Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….3

Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….5
1.1 Понятие качества и управления качеством………………….……...5
1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….7
1.3 Повышение качества……………………………………………….…11

Глава 2 Организация и методы управления качеством………....15
2.1 Организация текущего управления качеством…………………….15
2.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством……………………22
2.3 Классификация методов определения показателей качества…..…25

Глава 3 Учет изменения конъюнктуры рынка в деятельности предприятия…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………….…..47

Список используемой литературы…………………………………...48

Файлы: 1 файл

управление качеством продукции. (1).docx

— 136.38 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………….……….3

 

Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….5

1.1 Понятие качества и управления качеством………………….……...5

1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….7

1.3 Повышение качества……………………………………………….…11

 

Глава 2 Организация  и методы управления качеством………....15

2.1 Организация текущего управления качеством…………………….15

2.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством……………………22

2.3 Классификация методов определения показателей качества…..…25 

 

Глава 3 Учет изменения  конъюнктуры рынка в деятельности предприятия…………………………………………………………………… 28

 

Заключение………………………………………………………….…..47

 

Список используемой литературы…………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

 

Значительное влияние  на качество образа жизни оказывает  материальная среда – качество товаров  и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит  стабильность экономики государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью (разностью  между продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая  товары, мы оплачиваем их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они нам понравились.

Улучшение качества выпускаемой  продукции является одним из важнейших  факторов роста эффективности производства. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

В промышленно развитых странах  во многих фирмах и компаниях функционируют  системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность  выпускаемой продукции. В большей  части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных  стандартов по управлению качеством  продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.

В условиях рыночной экономики  обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что  предприятие выживет, останется  на плаву, не прекратит свое существование. Следовательно, бюджеты всех уровней  пополнятся налоговыми сборами взимаемых  с предприятия. Население будет  обеспечено рабочими местами и средствами к существованию. В масштабах  всей страны работа каждого предприятия  приводит к росту валового внутреннего  продукта. Можно сказать, что обеспечение  качества ведет страну к экономическому процветанию.

Целью данной работы  является анализ организации и методов управления качеством. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Управление качеством  и пути повышения качества

1.1 Понятие качества и управления качеством

 

Качество – емкая, сложная  и универсальная категория, имеющая  множество особенностей и различных  аспектов. Научное обоснование термина  о качестве дается в философии.

Качество как философская  категория выражает неотделимое  от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему он является именно данным, а не иным предметом.

Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Проблема качества продукции  и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс  улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при  сбыте товаров или услуг, но главное  – обществу в целом и его  интересам. 

Решение любой крупной  проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. 

Управление качеством  продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты  управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения  и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям  потребителей и общества в целом.

Рис.1 Этапы оценки уровня качества продукции

 

Для управления качеством  продукции и его повышения  необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная  с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых  управляющих воздействий в системе  управления качеством продукции. [1, с.96]

В общем виде оценка уровня качества может быть представлена этапами, отраженными на рис.1. Содержание этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует  выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью  определять значения этих показателей, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме  представить результаты оценки. 

 

1.2 Эволюция подходов к управлению качеством

 

Современная концепция управления качеством берет свои истоки с  работ В. Шехарта (Walter Shewhart), который  ввел понятие цикла непрерывных  технологических изменений на основании  статистического контроля качества. Это был знаменитый цикл PDCA (“Plan – Do – Check – Act”: “Планировать – Выполнять  – Контролировать – Действовать”), известный также как "цикл Шехарта". Впервые он был применен в лабораториях Белла (США) в 30-х годах. 

Суть данного цикла  сводится к следующим положениям: 

    1. При обнаружении ошибок в выполнении операций, проанализировать их, найти решение проблемы.
    2. Выполнить разработанные улучшения для решения проблемы на небольшом участке работ. Это сократит возможные нарушения в обычной деятельности на этапе решения вопроса.
    3. Проконтролировать, достигли ли тестовые изменения желаемого результата. Необходимо производить непрерывный контроль за изменениями, чтобы гарантировать, что в любой момент времени будет известно качество “на выходе” и можно определить вновь возникающие проблемы. 
    4. В случае достижения желаемого результата по исправлению ошибок на участке работ, внедрить изменения в больших масштабах, вовлекая другие лица (другие отделы, поставщиков, клиентов), чье сотрудничество потребуется при внедрении изменений. Подобные изменения должны быть обычными на протяжении всей деятельности организации. 

Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х - 50-е  годы. В это время А. Фидженбаум (Armand V. Feigenbaum) ввел понятие Всеобщего  Контроля Качества (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки  качества и улучшение качества, а  также понятие Стоимости Качества. В.Э. Деминг (W. Edwards Deming) расширил область  применения цикла Шехарта и статистических методологий управления производством  на сферу продаж и оказания услуг. В это время им были сформулированы знаменитые "Четырнадцать принципов" управления качеством. Эти принципы содержали в себе следующие положения: 

  1. Постоянно совершенствуйте товары или услуги.
  2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
  3. Откажитесь от массового контроля.
  4. Откажитесь от партнерских отношений, основанных только на цене продукции: установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
  5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.
  6. Установите на предприятии современное обучение.
  7. Внедрите современные методы руководства: функции руководства должны быть смещены от контроля количественных показателей к качественным.
  8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
  9. Устраните барьеры между подразделениями предприятия.
  10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
  11. Откажитесь от количественных оценок работы.
  12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
  13. Внедрите на предприятии систему образования и самосовершенствования сотрудников.
  14. Принимайте любую работу, полезную для осуществления изменений.[2, с.54]

Начиная с 1950 года, Деминг начал  внедрять свои принципы на японских предприятиях. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению  недорогих и высококачественных японских товаров. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга. Другими  наиболее известными в области управления качеством явились следующие  события. Публикация в 1951 году Джозефом Юраном (Joseph M. Juran) книги "Руководство  по управлению качеством". Юран разработал идею трилогии качества: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. Данные три аспекта стратегического  планирования качества в организации  сводятся к следующему: 

  1. Планирование качества:
  • идентифицируйте своих клиентов;
  • определите потребности Ваших клиентов;
  • переведите их потребности на Ваш язык;
  • разработайте продукт, который соответствует потребностям Ваших клиентов;
  • оптимизируйте характеристики продукта с тем, чтобы они удовлетворили как Ваши потребности, так и потребности клиента. 
  1. Улучшение качества:
  • разработайте процесс, который может произвести данный продукт;
  • оптимизируйте данный процесс. 
  1. Управление качеством:
  • проверьте, что процесс с имеющимися операционными требованиями может произвести данный продукт;
  • передайте процесс на выполнение.

   В 1951 году Дуглас МакГрегор (Douglas McGregor) сформулировал теорию X и теорию Y, - два метода административного контроля, а Маслоу (Maslow) выдвинул теорию Иерархии Потребностей; Каори Ишикава (Karou Ishikawa) в 1962 году разрабатывает Цикл Качества и убеждает японских менеджеров обращать внимание на предложения рабочих. Теория Ишикава подразумевает, что качество - это не только качество продукта, но также послепродажное обслуживание, качество управления, сама компания и человеческая жизнь; Филипп Кросби (Philip Crosby) положил начало распространению концепции нулевых дефектов, которая заключается в том, что за качество не платят. Деньги приходится платить за отсутствие и недостаток качества, что и должно быть предметом контроля. В последние годы было много новых теоретических и практических разработок в области качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых Вам известны; дешевле делать хорошо с первого раза. Таким образом, благодаря теориям и деятельности как перечисленных выше, так и ряда других ученых, к фактору качества было привлечено всеобщее внимание. Достаточно сказать, что в настоящее время вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля за качеством. В нашей стране управление качеством в настоящее время приобретает все большую известность благодаря стандартам серии ISO 9000, определяющих стандарты на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания. Международная неправительственная организация ISO была основана в 1947 году для разработки унифицированных всемирных стандартов качества. В ее состав сегодня входит более девяноста стран, на долю которых приходится свыше 95 процентов мирового промышленного производства. Сертификат организации действителен в США, Канаде, странах Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. [3, с.34]

Информация о работе Управление качеством продукции