской задолженности.
В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ГУП МО «МОСОБЛГАЗ» «НОГИНСК МЕЖРАЙГАЗ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГУП МО «Мособлгаз» «НогинскМежрайгаз»
Государственное Унитарное Предприятие Московской области «Мособлгаз», образованное в 1958 году, в период активной газификации страны, эксплуатирует крупнейшее в России газовое хозяйство — Подмосковное: свыше 37 тысяч километров подземных газопроводов. Газифицировано более 2,6 миллионов квартир, свыше 1200 промышленных и промышленно-отопительных предприятий, 550 сельскохозяйственных, 1190 отопительных и отопительно-производственных котельных.
Большая часть объектов снабжается природным газом, реализация которого ежегодно составляет свыше 17 миллиардов кубометров.
Газораспределительные сети ГУП МО «Мособлгаз» пронизывают территорию всей Московской области, а подразделения и филиалы имеются в каждом районе Подмосковья.
В ГУП МО "Мособлгаз" сегодня входят 13 филиалов: Балашихамежрайгаз, Дмитровмежрайгаз, Клинмежрайгаз, Коломнамежрайгаз, Красногорскмежрайгаз, Мытищимежрайгаз, Наро-Фоминскмежрайгаз, Ногинскмежрайгаз, Одинцовомежрайгаз, Подольскмежрайгаз, Раменскоемежрайгаз, Серпуховмежрайгаз и Ступиномежрайгаз.
Основой эксплуатационной структуры треста являются районные и городские эксплуатационные службы, осуществляющие работы на территории всего треста.
К числу таких служб относятся: