Управление товарными запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие организации управления товарными запасами на предприятии ООО «Диана».
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть товарные запасы как объект управления на современном предприятии;
-раскрыть основные виды запасов в деятельности предприятия;
-рассмотреть место и роль управления запасами в структуре управления предприятием;
-раскрыть системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт;
-проанализировать формирование товарных запасов на предприятии ООО «Диана»;
-дать краткую характеристику предприятия;
-показать динамику показателей движения товарных запасов;
-раскрыть системы и методы управления товарными запасами на предприятии;
-предложить мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии;
-раскрыть экономическую эффективность предлагаемого мероприятия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…………….3
Глава 1. Товарные запасы как объект управления на современном предприятии……………………………………………………………………….5
1.1 Основные виды запасов в деятельности предприятия………………….…...5
1.2 Место и роль управления запасами в структуре управления предприятием…………………………………………………………….….....9
1.3 Системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт…………………………………………...….……………..11
Глава 2. Анализ формирования товарных запасов на предприятии……………………………………………………………………...17
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...…17
2.2 Динамика показателей движения товарных запасов…………...……...…18
2.3 Системы и методы управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………………………25
Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии…………………………………………..33
3.1Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………..33
3.2 Экономическая эффективность предлагаемого мероприятия……………38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

упр-е произв запасами.docx

— 170.77 Кб (Скачать файл)

 

При анализе структуры товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 г. в суммовом выражении произошло снижение продаж по всем товарным группам, в большей степени за счет уменьшения торговой площади магазина. Но по некоторым группам товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Рост удельного веса некоторых видов товаров в общей структуре товарооборота

Товарные группы

Рост уд. веса, %

1.

Макаронные изделия

+0,1%

2.

Молокопродукты

+0,1%

3.

Хлебобулочные изделия

+0,1%

4.

Мясо и птица

+0,2%

5.

Рыба С/М

+0,1%

6.

Фрукты

+0,1%

7.

Масло растительное

+0,1%

8.

Ликеро-водочные

+0,1%


 

Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой магазина. Положительная динамика доходов магазина от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов. Оценка равномерности выполнения товарооборота за 2011 г представлена в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.3

Товарооборот по месяцам за 2011 г.

Месяц

продажа продукции по плану

Продажа продукции фактический

Процент выполнения плана

Январь

87120

70252

80,64

Февраль

91000

87332

95,97

Март

92500

83900

90,70

Апрель

98200

94232

95,96

Май

100000

95132

95,13

Июнь

101500

110876

109,24

Июль

101583

94657

93,18

Август

107800

100004

92,77

Сентябрь

108540

118899

109,54

Октябрь

112400

93241

82,95

Ноябрь

118788

91659

77,16

Декабрь

119120

90009

75,56

Итого:

1238551

1130193

91,25


 

Определим коэффициент ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о товарообороте, необходимые для этого представлены в таблице 2.2.3.

Коэффициент ритмичности =

=0,897

Коэффициент ритмичности близкий к 1, свидетельствует о ритмичности осуществления продаж.

Среднеквадратическое отклонение =

=10,61%

Коэффициент вариации = =11,63

Значение коэффициента вариации превышает оптимальное значение равное 10, следовательно колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика.

При анализе структуры товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 г. можно заметить снижение удельного веса продаж по некоторым товарным группам. Но по ряду групп товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Эти данные представлены в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4

Рост удельного веса продаж отдельных видов товаров в общем объеме товарооборота

Товарные группы

Рост уд. Веса, %

1.

Хлебобулочные изделия

+0,1%

2.

Молокопродукты

+0,2%

3.

Ликероводочные изделия

+0,1%

4.

Масло растительное

+0,2%

5.

Майонез

+0,1%

6.

Кофе

+0,1%

7.

Чай

+0,1%


 

По социально-значимым товарным группам удельный вес в общих продажах в 2010 году остался на том же уровне. Это такие группы, как мясо и птица, крупа, макаронные изделия, мука, сахар, консервы мясные.

Показатели необходимые  для проведения факторного анализа представлены в таблице 2.2.5.

Таблица 2.2.5

Исходные данные для факторного анализа

Показатели

2010 год

2011 год

Изменение(+/-),%

Товарооборот

1130193,00

1247995,00

117802,00

Среднесписочная численность  работников

867,00

791,00

-76,00

Индекс цен

1,00

1,11

0,11

Товарооборот (в сопоставимых ценах)

1130193,00

1124319,82

-5873,18

Производительность:

1303,57

1577,74

274,18

в действующих ценах

     

в сопоставимых ценах

1303,57

1421,39

117,82


 

Рассчитаем долю товарных запасов в сумме оборотных активов за 2010-2011 гг.:

Уд.вес ПЗ2010 = 7507/25912*100%=28,97% (2.2.1) 
Уд.вес ПЗ2011 = 9576/29465*100%=32,50% (2.2.2) 
Товарные запасы в оборотных средствах занимают небольшую долю и эта доля увеличилась в 2011 г. Это показывает, что на складе увеличилась сумма товарных запасов.

В таблице 2.2.6 приведены данные о динамике показателей эффективности использования товарных запасов.

Таблица 2.2.6

Данные о динамике показателей использования товарных запасов ООО «Диана» за 2010-2011 гг.

 
Показатели

 
2010г.

 
2011г.

 
Темп изменения (%) или отклонение (+,-)

 
1.Средняя стоимость товарных запасов, млн р. (ср. зн. стр. 211 ф.1)

 
7507

 
9576

 
27,56

 
+2069

 
2. Выручка от реализации товаров,  продукции, работ, услуг, млн.  р. (стр. 010 ф.2)

 
45519

 
52246

 
14,78

 
+6727

 
3. Оборачиваемость в днях:

       

 
3.1. Товарных запасов (360/Коб)

 
59

 
66

 
11,86

 
+7


 
Из таблицы 2.2.6 видно, что продолжительность оборачиваемости товарных запасов составляет 59 дней в 2010 году и характеризует время нахождения средств в товарно-материальной и финансовой форме. За 2011 г. оборачиваемость увеличилась на 7 дней и это является отрицательным моментом. Говорит об ускорении обращения средств в обороте, что повлекло за собой дополнительное высвобождение источников финансирования из оборота, оборачиваемость оборотных активов уменьшилась на 14 дней.

Определим сумму вовлечения средств из оборота в результате ухудшения обращения товарных запасов по следующей формуле: 
Сср = В /360 дн. Х Д отк. (2.2.3) 
где, В - выручка от реализации товаров в отчетном периоде; Дотк - отклонение оборачиваемости товарных запасов в днях в 2011 году по сравнению с 2010 годом. 
Сср = 52246 / 360 х 7 дн. = 1015 млн. руб.

 

2.3 Системы и методы управления  товарными запасами на предприятии

 

Процесс реализации товаров  требует постоянного наличия  на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому  предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень  удовлетворения спроса покупателей. Все  это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и  достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного  хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов  торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.7

Товарные запасы сезонного  хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы, создаваемые  на предприятиях торговли, могут оцениваться  суммой запасов в стоимостном  выражении, количеством запасов  в натуральном выражении или  размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Основным назначением  товарных запасов в оптовом звене  является обслуживание потребностей в  товарах оптовых покупателей, в  розничном - обеспечение устойчивого  предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными  запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Разработанные для оптовых  предприятий необходимые размеры  товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное  и ритмичное товароснабжение  розничных торговых предприятий. Они  устанавливаются раздельно для  товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.8

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее  всего использовать электронную  вычислительную технику, на базе которой  создают автоматизированные системы  управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет  сократить трудовые затраты, выявить  новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются  с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой  поставки и других факторов. Работники  магазинов следят за соответствием  фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые  размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины  возникшего превышения, из которых  наиболее вероятными могут быть:

снижение покупательского  спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более  совершенных товаров и т.д.;

просчеты работников магазина при определении потребностей в  товарах;

низкое качество поставляемых товаров;

несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения  фактических запасов товаров  следует принять меры по ускорению  реализации этих товаров, а также  ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем  более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж  в других населенных пунктах. Излишки  завезенных товаров могут быть также  возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение  населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными  запасами в магазинах все более  широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь  это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и  принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно  осуществлять не только эффективный  контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).9

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии