Условия труда работников торговли и пути улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: на основании анализа организации, разработать мероприятия по совершенствованию условий труда.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
̶ изучить теоретические аспекты условий труда работников торговли;
̶ исследовать работу торгового предприятия;
̶ разработать рекомендации и пути совершенствования работы предприятия и условий труда его работников.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 93.07 Кб (Скачать файл)

  Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

 Товароведы  выполняют основные функции в  области коммерческой работы  и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль над их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль над состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций) [8, c. 167].

Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д. Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д. Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям [9, c. 347].

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т.д. Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей. Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией [10, c. 372].

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания [7, c.238].

 

1.2 Режим работы магазина и условий труда работников

 

Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу. Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно - заключительные операции [7, c. 334].

Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели. В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В магазине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями. Общая продолжительность рабочего времени за неделю – 40 ч.

Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом [11, c. 242].

В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности [12, c.196].

Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутри магазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22.°С, в теплый период — не превышать 28°С. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С). Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала [12 , c. 200].

Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями. На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе [13, c. 322].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Викос»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Викос» создано в июне  2000 года на основании постановки на учет в налоговом органе на неопределенный срок.

Организация является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в хозяйственном суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием.

Организация действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава (приложение А). Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Согласно положению о предприятии (приложение Б), создано с целью расширения сферы деятельности ООО «Викос», производство мяса и пищевых субпродуктов, колбасных изделий, включая копчёности, мясные полуфабрикаты для удовлетворения потребностей населения, предприятий, учреждений Республики Беларусь в продуктах питания, а также извлечение прибыли. Со структурным составом подразделений, можно ознакомиться на рисунке 2.1.

 

 

 




 


 



 


 

 

Рисунок 2.1 ̶  Структурные подразделения ООО «Викос».

Источник: собственная разработка.

ООО «Викос» осуществляет следующие виды деятельности:

  • розничная торговля;
  • оптовая торговля товаров;
  • выпуск продукции собственного производства.

Предприятие включает  цех по изготовлению колбасных изделий, три магазина. Торговая площадь магазинов составляет 671,1м2.

Управление предприятием осуществляется директором. Директор предприятия нанимается по контракту Учредителем. Директору подчиняются все работники предприятия.

Среднесписочная численность работающих на предприятии на 1 октября 2015 года составила 148 человек, согласно штатного расписания (приложение В). Потребность в работниках удовлетворяется полностью. 98% работников имеют специальное, средне-специальное и высшее образование. В настоящее время получают образование 26 работников. Трудовые отношения регулируются в организации трудовым договором и контрактом.

На торговых предприятиях используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.

Традиционная представлена продажей товаров через прилавок обслуживания (ТЦ «Тройка»). Прогрессивная – самообслуживанием и продажей товаров с открытой выкладкой (ТЦ «Престиж», «Родники»).

ООО «Викос» - более 15 лет специализируется в области разработки и внедрения современных технологий переработки мяса.

  • разработка и поставка технологических и вкусовых добавок, специй для мясной промышленности от ведущих производителей мира;
  • поставка маринадов и панировок;
  • поставка колбасных оболочек премиум класса;
  • ERP (планирование ресурсов предприятия) компьютерная система контроля для пищевой промышленности;
  • оборудование для мясоперерабатывающей промышленности.

Технологами ООО «Викос» разработано более 60 ТУ и 3000 рецептур. Предприятие оснащено новейшим оборудованием, и  способно производить до 10 тонн  продукции в смену [14].

   В данной курсовой работе, будет охарактеризован ТЦ «Престиж». Торговый ценр находится в центре жилого комплекса и максимально приближен к основным потокам общественного и индивидуального транспорта.

В основном, он обслуживает жителей города Дзержинск. Режим работы с 9 00 до 22 00. Без выходных и перерывов.

По форме товарной специализации данный магазин следует отнести к группе универсальных магазинов, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп. По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей. 
Продажа товаров осуществляется методом самообслуживания.

Информация о работе Условия труда работников торговли и пути улучшения