Управление товарными запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие организации управления товарными запасами на предприятии ООО «Диана».
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть товарные запасы как объект управления на современном предприятии;
-раскрыть основные виды запасов в деятельности предприятия;
-рассмотреть место и роль управления запасами в структуре управления предприятием;
-раскрыть системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт;
-проанализировать формирование товарных запасов на предприятии ООО «Диана»;
-дать краткую характеристику предприятия;
-показать динамику показателей движения товарных запасов;
-раскрыть системы и методы управления товарными запасами на предприятии;
-предложить мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии;
-раскрыть экономическую эффективность предлагаемого мероприятия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…………….3
Глава 1. Товарные запасы как объект управления на современном предприятии……………………………………………………………………….5
1.1 Основные виды запасов в деятельности предприятия………………….…...5
1.2 Место и роль управления запасами в структуре управления предприятием…………………………………………………………….….....9
1.3 Системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт…………………………………………...….……………..11
Глава 2. Анализ формирования товарных запасов на предприятии……………………………………………………………………...17
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...…17
2.2 Динамика показателей движения товарных запасов…………...……...…18
2.3 Системы и методы управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………………………25
Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии…………………………………………..33
3.1Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………..33
3.2 Экономическая эффективность предлагаемого мероприятия……………38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

упр-е произв запасами.docx

— 170.77 Кб (Скачать файл)

Тема: Управление производственными  запасами на предприятии торговли ООО «Диана» г.Нижневартовска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………….…………….3

Глава 1. Товарные запасы как объект управления на современном предприятии……………………………………………………………………….5

    1. Основные виды запасов в деятельности предприятия………………….…...5
    2. Место и роль управления запасами в структуре управления предприятием…………………………………………………………….….....9
    3. Системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт…………………………………………...….……………..11

Глава 2. Анализ формирования товарных запасов на предприятии……………………………………………………………………...17

2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...…17

2.2 Динамика показателей движения товарных запасов…………...……...…18

2.3 Системы и методы управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………………………25

Глава 3. Основные направления повышения  эффективности управления товарными запасами на предприятии…………………………………………..33

3.1Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………..33

3.2 Экономическая эффективность предлагаемого мероприятия……………38

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Актуальность темы данной курсовой работы очевидна, поскольку состояние и эффективность использования товарных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.

Учет затрат важнейший  инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются  условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной  самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных  видов готовых изделий, эффективности  каждого принимаемого решения и  их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.

Рациональная организация  процесса управления товарными запасами - одна из важных функций производства. Управление надежностью материального обеспечения включает управление надежностью поставок и регулирование уровня запасов. Товарные запасы, с одной стороны, снижают риск дефицита и связанных с ним потерь, то есть повышают надежность материального обеспечения, с другой стороны, содержание запасов требует значительных затрат. Поэтому товарные запасы оказывают непосредственное, но в то же время противоречивое воздействие на эффективность функционирования предприятия.

Целью данной курсовой работы является раскрытие организации управления товарными запасами на предприятии ООО «Диана».

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

-рассмотреть товарные запасы как объект управления на современном предприятии;

-раскрыть основные виды запасов в деятельности предприятия;

-рассмотреть место и роль управления запасами в структуре управления предприятием;

-раскрыть системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт;

-проанализировать формирование товарных запасов на предприятии ООО «Диана»;

-дать краткую характеристику предприятия;

-показать динамику показателей движения товарных запасов;

-раскрыть  системы и методы управления товарными запасами на предприятии;

-предложить мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии;

-раскрыть экономическую эффективность предлагаемого мероприятия.

Структура данной курсовой работы обусловлена  целью и задачами данного исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь подпунктов, заключение и список использованной литературы.

В первой главе раскрываются товарные запасы как объект управления на современном предприятии. Рассмотрены основные виды запасов в деятельности предприятия, место и роль управления запасами в структуре управления предприятием и системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт.

Вторая глава посвящена анализу формирования товарных запасов на предприятии торговли ООО «Диана», динамике показателей движения товарных запасов, системе и методам управления товарными запасами на предприятии.

В третьей главе рассмотрены  основные направления повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии, предложены мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии и экономическая эффективность предлагаемого мероприятия.

Глава 1. Товарные запасы как объект управления на современном предприятии

    1. Основные виды запасов в деятельности предприятия

 

Выделяют три вида запасов на предприятии торговли:

1   сырьевые материалы;

  1. товары, находящиеся на стадии изготовления;
  2. готовая продукция.

В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие  категории: технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую; текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объёмом в одну партию товаров; резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отлаженным спросом). Таким образом значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.1

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость  их отрицательного уровня (дефицита). При  наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:

1 Издержки в связи с  невыполнением заказа (задержкой  с отправкой заказанного товара нельзя выполнить за счёт имеющихся товарно-материальных запасов;

  1. Издержки в связи с выручкой, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
  2. Издержки в связи с выручкой, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой.  
    Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирм очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности. Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных запасов.  
    Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объёмам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных имеющих определённые ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки на хранение. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказа, а с другой стороны-хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объёма партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа (economic order quantity, EOQ), который вычисляется по формуле

EOQ = 2AD/vr (1.1.1)  
А - затраты на производство;  
D - средний уровень спроса;  
r - затраты на хранение;  
v - удельные затраты на производство.

 
Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным»  источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удаётся точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов. В определённой степени услуги, предлагаемые той или иной категории, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодам, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов. Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трёх факторов, а именно:  
-возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;  
-колебание спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

-осуществляемой изменчивостью  и существенно отличаются не только у преуспевающих и убыточных  компаний, но и у фирм различного типа.  
Это объясняется сезонными колебаниями сбыта, правилами конкурентной борьбы, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций. Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьёзное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов. Запасы готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие продажи.

Определяющим для размера  запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.

 





 
Рис. 1.1.1 Критерии классификации запасов

Классификация по месту нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Совокупные запасы производства подразделяются на два вида: производственные и товарные запасы.  
Производственные запасы находятся на момент учёта в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям. Следовательно, производственные и торговые запасы всегда имеются на предприятии.  
Классификация по исполняемой функции запасов позволяет распределить товарные запасы на несколько групп, в тоже время, они имеют свои специфические функции. 2

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения  спроса потребителей.  
Товарные запасы подразделяются на:

- текущие, 

- подготовительные,

- гарантийные, 

- сезонные,

- переходящие.

Текущие запасы предназначены к отпуску потребителям. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены:

1. Для непрерывного снабжения потребителя.

2. В случае изменения  интенсивности потребления, задержки  поставок в пути.  
В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов - величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.  
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления и транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или позволяет выделить различные количественные уровни запасов.

Максимальный желательный  запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. Гарантийный  запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации  по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя  в случае непредвиденных обстоятельств.

 

    1. Место и роль управления запасами в структуре управления предприятием

 

Объективная необходимость  образования запасов связана  с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов.3

Образование запасов связано  также с необходимостью обеспечения  не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

Наличие запасов позволяет  бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или  даже к необходимости перестройки  технологического процесса.

Одной из причин создания запасов  является также возможность колебания  спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров  можно предсказать с большой  долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо  сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия "на заказ", не исключена ситуация, когда  платежеспособный спрос не будет  удовлетворен, то есть клиент уйдет  с деньгами и без покупки.

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии