Условия труда работников торговли и пути улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: на основании анализа организации, разработать мероприятия по совершенствованию условий труда.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
̶ изучить теоретические аспекты условий труда работников торговли;
̶ исследовать работу торгового предприятия;
̶ разработать рекомендации и пути совершенствования работы предприятия и условий труда его работников.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 93.07 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Условия труда - совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье работника, например производственно-технические, санитарно-гигиенические, бытовые факторы [1].

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении [2,с. 41].

Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха [2, с.43].

В практике работы по  организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат.

Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 – 5 лет.

На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития объективно усиливается роль организации труда, что объясняется более высоким уровнем обобществления труда и производства, качественными изменениями в рабочей силе и средствах производства в период научно-технической революции. Научно-технический прогресс вызывает потребность в более прогрессивных способах соединения вещественных и личного факторов производства, соответствующих интенсивному типу развития.

Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий. И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов [3].

Цель данной работы: на основании анализа организации, разработать мероприятия по совершенствованию условий труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

̶  изучить теоретические аспекты условий труда работников торговли;

̶ исследовать работу торгового предприятия;

̶ разработать  рекомендации и пути совершенствования работы предприятия и условий труда его работников.

Метод исследования - сравнительный анализ на основе личного ознакомления автора с данной торговой организацией.

 

 

1 ПОНЯТИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА. ОСОБЕННОСТИ ТРУДА    РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ

1.1 Сущность  организации труда  в магазине

 

Все факторы, формирующие условия труда, делятся на две большие группы: факторы, не зависящие от особенностей производства, и факторы, определяемые особенностями производства. К первой группе относятся естественно-природные, социально-экономические и другие факторы. Факторы, относящиеся ко второй группе, подразделяются на производственные и социально-психологические.

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это – физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов [3].

Труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда  [4, с.11].

При организации труда работников наниматель обязан: обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При отсутствии в нормативных правовых актах (документах) требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда [4, с. 55].

Организация труда в торговле - это совокупность организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на целесообразное и эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов при продаже товаров и обслуживания покупателей [5, c. 150].

На характер труда работников влияет ряд специфических факторов.

  • Колебание интенсивности покупательских потоков. Интенсивность движения покупательских потоков складывается под влиянием как закономерных, так и случайных факторов, что приводит к неравномерности покупательских потоков в течение дня, по дням недели и месяцам года. Например, в непродовольственной торговле наибольший поток покупателей в пятницу и субботу с 16 до 19 часов. По отношению к среднечасовому потоку его отношение колеблется 1:7 - 10. В продовольственной торговле наиболее интенсивный поток покупателей с 12 до 13 и с 17 до 19 часов, а по дням недели - наибольший поток в субботу.

Такая неравномерность порождает в часы «пик» перегрузку работников, а в часы спада интенсивность покупательского потока она снижается до минимума. Это приводит к образованию очередей и увеличению затрат времени на обслуживание.

В связи с этим в магазинах необходима такая организация труда, которая бы максимально сокращала перегрузки и простои работников. В странах с рыночной экономикой эти вопросы решаются путём использования так называемых эластичных форм занятости, главным образов, путём составления оптимальных с учётом интенсивности покупательских потоков. Графиков выхода на работу и привлечения работников (пенсионеров, студентов, домохозяек и т.п.) на неполный рабочий день (в США до 40% работников розничной торговли с неполным рабочим днём).

  • Неравномерность поставки товаров в магазины наблюдается по часам дня, по дням недели и декадам. Главным образов по вине поставщиков (промышленных организаций и оптовых баз) нарушаются графики и партионность завоза. Это порождает неравномерную нагрузку в работе материально ответственных лиц, сверхнормативные простои транспорта под разгрузкой и потери в товарообороте.
  • Формы материальной ответственности во многом ограничивают степень кооперирования и разделения труда в магазинах и режимы работы. В розничной торговле продолжительность рабочего дня иногда достигает 11 часов 30 минут с отдыхом на следующий день, что объясняется трудностями с передачей материальных ценностей. При таком режиме работы увеличивается утомляемость и снижается производительность труда.
  • Затраты труда в торговле носят двойственный характер: затраты труда продавца и покупателей. Труд работников магазина должен быть организован таким образом, чтобы максимально снизить затраты времени и труда покупателей на приобретение товара.
  • Измельчённость розничной торговой сети (средний размер 135 метров квадратных) затрудняет их техническое оснащение и переоборудование, препятствует более рациональному разделению труда, увеличивает затраты живого труда. Вследствие этого уровень механизации труда в розничной торговле остаётся одним из самых низких и в 7-10 раз ниже, чем в других отраслях.
  • Специфика труда работников розничной торговли заключается в том, что здесь крайне высокое нервно-психологическое напряжение, связанное с обслуживанием различных по психологии, интеллекту, образованию категорий покупателей. Это требует не только профессиональных, но и специальных навыков, умений, знаний этики, эстетики, логики, психологии и т.п.
  • Особенность труда в розничной торговле - это высокий удельный вес женщин и молодёжи, которым необходимо создавать условия для ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, учёбы и т.д. Низкий уровень механизации труда ведёт к нарушениям законодательства о труде, материнстве и т.п. [5, c. 150-151].

Создание благоприятных условий труда на рабочих местах обеспечивается за счёт решения психофизиологической задачи, что позволяет достичь высокой и устойчивой работоспособности человека. Это достигается благодаря применению физиологически обоснованных режимов труда и отдыха.

Социальная задача предусматривает обеспечение удовлетворённости трудом за счёт повышения его содержательности, профессионального роста работников.

Путём решения психофизиологических и социальных задач создаются условия для гуманизации труда, под которой понимается создание в организации условий, в наибольшей степени учитывающих психофизиологические и социальные потребности работников.

Организация труда в организации торговли должна осуществляться в следующих основных направлениях:

  • разделение труда - разграничение деятельности людей в процессе совместного труда, предполагающее специализацию отдельных работников на выполнении определённых торгово-технологических операций и позволяющее более эффективно использовать труд работников;
  • кооперация труда - совместное участие людей в одном или разных, но связанных между собой, процессах труда. Чем выше степень разделения труда, тем большее значение имеет его кооперация;
  • организация рабочего места - система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определённом порядке. При этом под рабочим местом понимается зона, оснащённая необходимыми техническими средствами (торгово-технологическим оборудованием, инвентарём и т.д.), в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, выполняющих одну работу или операцию;
  • обслуживание рабочего места - обеспечение рабочего места средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса. Например, в магазине оно предполагает бесперебойное обеспечение рабочего места продавца соответствующими товарами, упаковочными материалами и т.п.;
  • аттестация рабочих мест - оценка и подтверждение соответствия рабочих мест современным требованиям;
  • рационализация приёмов и методов труда предусматривает выявление и разработку наиболее прогрессивных приёмов и методов труда и распространение их среди работников организации;
  • нормирование труда - установление меры затрат труда на выполнение торгово-технологической операции в единицу времени. С помощью норм труда определяется рациональность организации того или иного процесса, выявляется возможность совмещения профессий. Нормирование труда позволяет оптимально организовать рабочие места. С помощью норм труда оцениваются его результаты;
  • стимулирование труда - система мер, направленная на обеспечение материальной и моральной заинтересованности работников в труде и повышение его эффективности;
  • условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда;
  • укрепление дисциплины труда выражается в соблюдении работниками установленных режимов труда и отдыха, профессионально-функциональных требований [3].

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ [6, c.165].

В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории:

  • управленческий;
  • основной, или торгово-оперативный;
  • вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д. Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов. Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания [7, c. 232].

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Информация о работе Условия труда работников торговли и пути улучшения