Управление персоналом предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Трудовые ресурсы представляют собой главную ценность любой организации, поэтому управление персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия должно подразумевать установление организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и направления анализа содержания труда различных категорий персонала. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом.

Содержание работы

Введение 3
1 Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом 5
1.1 Сущность, методы и принципы управления персоналом 5
1.2 Понятие и основные тенденции развития персонала 12
2 Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Расчет потребности в персонале и планирование его численности 19
3 Найм, отбор и профессиональная подготовка персонала 24
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Управление персоналом предприятия.docx

— 117.72 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономика предприятия»

Тема:     Управление персоналом предприятий

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Трудовые ресурсы представляют собой главную ценность любой организации, поэтому управление персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия должно подразумевать  установление организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и  направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой организации  являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной темы.

Целью работы является анализ системы управления персоналом на предприятии и разработка предложений по совершенствованию  управления персоналом на предприятии. 

Предметом исследования являются приемы и методы организации работы с персоналом предприятия.

Объектом исследования  является персонал предприятия.

Главные задачи при написании работы:

- раскрыть теоретические  аспекты управления персоналом, проанализировать эволюцию взглядов  на управление работниками;

- раскрыть проблемы управления  персоналом;

- дать характеристику  исследуемого предприятия, его системы управления персоналом;

- разработать предложения  по совершенствованию системы  управления персоналом на исследуемом  предприятии.

При написании работы были изучены работы российских и зарубежных авторов, таких как П. Л. Милгром, М. Х. Мескон,  Н.А. Волгин, П. Г. Горлова, и др., а также законодательные акты и нормативные материалы. 

В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования: табличный, графический методы, методы сравнения, сопоставления, экономико-статистические методы и приемы, логического, системного анализа,  а также социологические методы сбора первичной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом

1.1  Сущность, методы и принципы управления  персоналом

 

Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства персонал обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал также имеет субъективные интересы и чрезвычайно чувствителен к управленческим воздействиям, реакция на которые не определена [4, с.57].

Система управления персоналом - это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.

Существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д. [15, с.90]

Организационная структура системы управления персоналом — это совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц.

Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляет службу управления персоналом (кадровую службу). Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя.

Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры.

Объекты системы управления персоналом:

- работники;

- рабочие группы;

- трудовой коллектив.

Субъекты системы управления персоналом:

- функциональный управленческий персонал;

- линейный управленческий персонал;

Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом, все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривать.

Как правило, организации, нацеленные на реализацию функций управления персоналом, включают в себя подсистему линейного руководства организации, а также ряд функциональных подсистем управления персоналом (например, подсистема найма, подсистема обучения и развития и т.д.) [23, с.62].

В рамках такой системы происходит учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом, который выражается в разработке конечных целей управления персоналом организации, в определении путей их достижения, а также в создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование и организацию управления персоналом организации.

Первоначальным этапом проектирования и формирования системы управления персоналом организации является формулировка целей данной системы. Для различных организаций цели системы управления персоналом варьируются в зависимости от характера деятельности организации, объемов производства, стратегических задач и т.д. Обобщение опыта зарубежных и отечественных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом организации как обеспечение организации персоналом, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.

Рассматривая совокупность организационных целей, выделим также следующие категории целей организации: экономические, научно-технические, коммерческо-производственные и социальные.

Экономические цели направлены на достижение расчетной величины прибыли.

Научно-технические цели связаны с обеспечением заданного научно-технического уровня продукции, а также с повышением производительности труда за счет совершенствования технологий.

Производственно-коммерческая цель связана с производством и реализацией продукции в объемах, необходимых для получения планового уровня прибыли.

Социальные цели - организации заключаются в достижении заданного уровня удовлетворенности работников.

Управление персоналом – это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций [9, с.36].

Схема управления персоналом приведена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. - Схема управления персоналом [19, с.103]

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление,

взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами

Социально – психологические аспекты управления

Определение потребности в персонале и планирование его численности

Формы оплаты труда

Вовлечение работников в управление на низовом уровне

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Условия найма, отбор и увольнение

Пути повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура предприятия

Обучение и повышение квалификации

Поощрительная система оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом на предприятие

Оценка персонала и работа служб предприятия

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

 

Главная задача в области управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач.

Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:

  • планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для  этого затрат;
  • набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
  • отбор: оценка кандидатов на рабочие места, отбор лучших из резерва, созданного в ходе работы;
  • определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
  • профориентация и адаптация введение нанятых работников в организацию и подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
  • обучение: разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
  • оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
  • повышение, понижение, перевод, увольнение разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
  • подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
  • трудовые отношения: осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
  • занятость: разработка программ обеспечения равных возможностей занятости (гарантии занятости и снижения текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и побуждают работников к повышению эффективности своей работы) [31, с.117].

Построение системы управления персоналом опирается на определенные принципы, которые реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом любого предприятия. Все их многообразие принято классифицировать на две большие группы: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления системы управления персоналом.

Принципы управления персоналом - это фундаментальные основы управления.

 Важнейшим принципом  управления персоналом являются:

- системность;

- демократизация;

- индивидуализация;

- информатизация;

- достижения поставленных целей перед организацией;

- подбор работников с учетом их психологической совместимости;

- учет пожеланий сотрудников при выборе форм и методов их переподготовки и повышения квалификации.

Методы управления персоналом предприятия подразделяются на три группы административные, экономические и социально-психологические. При их помощи вырабатываются способы воздействия на коллективы и отдельных работников для осуществления их деятельности. Все виды методов органично связаны между собой.

Многие годы основными структурными подразделениями по управлению кадрами на предприятии были отделы кадров, которые выполняли в основном функции по приему и увольнению работников, изредка – по организации их обучения. Эти отделы не выполняли всех функций по управлению персоналом, были укомплектованы неподготовленными работниками [16, с.68].

При переходе к рынку стали создаваться новые структурные подразделения – службы управления персоналом на базе отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности, отдела социального развития и др. [26, с.102]

Среди множества качеств, которыми должны обладать специалисты по управлению персоналом, наиболее важны:

  • знание бизнеса (сферы деятельности предприятия);
  • профессиональные знания и навыки в области управления персоналом;
  • лидерство и умение управлять;
  • способность к обучению и развитию.

Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, который необходим для достижения целей организации. Планирование персонала следует рассматривать в прямой взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников [21, с.15].

Целью планирования персонала является кратко-, средне- и долгосрочное определение потребностей в персонале, производимое в неразрывной количественной и качественной связи. Это включает в себя не только обоснование гарантии развития предприятия, но и гарантии его экономического роста. Эти цели достигаются за счет оптимальной структуры персонала и наиболее успешной реализации потенциала сотрудников и кадрового потенциала фирмы.

Информация о работе Управление персоналом предприятий