Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие организации управления товарными запасами на предприятии ООО «Диана».
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть товарные запасы как объект управления на современном предприятии;
-раскрыть основные виды запасов в деятельности предприятия;
-рассмотреть место и роль управления запасами в структуре управления предприятием;
-раскрыть системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт;
-проанализировать формирование товарных запасов на предприятии ООО «Диана»;
-дать краткую характеристику предприятия;
-показать динамику показателей движения товарных запасов;
-раскрыть системы и методы управления товарными запасами на предприятии;
-предложить мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии;
-раскрыть экономическую эффективность предлагаемого мероприятия.
Введение …………………………………………………………….…………….3
Глава 1. Товарные запасы как объект управления на современном предприятии……………………………………………………………………….5
1.1 Основные виды запасов в деятельности предприятия………………….…...5
1.2 Место и роль управления запасами в структуре управления предприятием…………………………………………………………….….....9
1.3 Системы и методы управления товарными запасами: российский и зарубежный опыт…………………………………………...….……………..11
Глава 2. Анализ формирования товарных запасов на предприятии……………………………………………………………………...17
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...…17
2.2 Динамика показателей движения товарных запасов…………...……...…18
2.3 Системы и методы управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………………………25
Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии…………………………………………..33
3.1Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами на предприятии………………………………………………………..33
3.2 Экономическая эффективность предлагаемого мероприятия……………38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.
Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.
При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на российских предприятиях так называемых "неликвидов" запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям.
Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.
Управление запасами - это определенный вид производственной деятельности, объектом которого является приобретение и хранение производственных запасов.
Сначала определяется потребность в каждом виде сырья, материалов, комплектующих и т.д. Для расчета материалопотребности применяется два метода:
· на плановой основе;
· на основе расхода материалов прошлых периодов.
Для определения
· плана производства продукции;
·конструкторских, спецификаций рецептов, по которым рассчитывается потребность на единицу продукции;
· нормы расхода материалов на единицу продукции. 4
Потребность в каждом материале рассчитывается как произведение планируемого количества продукции на норму расхода материалов.
Второй метод определения потребности в материалах учитывает складские остатки материалов и постоянное пополнение запасов, регулирование сроков поставок или размеров партий, а также расход материалов в прошлые периоды.
Материальные запасы приобретаются любыми партиями. Поэтому к задачам отдела снабжения относятся не только определение, что конкретно нужно приобрести, но и время, и объёмы закупок. Одновременно в тесной координации планируется размер складских запасов.
В процессе планирования потребностей определяются потребности отдельных подразделений предприятия в воспроизводимых факторах (таких средств производства, которые в силу возможности их деления на любые партии могут быть закуплены различными партиями, прежде всего это горючее, сырьё и материалы). Оно основано на программном планировании (определяется, что и в каких количествах должно быть произведено) и спецификация (определяются детали, необходимые для изготовления каждого изделия). На их основе выясняется, сколько требуется того или иного сырья.
Различают плановое и непосредственное управление запасами.
Плановое управление производственными запасами представляет собой деятельность по непрерывному поддержанию достаточного, но не чрезмерного запаса каждого вида сырья, материалов, покупных полуфабрикатов.
Непосредственное управление - это рациональная организация приемки, складирования материалов, предупреждения порчи и обеспечения сохранности.
Управление запасами - это определенный вид производственной деятельности, объектом которого является приобретение и хранение производственных запасов.
Поскольку оборот товарных запасов находится в прямой зависимости от объёма реализации, то предприятие должно использовать все возможные методы стимулирования сбыта и товарных запасов, с тем, чтобы определить какой темп оборачиваемости является наилучшим для каждого наименования товара.
Принимая решение о
размере закупок, необходимо помнить,
что заказ товаров большими партиями
имеет свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам следует
Для системы управления запасами с фиксированным объёмом заказа подходят запасы с такими характеристиками:
1 низкая стоимость,
А для системы управления запасами с фиксированным интервалом времени такие запасы, у которых:
1 высока удельная стоимость,
2 высоки издержки хранения.
В случае отсутствия запаса ущерб
носит непредсказуемый или случайный
характер. Делая заявку на товар, необходимо
поддерживать баланс между спросом и предложением
т.к. излишество или недостаток товара
всегда сопровождается издержками. В торговом
предприятии запасы - это деньги, а деньги,
как известно, любят счёт. Поэтому управление
запасами играет не маловажную роль для
нормального функционирования предприятия.
Рассмотрим основные стратегии управления
производственными запасами:
Первая стратегия, предусматривает "постоянный объем выпуска продукции при постоянной численности персонала", т.е. постоянный объем выпуска продукции независим от колебаний спроса. Это позволяет в определенное время накапливать материальные запасы на предприятии и при увеличении спроса на продукцию их использовать, обеспечивая нормальный ритм производства. Разность между объемом спроса и выпуска компенсируется путем увеличения или уменьшения запаса произведенной продукции или портфеля отложенного спроса клиентов. Такая стратегия наиболее часто используется в капиталоемких производствах с относительно низкими удельными затратами на хранение готовой продукции или создания портфеля отложенных заказов.
Вторая стратегия
Третья стратегия "переменный объем выпуска при переменной численности рабочей силы" предусматривает наем и увольнение рабочих в соответствии с изменениями объема производства. Такая стратегия проводится в трудоемких производствах, не требующих квалифицированного труда, а также в случаях, когда рабочие предпочитают работать сезонно. Регулирование объема производства и численности работающих является наиболее специфическим методом управления запасами, поскольку он может быть использован на ограниченном числе предприятий. В этом случае размеры запасов зависят от численности работающих и объема производства.
Что касается зарубежного опыта, то зарубежом применяется концепция управления производством на основе принципа канбан в течение довольно длительного времени.
Ее принципы были разработаны в Японии в 50-е годы на предприятиях торговли. С начала 80-х годов эта концепция нашла свое применение в Германии. Она характеризуется следующими чертами.
1) Производственный процесс
подразделяется на ряд
2) На основе каждой
определенной подсистемы "поставка
- получение" образуется
3) Управление транспортировкой
товаров осуществляется из
4) При этом для транспортировки
используются
После выгрузки содержимого какого-либо контейнера он снабжается в пункте выгрузки специальной транспортной карточкой взамен изъятой производственной карточки. Транспортная карточка закладывается в пункте выгрузки для тех же целей, что и производственная карточка в пункте отправления. Карточки содержат полное описание материала, необходимого для повторного заказа или производства. Таким образом, на производственных участках, наряду с децентрализованным регулированием потока материалов, осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.6
Этот общий принцип применительно к области снабжения трактуемый как доставка материалов с немедленным запуском их в производство может быть реализован и помимо системы канбан. Применяемая в последнее время на многих западных предприятиях подобная концепция получила название системы "точно вовремя". В рамках системы "точно вовремя" доставка материалов осуществляется непосредственно перед моментом его использования.
Глава 2. Анализ формирования товарных запасов на предприятии
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Диана» зарегистрировано 23.06.2006 года. Начало свою хозяйственную деятельность 30.10.2006 года.
ООО «Диана» является коммерческой организацией. Местонахождение данного предприятия: Тюменская область, город Нижневартовск, ул. Омская 14.
Основной вид деятельности - розничная торговля.
Основным преимуществом предприятия является удовлетворение потребностей населения, проживающего в месте нахождения магазина.
Рисунок 2.1.1 Организационная структура ООО «Диана»
Во главе предприятия стоит директор, в его подчинении находится весь персонал. Заместитель руководителя осуществляет контроль за всей работой, ведёт табель учёта рабочего времени, и ведет учёт запасных частей, бензина и др.
2.2 Динамика показателей движения товарных запасов
Каждый месяц в торговый отдел предприятия от заведующего магазина подаётся отчёт о поступлении, продаже и остатках товаров. По данному отчёту, можно проследить движение товарных запасов. Остаток на конец месяца, показывает каких товаров много, каких мало, на что необходимо обратить внимание в следующем месяце.
Таблица 2.2.1
Структура товарооборота по товарным группам
Товарные группы |
2010 год |
2011 год |
(+,-) уд.вес | ||||
тыс.р. |
уд.вес |
нат.ед. |
тыс.р. |
уд.вес |
нат.ед. |
||
Колбасные изделия |
99648,1 |
14,3% |
955,8 |
97118,1 |
14,0 |
932,5 |
-0,3 |
Ликеро-водочные |
72138,7 |
10,4% |
53,5 |
72691,3 |
10,5 |
53,9 |
+0,1 |
Кондитерские изделия |
74707,2 |
10,7% |
591,4 |
74302,4 |
10,7 |
588,2 |
- |
Молокопродукты |
65233 |
9,4% |
6391,2 |
65969,5 |
9,5 |
6463,4 |
+0,1 |
Хлебобулочные изделия |
54508,3 |
7,8% |
5541,2 |
54658,8 |
7,9 |
5556,5 |
+0,1 |
Мясо и птица |
36548,8 |
5,3% |
515,2 |
38192,8 |
5,5 |
538,4 |
+0,2 |
Рыба С/М |
48033,8 |
6,9% |
668,8 |
48409,1 |
7,0 |
674,0 |
+0,1 |
Фрукты |
22017,8 |
3,2% |
361,6 |
22715,7 |
3,3 |
373,1 |
+0,1 |
Пиво |
25174,8 |
3,6% |
99,2 |
25387,8 |
3,7 |
100,0 |
+0,1 |
Сыры твердые и плавленые |
19746,1 |
2,8% |
228,8 |
18449,2 |
2,7 |
213,8 |
-0,1 |
Вино |
23306,4 |
3,4% |
21,0 |
23383,0 |
3,4 |
21,2 |
- |
Безалкогольные напитки |
14521,5 |
2,1% |
144,3 |
14977,1 |
2,2 |
148,8 |
+0,1 |
Мороженое |
12398,1 |
1,8% |
179,0 |
12893,9 |
1,9 |
186,2 |
+0,1 |
Сахар |
10089,9 |
1,5% |
524 |
9116,2 |
1,3 |
473,4 |
-0,2 |
Консервы фрукт.-ягод |
13699,6 |
2,0% |
13582,7 |
2,0 |
- | ||
Коньяк |
13332,0 |
1,9% |
32 |
11499,5 |
1,7 |
27,6 |
-0,2 |
Масло животное |
6759,5 |
1,0% |
95,5 |
6743,2 |
1,0 |
95,3 |
- |
Табачные изделия |
6255,4 |
0,9% |
6307,0 |
0,9 |
- | ||
Яйцо птицы |
6275,4 |
0,9% |
4047,5 |
6249,7 |
0,9 |
4030,9 |
- |
Консервы овощные |
7603,3 |
1,1% |
7638,6 |
1,1 |
- | ||
Майонез |
6438,8 |
0,9% |
173,4 |
6274,4 |
0,9 |
169,0 |
- |
Сельдь соленая |
9715,1 |
1,4% |
215,9 |
9721,8 |
1,4 |
216,0 |
- |
Овощи |
5265,0 |
0,8% |
47,9 |
5223,0 |
0,8 |
47,5 |
- |
Масло растительное |
5655,2 |
0,8% |
143,3 |
6039,7 |
0,9 |
153,0 |
+0,1 |
Шампанское |
6532,5 |
0,9% |
5,7 |
6050,7 |
0,9 |
5,3 |
- |
Крупы |
5323,7 |
0,8% |
481,9 |
5075,5 |
0,7 |
459,4 |
-0,1 |
Кофе |
6027,8 |
0,9% |
7,4 |
6032,7 |
0,9 |
7,4 |
- |
Консервы рыбные |
5800,3 |
0,8% |
227,1 |
5992,4 |
0,9 |
234,6 |
+0,1 |
Чай |
5258,8 |
0,8% |
25,5 |
5944,2 |
0,9 |
28,8 |
+0,1 |
Макаронные изделия |
3072,8 |
0,4% |
224,3 |
3172,1 |
0,5 |
231,5 |
+0,1 |
Мука |
2115,5 |
0,3% |
149,8 |
2183,2 |
0,3 |
154,6 |
- |
Консервы мясные |
1266,3 |
0,2% |
18,8 |
1288,8 |
0,2 |
19,1 |
- |
Маргариновая продукция |
1164,6 |
0,2% |
46,0 |
1783,2 |
0,3 |
52,3 |
+0,1 |
Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии