Управление рисками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты управления финансовыми рисками.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать сущность рисков и дать их классификацию. 2. Выявить методы управления рисками. 3. Изучить оценку рисков на предприятии. 4. Провести финансовый анализ ООО «_____». 5. Рассмотреть страхование как метод управления рисками в ООО «_____», выбрать страховую компанию и оценить эффективность страхования. 6. Изучить другие методы снижения риска и разработать мероприятия по уменьшению риска в ООО «_____».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Методы управления рисками 5
1.1. Понятие, классификация рисков на предприятии 5
1.2. Методы управления рисками. Страхование как метод управления рисками 17
1.3. Оценка рисков предприятия 27
Глава 2. Управление рисками на примере ООО "_____" 37
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО "_____" 37
2.2. Финансовый анализ на примере ООО "_____" 43
2.3. Страхование как метод управления рисками на предприятии ООО "_____" 50
2.4. Выбор страховой компании и расчет затрат на страхование 57
2.5. Оценка эффективности страхования в ООО "_____" 62
3. Основные направления снижения рисков 64
3.1. Методы и приемы снижения финансовых рисков 64
3.2. Определение перспективности инвестиционных и инновационных проектов в ООО «_____» для снижения финансовых рисков 75
Заключение 84
Литература 88

Файлы: 1 файл

Управление рисками предприятия.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

Страхование следует рассмотреть  подробнее. Оно представляет собой  экономическую категорию, сущность которой заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. Это своего рода кооперация по борьбе с последствиями стихийных бедствий и противоречиями внутри общества, возникаемыми по причине хозяйственных отношений между членами общества. Страхование выполняет четыре функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.22 Содержание рисковой функции выражается в возмещении риска. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, т.к. страховой риск непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавшим.

Назначением предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. Содержание сберегательной функции заключается в том, что при помощи страхования сберегаются средства на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Сущность контрольной функции выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.23

Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательным страхованием является страхование, осуществляемое в силу закона. Расходы по обязательному страхованию относятся на себестоимость продукции. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.

Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Решения финансового характера будут точны в той мере, в которой объективна и достаточна информация. Уровень же объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

1.3. Оценка рисков предприятия

 

Оценкой рисков на предприятии  занимается менеджер по оценкам рисков. Он разрабатывает, дает рекомендации и  руководит программами управления рисками и мероприятиями по предотвращению потерь с целью обеспечить максимальную защиту имущества и капитала корпорации. Проводит расследование и докладывает о несчастных случаях, происшествиях, связанных с продукцией компании, после чего координирует действия страховых компаний и адвокатов. Просматривает и анализирует данные и разрабатывает программы по минимизации рисков. Следит за соблюдением правил техники безопасности, обеспечивает соответствие продукции компании промышленным нормам и требованиям рынка.

Существует несколько подходов к оценке риска на предприятии. Рассмотрим некоторые из них.

Основной задачей первой из рассматриваемых  методик оценки рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени  риска, влияющего на финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Предлагается следующий алгоритм оценки рисков, который приведен на рис. 1.1.24

Все исследователи рисков не уделяют  должного внимания оценке качества информации, с помощью которой они оценивают  риск.

 

Рис. 1.1. Блок-схема комплексной  оценки рисков

Требования, предъявляемые  к качеству информации должны быть следующими:

  • достоверность (корректность) информации – мера  приближенности информации к первоисточнику или точность передачи информации;
  • объективность информации – мера отражения информацией реальности;
  • однозначность;
  • порядок информации – количество передаточных звеньев между первоисточником и конечным пользователем;
  • полнота информации – отражение исчерпывающего характера соответствия полученных сведений целям сбора;
  • релевантность – степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной задаче;
  • актуальность информации (значимость) – важность информации для оценки риска;
  • стоимость информации.

Предлагается установить взаимосвязь между риском и качеством информации, по которой идет его (риска) оценка. Высказывается предположение, что вероятность риска принятия некачественного (убыточного) решения зависит от качества и объема используемой информации. Это предположение взято из неоклассической теории риска. Согласно данной теории, при наличии нескольких вариантов принятия решения (при равной доходности) выбирается такое решение, при котором вероятность риска (колебания) наименьшая. Можно предположить, что также при наличии нескольких вариантов с одинаковой прибылью выбирается такое решение, которое основано на более качественной информации, то есть существует связь между риском и информацией.

На рис. 1.2. показана предполагаемая зависимость вероятности риска  принятия некачественного (убыточного) решения и объема/качества информации.

Большая вероятность возникновения  риска соответствует минимуму качественной информации.

Рисунок 1.2. Зависимость  риска и информации

 

 

Для оценки качества информации предлагается использовать таблицу 1.3.

Таблица 1.3

Оценка используемой информации

Характеристика

Критерий оценки (качество)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Достоверность (корректность) информации

                   

Объективность информации

                   

Однозначность

                   

Порядок информации

                   

Полнота информации

                   

Релевантность

                   

Актуальность информации (значимость)

                   

Количественная оценка качества как среднеарифметическое значение

                   

 

Данная таблица позволяет  проанализировать любую информацию и наглядно убедиться в ее качестве. Номера 1-10 вверху таблицы обозначают качество информации: чем информация качественней, тем выше ей присваивается  номер. Результатом анализа может служить итоговое значение качества информации, которое находится как среднеарифметическое значение.

Фиксация рисков. При  оценке финансово-хозяйственной деятельности предлагается произвести фиксацию рисков, то есть ограничить количество существующих рисков, используя принцип “разумной достаточности”. Этот принцип основывается на учете наиболее значимых и наиболее распространенных рисков для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рекомендуется использовать следующие виды рисков: региональный, природно-естественный, политический, законодательный, транспортный, имущественный, организационный, личностный, маркетинговый, производственный, расчетный, инвестиционный, валютный, кредитный, финансовый.25

Составление алгоритма  принимаемого решения. Данный этап в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности предназначен для поэтапного разделения планируемого решения на определенное количество более мелких и простых решений. Такое действие называется составлением алгоритма решения.

Качественная оценка рисков. Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение  количественной структуры рисков; выявление  наиболее рискоопасных областей в разработанном  алгоритме принимаемого решения.

Для осуществления данной процедуры предлагается использовать таблицу качественного анализа. В данной таблице по строкам представлен  алгоритм действий при принятии решения, а по столбцам — фиксированные  ранее риски. Так, при решении  на размещение новых базовых станций на одном из предприятий связи оценка рисков может выглядеть следующим образом (см. табл. 1.4).

Таблица 1.4

Качественная оценка рисков

Алгоритм принимаемого решения

Вид риска

региональный

природный

транспортный

политический

законодательный

организационный

личностный

имущественный

расчетный

маркетинговый

производственный

валютный

кредитный

финансовый

инвестиционный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Выявление необходимости  размещения нового оборудования в данном районе

 

 

 

+

 

 

 

+

             

 

 

 

+

         

Привлечение оборотных  средств

     

 

+

 

+

 

+

         

 

+

 

+

 

+

 

+

Организация сделки, покупка

                             

необходимого оборудования

       

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

       

Транспортировка

 

+

+

 

+

                   

Установка оборудования

 

 

+

         

 

+

             

 

После составления данной таблицы производится качественный анализ рисков, присущих реализации данного  решения.

Основная цель данного  этапа оценки – выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения. 

Количественная оценка рисков. В основу количественной оценки рисков предлагается положить методику, применяемую при проведении аудиторских  проверок, а именно: оценку рисков по контрольным точкам финансово-хозяйственной  деятельности. Использование данного метода, а также результаты качественного анализа позволяют проводить комплексную оценку рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий.26

Количественная оценка рисков проводится на основе данных, полученных при качественной их оценке, то есть оцениваться будут только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

Для каждого зафиксированного риска составляется таблица оценки риска на основе данных, полученных из статистических, научных, периодических источников, а также на основе личного опыта руководителей. Данные таблицы оценки риска составлены таким образом, чтобы наиболее полно определить составляющие факторы риска. При использовании этого подхода достигается высокая оперативность качественной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В составленных таблицах выбираются значения, наиболее близко соответствующие поставленным вопросам. В ряде случаев предлагается самостоятельно определять значение риска по десятибалльной шкале. После выбора значения риска при его уровне, превышающем 0.8, в соответствующей графе делается произвольная метка (+). Заключительным этапом заполнения граф таблицы является проставление значения качества информации, на основе которой принималось решение. В конце таблицы подводится итоговая количественная оценка как среднеарифметическое значение всех показателей составляющих риска.

Принятие решения. Принятие решения является заключительной и  самой ответственной процедурой в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности.

При выработке стратегии  поведения и в “процессе принятия конкретного решения целесообразно  различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости  от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности”.

Информация о работе Управление рисками предприятия