Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….3

Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….5
1.1 Понятие качества и управления качеством………………….……...5
1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….7
1.3 Повышение качества……………………………………………….…11

Глава 2 Организация и методы управления качеством………....15
2.1 Организация текущего управления качеством…………………….15
2.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством……………………22
2.3 Классификация методов определения показателей качества…..…25

Глава 3 Учет изменения конъюнктуры рынка в деятельности предприятия…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………….…..47

Список используемой литературы…………………………………...48

Файлы: 1 файл

управление качеством продукции. (1).docx

— 136.38 Кб (Скачать файл)

Значительный интерес  представляет построение диаграмм ПАРЕТО в сочетании с диаграммой причин и следствий.

Выявление главных факторов, влияющих на качество продукции позволяет  увязать показатели производственного  качества с каким-либо показателем, характеризующим потребительское  качество.

Для такой увязки возможно применение регрессионного анализа.

Наибольшее практическое распространение имеет характеристика качества изучаемого процесса путем  оценки качества результата этого процесса. В этом случае речь о контроле качества изделий, деталей, получаемых на той или иной операции. Наибольшее распространение имеют несплошные методы контроля, а наиболее эффективны те из них, которые базируются на теории выборочного метода наблюдения.

Обычно при статистическом контроле качества допустимый уровень  качества, который определяется количеством  изделий, прошедших контроль и имевших  качество ниже минимально приемлемого, колеблется от 0,5% до 1% изделий. Однако, для компаний, которые стремятся  выпускать продукцию только высшего качества этот уровень может быть недостаточным. Например, "Toyota" стремится свести уровень брака к нулю, имея в виду, что хотя и выпускаются миллионы автомобилей, но каждый покупатель приобретает лишь один из них. Поэтому наряду со статистическими методами контроля качества на фирме разработаны простые средства контроля качества всех изготавливаемых деталей (TQM). Статистический контроль качества в первую очередь применяется в отделениях фирмы, где продукция изготавливается партиями. Применение выборочного статистического контроля имеет эффект всеобъемлющего тогда, когда каждая производственная операция выполняется стабильно благодаря тщательной отладке оборудования, использованию качественного сырья и т. д.

Большую роль в обеспечении  качества играет статистический приемочный контроль.[5, с.148]

 

2.2 Основные направления  использования отечественного и  зарубежного опыта в организации  управления качеством

 

В соответствии с имеющимся  собственным и зарубежным опытом и действующими международными стандартами  необходимо пересмотреть модель действующей  системы управления качеством продукции. Направленность совершенствования действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе УКП :

- приоритеты в системе  УКП должны быть расставлены  так, чтобы на первом месте  стояло качество продукции во  имя потребителя. На каждом  предприятии всем рабочим и  служащим необходимо знать и  стремиться к тому, чтобы продукцию  изготавливать “лучше и больше” [4, с.31].      Руководство предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой;

- повсеместно и постоянно  подкреплять выше указанный подход  проведением новой инвестиционной  и инновационной политики, переходя  от традиционного увеличения  объёмов производства к реконструкции,  перевооружению и обновлению  основных фондов и самой продукции,  обеспечивающих существенное повышение  качества продукции;

- изготовитель обязательно  должен иметь и осуществлять  рациональную систему сбора, учёта,  обработки, анализа и хранения  в течении определённого срока  информационных данных о качестве  продукции;

- для обеспечения требуемого  качества каждого вида продукции  на предприятии должна функционировать  отдельная система УКП ;

- улучшение материально-технического  снабжения должно осуществляться  умением найти нужных поставщиков,  повышением заинтересованности  каждого поставщика и установлением  с ними тесных контактов многопланового  характера;

- управленческие воздействия  должны быть эффективными и  выполняться применительно ко  всем стадиям жизненного цикла  продукции;

- система УКП может  считаться эффективной тогда,  когда выпускаемая продукция  удовлетворяет требованиям потребителя  и наличие эффективной системы  УКП признаётся потребителем;

- создание системы непрерывного  обучения в области УКП и  воспитание всех трудящихся (учащихся, студентов, рабочих, мастеров) в  духе уважительного отношения  к потребителям, заказчикам. Система  УКП должна быть всем понятна.  Для воспитания в общегосударственном  и на региональном уровне целесообразно  подключить средства массовой  информации, в том числе радио,  телевидение, печать. Следует организовать  издание массовых журналов по  качеству продукции для различных  категорий трудящихся (рабочих, мастеров, инженеров...). Необходимо создавать  специализированные центры по  обучению и повышению квалификации  в области управления и повышения  качества продукции, различные  школы и курсы качества, преподавание  в которых могут осуществлять  также специалисты других стран.  Ведь общеизвестно, что продукцию  с высоким качеством могут  создавать только высококвалифицированные  специалисты;

- повышение роли стимулирования  в сфере производства, изготовления  продукции высокого и стабильного  качества. Для этого необходимо  повысить значимость поощрительных  мер за высокое качество продукции  и труда, не исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера  за выпуск продукции с отклонением  от требований нормативно-технологической  документации. Расширить практику  проведения различных конкурсов,  направленных на повышение и  улучшение качества продукции;

- привлечение в группы  качества значительно более широкого  круга трудящихся и повышение  их активности и эффективности  работы. По мнению автора, в число  работ по обеспечению высокого  качества, подлежащих стимулированию, необходимо включить и работу  групп качества;

- расширение и претворение  в жизнь целого комплекса мероприятий, поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях;

- использование профессионалов в области УКП при проведении всех работ по совершенствованию системы УКП.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих случаях:

- при сертификации продукции,  когда одним из условий получения  сертификата соответствия является  строгое соблюдение в построении  системы УКП требований международных  стандартов ИСО серии 9000;

- при получении аттестата  качества, когда его может получить  только сертифицированная продукция,  то есть имеющая сертификат  соответствия;

- при получении государственного  заказа на изготовление определённых  видов и объёмов продукции,  когда в условиях конкурсной  системы их получения, необходимо  проводить экспертизу действующей  системы УКП;

- при выходе предприятия на внешний рынок. [1, с.115]

 

2.3 Классификация  методов определения показателей  качества

 

Методы определения показателей  качества продукции:                                измерительный;

регистрационный;

расчетный;

органолептический.

  По источникам информации:

 Традиционный;

 Экспертный;

Социологический;

 Методы определения показателей качества:

 Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.

  Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др.

   Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

  Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

В зависимости от источника  информации методы определения значений показателей качества продукции  подразделяют на традиционный, экспертный и социологический. 

Традиционный  метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т.д.).

Экспертный метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т.п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций и т.д. [5, с.185]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УЧЁТ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЪЕКТУРЫ РЫНКА В

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

Показатель

Ед. измерения

Значение показателя

Предполагаемый спрос  с учетом изменения рыночной конъюнктуры

тыс. ед./год

590

Число рабочих дней в году

дни

255

Количество смен в сутки

см

2

Продолжительность смены

час

8

Внутрисменные простои

%

21

в том числе организационно-технологические  простои

%

15

Первоначальная стоимость  основных средств предприятия

млн.руб

31

Норма амортизации прочих основных средств, за исключением станков

%

2

Норматив отчисления в  ремонтный фонд по прочим основным средствам

%

1

Сдельная расценка на оплату труда производственных рабочих

руб/ед

3,9

Средний тарифный оклад управленческого  и обслуживающего персонала

руб/мес

4780

Коэффициент, учитывающий  надбавки к заработной плате

 

1,6

Отчисления на социальные нужды

%

34

Доля численности непроизводственного  персонала

%

30

Нормы расхода сырья

руб/ед

7

Тариф на электроэнергию

руб/кВт-ч

2,7

Доля расхода электроэнергии на общехозяйственные нужды

%

14

Техническая производительность одного станка

ед/час

11

Количество станков на предприятии

ед

19

Первоначальная стоимость  станка

тыс.руб

1230

Резерв увеличения количества станков

%

20

Фактический срок службы станков

лет

9

Нормативный срок службы станков

лет

12

Количество рабочих обслуживающих  станок

чел/см

1

Мощность станка

кВт

23

Норматив отчислений в  ремонтный фонд (по станкам)

%

4


       Описание объекта исследования и определение ресурсных

возможностей  предприятия

 

Предприятие как самостоятельный  хозяйствующий субъект представляет собой сложную социально-экономическую  систему. При исследовании предприятия  как социально-экономической системы  принято рассматривать собственно систему (предприятие) и внешнюю  среду, в которой функционирует  эта система.

Производственная мощность предприятия зависит от фонда  рабочего времени, производительности одного станка и количества станков  на предприятии.

 

        Годовой фонд рабочего времени одного станка:

       

        Тфрв = Траб *nсм *tсм *(1- tпр /100),              (1)

 

Тфрв - годовой фонд рабочего времени станка, час.;

Траб - количество рабочих дней в году, дн.;

nсм - количество смен на предприятии, ед.;

tсм - продолжительность одной смены, час.;

tпр - время простоев, % .

 

        Тфрв = 255*2*8*(1-21/100)=3223.2 час

 

Годовая производительность одного станка:

  

        Pгодсм фрв * Pст,                                   (2)

       

        Pгодсм - годовая производительность станка, ед.;

Рст- техническая производительность станка, ед./час.

 

Pгодсм =3223,2*11=35455,2 ед.

Производственная мощность предприятия:

 

Мпр = Pгодсм * nст ,                         (3)

Мпр - производственная мощность предприятия, ед.;

nст - количество станков на предприятии, ед.

 

Мпр =35455,2*19=673648,8 ед.

Принятие решения об изменении  количества станков, смен простоев               С учётом коэффициента риска производственная мощность должна находиться в следующих пределах:

Vгод ≤ Wгод → M’пр ≤ Vгод *kриск ,        (4)

 

Wгод - принятый расчётный объем производства, ед.;

M’пр - производственная мощность предприятия с учётом принятых решений об изменении ресурсного обеспечения, ед.;

        Vгод - предполагаемый спрос на продукцию (см. задание), ед.;

        kриск - коэффициент запаса производственной мощности, (1,1-1,2)

Информация о работе Управление качеством продукции