Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:57, курсовая работа
Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
Введение………………………………………………………….……….3
Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….5
1.1 Понятие качества и управления качеством………………….……...5
1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….7
1.3 Повышение качества……………………………………………….…11
Глава 2 Организация и методы управления качеством………....15
2.1 Организация текущего управления качеством…………………….15
2.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством……………………22
2.3 Классификация методов определения показателей качества…..…25
Глава 3 Учет изменения конъюнктуры рынка в деятельности предприятия…………………………………………………………………… 28
Заключение………………………………………………………….…..47
Список используемой литературы…………………………………...48
Значительный интерес представляет построение диаграмм ПАРЕТО в сочетании с диаграммой причин и следствий.
Выявление главных факторов,
влияющих на качество продукции позволяет
увязать показатели производственного
качества с каким-либо показателем,
характеризующим
Для такой увязки возможно применение регрессионного анализа.
Наибольшее практическое
распространение имеет
Обычно при статистическом контроле качества допустимый уровень качества, который определяется количеством изделий, прошедших контроль и имевших качество ниже минимально приемлемого, колеблется от 0,5% до 1% изделий. Однако, для компаний, которые стремятся выпускать продукцию только высшего качества этот уровень может быть недостаточным. Например, "Toyota" стремится свести уровень брака к нулю, имея в виду, что хотя и выпускаются миллионы автомобилей, но каждый покупатель приобретает лишь один из них. Поэтому наряду со статистическими методами контроля качества на фирме разработаны простые средства контроля качества всех изготавливаемых деталей (TQM). Статистический контроль качества в первую очередь применяется в отделениях фирмы, где продукция изготавливается партиями. Применение выборочного статистического контроля имеет эффект всеобъемлющего тогда, когда каждая производственная операция выполняется стабильно благодаря тщательной отладке оборудования, использованию качественного сырья и т. д.
Большую роль в обеспечении качества играет статистический приемочный контроль.[5, с.148]
2.2 Основные направления
использования отечественного
В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и действующими международными стандартами необходимо пересмотреть модель действующей системы управления качеством продукции. Направленность совершенствования действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе УКП :
- приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать “лучше и больше” [4, с.31]. Руководство предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой;
- повсеместно и постоянно
подкреплять выше указанный
- изготовитель обязательно
должен иметь и осуществлять
рациональную систему сбора,
- для обеспечения требуемого
качества каждого вида
- улучшение материально-
- управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции;
- система УКП может
считаться эффективной тогда,
когда выпускаемая продукция
удовлетворяет требованиям
- создание системы непрерывного
обучения в области УКП и
воспитание всех трудящихся (учащихся,
студентов, рабочих, мастеров) в
духе уважительного отношения
к потребителям, заказчикам. Система
УКП должна быть всем понятна.
Для воспитания в
- повышение роли стимулирования
в сфере производства, изготовления
продукции высокого и
- привлечение в группы
качества значительно более
- расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий, поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях;
- использование профессионалов в области УКП при проведении всех работ по совершенствованию системы УКП.
Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих случаях:
- при сертификации продукции,
когда одним из условий
- при получении аттестата
качества, когда его может получить
только сертифицированная
- при получении
- при выходе предприятия на внешний рынок. [1, с.115]
2.3 Классификация
методов определения
Методы определения
регистрационный;
расчетный;
органолептический.
По источникам информации:
Традиционный;
Экспертный;
Социологический;
Методы определения показателей качества:
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.
Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.
Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.
Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.
Традиционный метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т.д.).
Экспертный метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т.п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.
Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций и т.д. [5, с.185]
3. УЧЁТ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЪЕКТУРЫ РЫНКА В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Показатель |
Ед. измерения |
Значение показателя |
Предполагаемый спрос с учетом изменения рыночной конъюнктуры |
тыс. ед./год |
590 |
Число рабочих дней в году |
дни |
255 |
Количество смен в сутки |
см |
2 |
Продолжительность смены |
час |
8 |
Внутрисменные простои |
% |
21 |
в том числе организационно- |
% |
15 |
Первоначальная стоимость основных средств предприятия |
млн.руб |
31 |
Норма амортизации прочих основных средств, за исключением станков |
% |
2 |
Норматив отчисления в ремонтный фонд по прочим основным средствам |
% |
1 |
Сдельная расценка на оплату труда производственных рабочих |
руб/ед |
3,9 |
Средний тарифный оклад управленческого и обслуживающего персонала |
руб/мес |
4780 |
Коэффициент, учитывающий надбавки к заработной плате |
1,6 | |
Отчисления на социальные нужды |
% |
34 |
Доля численности |
% |
30 |
Нормы расхода сырья |
руб/ед |
7 |
Тариф на электроэнергию |
руб/кВт-ч |
2,7 |
Доля расхода электроэнергии на общехозяйственные нужды |
% |
14 |
Техническая производительность одного станка |
ед/час |
11 |
Количество станков на предприятии |
ед |
19 |
Первоначальная стоимость станка |
тыс.руб |
1230 |
Резерв увеличения количества станков |
% |
20 |
Фактический срок службы станков |
лет |
9 |
Нормативный срок службы станков |
лет |
12 |
Количество рабочих |
чел/см |
1 |
Мощность станка |
кВт |
23 |
Норматив отчислений в ремонтный фонд (по станкам) |
% |
4 |
Описание объекта исследования и определение ресурсных
возможностей предприятия
Предприятие как самостоятельный
хозяйствующий субъект
Производственная мощность предприятия зависит от фонда рабочего времени, производительности одного станка и количества станков на предприятии.
Годовой фонд рабочего времени одного станка:
Тфрв = Траб *nсм *tсм *(1- tпр /100), (1)
Тфрв - годовой фонд рабочего времени станка, час.;
Траб - количество рабочих дней в году, дн.;
nсм - количество смен на предприятии, ед.;
tсм - продолжительность одной смены, час.;
tпр - время простоев, % .
Тфрв = 255*2*8*(1-21/100)=3223.2 час
Годовая производительность одного станка:
Pгодсм =Тфрв * Pст, (2)
Pгодсм - годовая производительность станка, ед.;
Рст- техническая производительность станка, ед./час.
Pгодсм =3223,2*11=35455,2 ед.
Производственная мощность предприятия:
Мпр = Pгодсм * nст , (3)
Мпр - производственная мощность предприятия, ед.;
nст - количество станков на предприятии, ед.
Мпр =35455,2*19=673648,8 ед.
Принятие решения об изменении количества станков, смен простоев С учётом коэффициента риска производственная мощность должна находиться в следующих пределах:
Vгод ≤ Wгод → M’пр ≤ Vгод *kриск , (4)
Wгод - принятый расчётный объем производства, ед.;
M’пр - производственная мощность предприятия с учётом принятых решений об изменении ресурсного обеспечения, ед.;
Vгод - предполагаемый спрос на продукцию (см. задание), ед.;
kриск - коэффициент запаса производственной мощности, (1,1-1,2)