Управление качеством продукции на предприятии на примере предприятия ОАО «Глазовский хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении управления качеством продукции на примере предприятия ОАО «Глазовский хлебокомбинат»
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления качества продукции на предприятии.
2. Провести анализ организации на примере ОАО «Глазовский хлебокомбинат», дать общую характеристику предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии 6
1.1. Понятие и показатели качества продукции 6
1.2 Основные положения управления качеством 11
1.4 Методы управления качеством 16
2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» 19
2.1 Краткая характеристика ОАО «Глазовский хлебокомбинат» 19
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» 22
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 24
2.4 Создание системы менеджмента качества 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1 40
Приложение 2 41

Файлы: 1 файл

управление качеством продукции на предприятии.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)
  1. Экологические:
  • Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
  • Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за плохого качества воздушной среды.
  • Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
  • Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой  работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов. Заниматься качеством должны все – от директора  предприятия до конкретного исполнителя  любой операции. [4, стр. 32]

1.2 Основные положения  управления качеством

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в  целях установления, обеспечения  и поддержания необходимого уровня ее качества.

В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный  опыт управления качеством продукции  на предприятии. В соответствии с  этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно  система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством  продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия  или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение и завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса; [5, стр. 38]

Современный подход к управлению качеством  отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и  результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов  и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности  за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также  активное использование человеческого  фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей. [6, стр. 84]

Управление качеством продукции  представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

  1. разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;
  2. оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
  3. принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
  4. изучение условий эксплуатации с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

  1. Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
  2. Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его – у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
  3. Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.
  4. Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц – сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Всеобщее управление качеством включает:

    • Контроль в процессе разработки новой продукции;
    • Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;
    • Входной контроль материалов;
    • Контроль готовой продукции;
    • Оценку качества продукции;
    • Оценку качества производственного процесса;
    • Контроль качества продукции и производственного процесса;

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет  сделать выводы. Первые три уровня применимы как для предприятия  в целом, так и к его подразделениям, четвертый уровень – только к  предприятию в целом. [7, стр. 22]

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия  в целом. Эти функции тесно  связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений  деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества». Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных  стандартах ИСО 9000. Игнорирование или  недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия в целом.  [16, стр. 43]

Основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:

Планирование качества предусматривает  определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы  качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных  требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также  разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению  и внедрение конкретной модели системы  качества на предприятии. [12, стр. 54]

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и  разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию  и контроль их реализации.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению эффективности  и результативности, с целью получения  выгоды для него и покупателей. Эта  деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения  качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и  его сотрудникам, а также обществу в целом. [13, стр. 28]

Характерной особенностью приведенной  модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла  продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся  также с маркетинга, но уже с  учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей).

Следовательно, главным в обеспечении  качества, определяющего эффективную  работу предприятия, является правильный выбор направления деятельности и позиции на мировом рынке, а  также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной кок можно  более длительное время. [17, стр. 52]

 

 

 

1.4 Методы управления качеством

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления  управленческой деятельности и воздействие  на управляемы объекты для достижения поставленных целей в области  качества. В практике управления качеством  используются в основном экономические, организационно-распорядительные, и  социально-психологические методы. [16, стр. 10]

Экономические методы управления качеством  реализуются путем создания экономических  условий, побуждающих работников и  коллективы подразделений и организаций  систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

В группу экономических включают следующие  методы управления качеством:

  • финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области УК, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
  • хозяйственный расчет в подразделениях системы УК;
  • экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
  • ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
  • образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество;
  • применение системы оплаты труда и материального поощрения;
  • использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг; [9, стр. 87]

Один из примеров использования  экономического метода – материальное стимулирование: в ответ на авансированное повышение зарплаты можно ожидать  более ответственного отношения  работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат  – более высокого качества выпускаемой  продукции.

Организационно-распорядительные методы УК осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

В группу организационно-распорядительных методов УК следует включать методы:

  • регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного)
  • стандартизации
  • нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности)
  • инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения)
  • распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений)
  • приказы и распоряжения по УК, обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ, контроль за исполнением требований НТД;

Применение организационно-распорядительных методов УК обусловливает создание совокупности документов различного статуса.

Социально-психологические методы УК основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей  в области качества.

Среди социально-психологических  методов следует отметить следующие:

  • способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
  • формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
  • приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
  • Автоматический метод УК, когда отклонение процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств;
  • Графические методы, в том числе метод контрольных карт.

Графики, построенные в виде контрольных  карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые  указывают границы регулирования. [14, стр. 123]

Метод гистограмм является эффективным  инструментов обработки данных и  предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических  процессов, анализа работы отдельных  исполнителей и агрегатов. Гистограмма  – это графический метод представления  данных, сгруппированных на частоте  попадания в определенный интервал.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии на примере предприятия ОАО «Глазовский хлебокомбинат»