Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:57, курсовая работа
Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
Введение………………………………………………………….……….3
Глава 1 Управление качеством и пути повышения качества…….5
1.1 Понятие качества и управления качеством………………….……...5
1.2 Эволюция подходов к управлению качеством………………..…….7
1.3 Повышение качества……………………………………………….…11
Глава 2 Организация и методы управления качеством………....15
2.1 Организация текущего управления качеством…………………….15
2.2 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в организации управления качеством……………………22
2.3 Классификация методов определения показателей качества…..…25
Глава 3 Учет изменения конъюнктуры рынка в деятельности предприятия…………………………………………………………………… 28
Заключение………………………………………………………….…..47
Список используемой литературы…………………………………...48
1.3 Повышение качества
Неуклонный рост качества продукции – это и средство, и результат интенсификации производства.
Пути повышения качества:
Необходимо рассмотреть основные факторы совершенствования управления качеством продукции:
Фондоотдача представляет собой величину результатов производства (национального дохода, товарной, чистой продукции и др.), приходящуюся на 1 руб. основных фондов.
Факторы изменения фондоотдачи и пути повышения фондоотдачи:
Ресурсосбережение – решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и производства в целом.
Использовать наиболее рационально всё, что мы имеем, беречь народное добро – долг каждого члена общества.
В целях эффективного управления качеством и повышения его уровня Э. Демингом и Д. Джураном были разработаны постулаты – рассмотренные ниже.
10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану
1. Сформируйте осознание потребности
в качественной работе и создайте возможность
для улучшения качества.
3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
5. Выполняйте проекты для решения проблем.
6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Сообщайте о результатах.
9. Регистрируйте успехи.
10. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым закрепляя их. [6, с.15]
14 принципов В.Эдвардса Деминга
1.Постоянство цели. Поддерживайте
постоянство целей для
2.Новая философия. Примите
новую философию. Мы живем в
новую экономическую эпоху,
3. Снижайте зависимость
от инспекции. Устраните
4. Прекратите практику
заключения контрактов по
5. Совершенствуйте все
процессы в организации.
6. Введите обучение на работе.
7. Установите благоприятный
стиль руководства.
8. Поощряйте эффективные
двусторонние коммуникации и
другие способы, позволяющие
9. Разрушайте барьеры между отделами и людьми.
10. Исключите использование лозунгов, плакатов и призывов.
11. Устраните цифровые показатели, по которым выносится суждение. Откажитесь от стандартов выполнения работы, которые предписывают рабочим достижение определенных норм в цифровом выражении и управленческому персоналу - цифровых показателей. Предложите вместо этого поддержку и помощь наставников.
12. Гордитесь мастерством.
13. Поощряйте образование.
14. Приверженность высшего
руководства. Добейтесь четкой
приверженности высшего
Управление качеством продукции – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей. [6, с.23]
2 Организация и методы управления качеством
2.1 Организация текущего управления качеством
Текущее управление качеством
связано с контролем
Диаграмма Парето. Используется для оценки частоты появления брака (отклонения в размерах деталей, некачественное сырье, нарушение технологического процесса и др.).
Опыт исследования частоты брака показывает, что малое число видов брака составляет большую долю общего числа.
Суммарная частота появления брака категории "прочие" не должна превышать 10%, т. е. в прочие должны входить виды брака, суммарная доля которых не превышает 10%.
Схема Исикавы – "рыбий скелет".
Отражает логическую структуру отношений между элементами, этапами, работами, составляющими изучаемый технологический процесс. Схема строится по принципу четырех компонентов, влияющих на качество продукции: материал, машины, сырье, люди. При ее построении факторы располагаются по значимости (ближе к цели строится более значимый фактор). При этом каждый фактор проходи свой цикл предварительной обработки и может быть разбит на более мелкие, на более детализированные схемы.
Операции, составляющие обработку показаны стрелками. Каждая стрелка сопряжена с оценками тех или иных показателей. Например, изделие нагревается возникает необходимость в контроле температурного режима. «Рыбий скелет» является инструментом логического решения задачи.
Схема может применяться при анализе качества изделий в целом, а также отдельных этапов его изготовления.
Контрольные листки, в которых содержатся сведения о технологических процессах.
Применяются гистограммы, контрольные карты и др.
Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной карты принадлежит известному американскому статисту Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г. Первоначально они использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции. Выход параметра за границы поля допуска свидетельствовал о необходимости остановки производства и проведении корректировки процесса в соответствии со знаниями специалиста, управляющего производством.
Это давало информацию о том, когда кто, на каком оборудовании получал брак в прошлом.
Однако в этом случае решение о корректировке принималось тогда, когда брак уже был получен. Поэтому важно было найти процедуру, которая бы накапливала информацию не только для ретроспективного исследования, но и для использования при принятии решений. Это предложение опубликовал американский статистик И. Пейдж в 1954 г. Карты, которые используются при принятии решений называются кумулятивными.
Контрольная карта (рис. 2) состоит из центральной линии, двух контрольных пределов (над и под центральной линией) и значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса.
Рис. 2 Контрольная карта
В определенные периоды времени отбирают (все подряд; выборочно; периодически из непрерывного потока и т. д.) n изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.
Результаты измерений
наносят на контрольную карту, и
в зависимости от этого значения
принимают решение о
При наличии сигнала о
нарушении производственного
Таким образом, контрольные карты используются для выявления определенной причины, но не случайной.
Под определенной причиной следует понимать существование факторов, которые допускают изучение. Разумеется, что таких факторов следует избегать.
Вариация же, обусловленная случайными причинами необходима, она неизбежно встречается в любом процессе, даже если технологическая операция проводится с использованием стандартных методов и сырья. Исключение случайных причин вариации невозможно технически или экономически нецелесообразно.
Часто при определении факторов, влияющих на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество используют схемы Исикава.
Они были предложены профессором Токийского университета Каору Исикава в 1953 г. при анализе различных мнений инженеров. Иначе схему Исикава называют диаграммой причин и результатов, диаграммой "рыбий скелет", деревом и т. д.
Она состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей (рис. 3).
Построение диаграмм включает следующие этапы:
Диаграммы причин и результатов
имеют универсальное
Отмечается, что число
существенных дефектов незначительно
и вызываются они, как правило, небольшим
количеством причин. Таким образом,
выяснив причины появления
Рис. 3 Структура диаграммы причин и результатов
Эта проблема может решаться с помощью диаграмм Парето.
Различают два вида диаграмм Парето:
1. По результатам деятельности.
Они служат для выявления
2. По причинам (факторам).
Они отражают причины проблем,
которые возникают в ходе
Рекомендуется строить много
диаграмм Парето, используя различные
способы классификации как
Построение диаграмм Парето
включает следующие этапы:
2. Классификация результатов (причин). Разумеется, что любая классификация имеет элемент условности, однако, большинство наблюдаемых единиц какой-либо совокупности не должны попадать в строку "прочие".
3. Определение метода и периода сбора данных.
4. Разработка контрольного листка для регистрации данных с перечислением видов собираемой информации. В нем необходимо предусмотреть свободное место для графической регистрации данных (рис. 4).
Рис. 4 Контрольный лист
Рис.5 Связь между видами дефектов и числом дефектных изделий
5. Ранжирование данных, полученных
по каждому проверяемому
6. Построение столбиковой диаграммы (рис. 6).
Рис.6 Столбиковая диаграмма