Управление качеством продукции на предприятии на примере предприятия ОАО «Глазовский хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении управления качеством продукции на примере предприятия ОАО «Глазовский хлебокомбинат»
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления качества продукции на предприятии.
2. Провести анализ организации на примере ОАО «Глазовский хлебокомбинат», дать общую характеристику предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии 6
1.1. Понятие и показатели качества продукции 6
1.2 Основные положения управления качеством 11
1.4 Методы управления качеством 16
2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» 19
2.1 Краткая характеристика ОАО «Глазовский хлебокомбинат» 19
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» 22
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 24
2.4 Создание системы менеджмента качества 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1 40
Приложение 2 41

Файлы: 1 файл

управление качеством продукции на предприятии.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

Сущность самоконтроля как одной  из функций управления качеством  продукции на рабочем месте исполнителя  заключается в осуществлении  им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов  и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.

При правильной организации самоконтроля в производстве основная масса контрольных  операций переносится на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ  самоконтроля основных производственных рабочих ОАО «Глазовский хлебокомбинат» заключается, таким образом, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.

На предприятии при работе бригады  по методу самоконтроля формируется  коллективная ответственность за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака и усилению взаимного  контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих  бригады; коллективная ответственность  членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых  изделий.

В работу по контролю качества вовлечены  все основные службы и подразделения  предприятия. За ними закреплены четко  ограниченные специфические объекты  контроля:

контроль качества материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и покупного  инструмента - заместителю директора  по производству, инженерам по сбыту  и снабжению;

контроль качества технологической  оснастки, приспособлений и инструмента  собственного изготовления - начальникам  цехов;

проверка соблюдения технологической  дисциплины и контроль точности оборудования - заместителю директора по производству;

контроль соответствия образовательного уровня и квалификации рабочих сложности  выполняемых работ - менеджеру по кадрам, руководителям соответствующих  подразделений;

межоперационный контроль деталей  и узлов — основным производственным рабочим и ремонтным, вспомогательным  рабочим;

контроль качества хранения и транспортирования  готовых изделий, а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий на складах предприятия - заведующему складом, кладовщикам, инженерам по сбыту и снабжению;

контроль и анализ поступления  и рассмотрения рекламаций потребителей продукции - юридической службе предприятия;

разработку и контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение  качества изделий - менеджеру по планированию, руководителям цехов и отделов;

Таким образом, на исследуемом предприятии  осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий  по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Однако, в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки. Сами планы повышения качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.

В работу по контролю качества вовлечены  все основные службы и подразделения  предприятия. Самоконтроль качества широко используется в деятельности рабочего коллектива ОАО «Глазовский хлебокомбинат». Развитие и совершенствование самоконтроля в соответствии с вышеизложенной схемой способствует более полному использованию его основных преимуществ в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» для повышения качества труда, продукции и услуг, роста эффективности производства. Однако на предприятии отсутствует координирующий штабной орган, выполняющий контрольные функции. Такой орган (отдел) или инженер по техническому контролю должен осуществлять координацию и организационно-методическое руководство всеми работами по контролю и управлению качеством продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Создание системы менеджмента качества

Организация работ по управлению качеством  продукции на предприятиях предполагает создание системы качества и принятие необходимых мер по обеспечению  их эффективного функционирования. Поэтому  предложим ОАО «Глазовский хлебокомбинат» создание системы менеджмента качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000.

Под созданием систем качества понимает их разработка и внедрение в деятельность предприятия. Создание систем качества может быть инициировано руководством предприятия или заказчиком.

Ранее уже отмечалось, что система  качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами. Поэтому разработка системы  качества в основном заключается  в том, чтобы сначала определить, какие структуры следует включить в систему качества и какие  функции они должны выполнять, чтобы  обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать все необходимые  нормативные документы для выполнения этих функций.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы  и, при необходимости, ее доработку  для того, чтобы все подразделения  могли четко выполнять свои функции.

Оценка системы качества после  ее создания осуществляется путем сертификации, проводимой независимым органом  с целью подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000.

Создание систем качества в ОАО «Глазовский хлебокомбинат» целесообразно проводить в следующей последовательности.

1. Информационное совещание.

Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства  и управленческого персонала  информацию, содержащую следующие сведения:

    • роль и значение системы качества для обеспечения успешной деятельности предприятия;
    • сравнение существующей системы в работе по качеству с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000;
    • основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе;
    • структура системы качества и принцип ее функционирования;
    • структура и функции службы качества и ее статус;
    • процедура создания и сертификации системы качества.

При этом, как показывает практика, руководство предприятия гораздо  лучше воспринимает указанную информацию, когда об этом говорят приглашенные со стороны специалисты, в особенности  иностранцы. Правило «нет пророка  в своем отечестве» действует  здесь в полной мере. Поэтому, даже если на предприятии есть свои специалисты, способные предоставить такую информацию, в интересах дела бывает лучше  подчиниться этому правилу, хотя оно действительно кажется иррациональным и потребует немалых затрат.

2. Принятие решения о создании  системы качества.

Следующий шаг в создании системы  качества — принятие руководством официального решения о ее создании. Такое решение может быть оформлено  в виде приказа, в соответствии с  которым:

назначается представитель руководства, ответственный за создание и функционирование системы качества;

формируется служба качества, как  правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы, отдела стандартизации и центральной  заводской лаборатории;

устанавливаются основные этапы, исполнители  и сроки разработки и внедрения  системы качества.

3. Разработка плана-графика создания  системы качества.

Во исполнение решения руководства  разрабатывается план-график создания системы качества, в котором предусматривается  выполнение следующих работ:

разработка политики в области  качества;

определение функций и задач (элементов) системы качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000 и особенностей предприятия;

определение состава структурных  подразделений, которые должны выполнять  функции в системе качества,

разработка структурной и функциональной схем системы качества;

определение состава и состояния  документации системы качества;

разработка новых и корректировка  действующих нормативных документов системы качества и выпуск «Руководства по качеству»;

внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и доработка  системы по результатам проверок.

4. Определение функций и задач  (элементов) системы качества.

На этой стадии сначала нужно  провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить  его в виде подробного перечня  этапов работ. Основу этого перечня  составляют стадии жизненного цикла  продукции, характерные для данного  предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, изготовление, монтаж, испытания продукции  и ее обслуживание при эксплуатации.

Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался  без воздействия системы качества.

5. Определение состава структурных  подразделений системы управления  качеством.

После определения этапов создания продукции и функций (элементов) системы качества нужно определить структурные подразделения, которые  будут выполнять эти функции.

Для этого необходимо проанализировать функции существующих подразделений  и сравнить их с перечнем функций, принятым для создаваемой системы  качества с учетом рекомендаций ИСО 9000.

В результате устанавливаются исполнители  каждой функции и каждому исполнителю  его новые функции официально включаются в функциональные обязанности. В состав исполнителей, кроме подразделений  службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование (обеспечение) качества продукции. После определения  исполнителей и их функций система  качества обретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено на двух схемах: структурной и функциональной.

6. Разработка структурной схемы  системы качества.

Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы  предприятия и дает возможность  показать «устройство» системы - состав и взаимосвязь всех структурных  подразделений в системе качества и ее управляющее ядро - службу качества, в которую, как было отмечено, включаются, как правило, отдел технического контроля, метрологическая служба, центральная заводская лаборатория, служба стандартизации, а также отдел  управления качеством, выполняющий  функции организации, координации  и методического руководства  работой по качеству. Дополнительно  на схеме целесообразно указать  основные функции представленных подразделений. Состав подразделений и выполняемые  ими функции в совокупности должны охватывать весь объем работ, потребный  для обеспечения качества выпускаемой  продукции.

7. Разработка функциональной схемы  управления качеством.

В отличие от структурной схемы, показывающей «устройство» системы  качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить  «работу» системы качества — процесс  управления качеством. Такая схема  строится в виде петли качества.

При разработке функциональной схемы  необходимо учитывать все этапы  производства и все управленческие функции, приведенные на петле качества: политику и планирование качества, организацию работ, обучение и мотивацию  персонала, контроль качества, информацию, разработку мероприятий, принятие решений и внедрение их в производство, а также — взаимодействие с внешней средой.

При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать  структурные подразделения, которые  будут их выполнять на всех этапах производства. Например, функцию контроля качества на этапе разработки будут  выполнять экспертная комиссия и  научно-технический совет, а на этапе  изготовления отдел технического контроля, а также — технологический  и конструкторский отделы, осуществляющие контроль за соблюдением технологической  дисциплины и авторский надзор за изготовлением продукции в цехах.

8. Определение состава и состояния  документации системы качества.

После определения состава и  взаимосвязи структурных подразделений  и их функций в системе качества следующий этап — определение  состава нормативно-методических документов системы качества. В самом деле, определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, какими методами это должно делаться, по какой документации.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии на примере предприятия ОАО «Глазовский хлебокомбинат»