Влияние дивидендной политики на стоимость предприятия ОАО ВЕРОФАРМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияния дивидендной политики ОАО «ВЕРОФАРМ» на стоимость компании.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение факторов, влияющих на дивидендную политику;
2) Изучение этапов формирования дивидендной политики;
3) Оценка форм дивидендных выплат со стороны выгодоприобретателей (акционеров компании);
4) Анализ уровней дивидендных выплат в т. ч. на одну акцию (на основе ОАО «Верофарм»);

Содержание работы

Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование принципа формирования дивидендной политики и ее влияние на стоимость предприятия
1.1 Значение, сущность и виды дивидендной политики предприятия.
1.2 Этапы формирования дивидендной политики.
1.3 Влияние дивидендной политики на модели расчета стоимости предприятия.
Глава 2
Изучение дивидендной политики на примере ОАО «ВЕРОФАРМ».
2.1 Характеристика ОАО «ВЕРОФАРМ».
2.2 Анализ финансово-экономического состояния, положения предприятия в своей отрасли.
2.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику ОАО «Фармстандарт».
2.4 Анализ существующей дивидендной политики предприятия ОАО «Фармстандарт».
2.5 Использование дивидендной политики для воздействия на курс акций и стоимость предприятия.
2.6 Порядок расчета и выплаты дивидендов.
Глава 3
Рекомендации по внедрению усовершенствований в дивидендной политике ОАО «ВЕРОФАРМ» на основе проведенного исследования.
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Влияние дивидендной политики на стоимость предприятия ОАО ВЕРОФАРМ.docx

— 238.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1

Теоретическое обоснование принципа формирования дивидендной политики и ее влияние на стоимость предприятия

1.1  Значение, сущность и виды  дивидендной политики предприятия.

1.2  Этапы формирования дивидендной  политики.

1.3  Влияние дивидендной политики  на модели расчета стоимости  предприятия.

Глава 2

Изучение дивидендной политики на примере  ОАО «ВЕРОФАРМ».

2.1 Характеристика ОАО «ВЕРОФАРМ».

2.2 Анализ финансово-экономического  состояния, положения  предприятия  в своей отрасли.

2.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику ОАО «Фармстандарт».

2.4 Анализ существующей дивидендной  политики предприятия ОАО «Фармстандарт».

2.5 Использование дивидендной политики  для воздействия на курс акций  и стоимость предприятия.

2.6 Порядок расчета и выплаты  дивидендов.

Глава 3

Рекомендации по внедрению усовершенствований в дивидендной политике ОАО «ВЕРОФАРМ» на основе проведенного исследования.

Выводы

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Объектом  курсовой работы является исследование дивидендной политики предприятия  как важнейшего фактора, влияющего  на стоимость акций компании.

Актуальность  выбранной темы обоснована тем, что  дивидендная политика оказывает  существенное влияние на динамику цен  акций, положение предприятия на рынках денег и капитала, затраты  на привлечение капитала, рентабельность собственного капитала, коэффициент реинвестирования прибыли и многие другие аспекты деятельности. Выплачиваемые дивиденды позволяют инвесторам рассчитывать ожидаемую доходность от инвестиций в собственный капитал, символизируют о политике компании по распределению прибыли, в некоторых случаях служат показателем «прозрачности» экономической деятельности предприятия.

В ходе исследования подробно рассмотрены теоретические  аспекты влияния дивидендной  политики предприятия на его стоимость. На основе описанных в теоритической  части моделей оценки стоимости, в практической части работы показана последовательность расчета стоимости  реально работающего предприятия  «Верофарм» с учетом влияния внутренней и внешней среды. В заключительной части приведены рекомендации по внедрению усовершенствований в  дивидендной политике ОАО «ВЕРОФАРМ» на основе проведенного исследования.

Целью курсовой работы является изучение влияния дивидендной  политики ОАО «ВЕРОФАРМ» на стоимость  компании.

Задачи  курсовой работы:

1) Изучение  факторов, влияющих на дивидендную  политику;

2) Изучение  этапов формирования дивидендной  политики;

3) Оценка  форм дивидендных выплат со  стороны выгодоприобретателей (акционеров  компании);

4) Анализ  уровней дивидендных выплат в  т. ч. на одну акцию (на основе ОАО «Верофарм»);

5) Оценка  степени влияния дивидендной  политики на стоимость компании;

6) Оценка  эффективности дивидендной политики  компании (на основе ОАО «Верофарм»);

7) Составление  рекомендаций по совершенствованию  дивидендной политики ОАО «Верофарм»;

Информационная  база состоит из протоколов общего собрания акционеров за указанный период, статей рейтинговых компаний, финансовой отчетности ОАО «Верофарм» за период 2007 – 2011 г., исследований аналитических  агентств о деятельности и перспективах ОАО «Верофарм», а также других интернет ресурсов.

 

 

Глава 1

Теоретическое обоснование принципа формирования дивидендной политики и ее влияние на стоимость предприятия

1.1 Значение, сущность и виды  дивидендной политики предприятия

 

Дивиденд (переводится с латинского языка как «что-то, что подлежит разделу») - средства предприятия или иного хозяйствующего субъекта, которые делятся между вкладчиками в собственный капитал, пропорционально долям владения.

Понятие дивиденда (согласно статье №43 Налогового Кодекса РФ) дается в следующих  определениях:

- дивидендом  может быть признан любой доход,  который акционер или участник  получил от организации при  распределении прибыли, после  налогообложения (с учетом выплаты  процентов по привилегированным  акциям), по принадлежащим акционеру  или участнику акциям или долям,  в пропорции к долям акционеров  или участников в уставном  капитале;

- дивидендом  может быть назван любой доход,  полученный из источников вне  пределов Российской Федерации,  который можно отнести к дивидендам  в соответствии с законодательством  иностранных государств;

Налоговые ставки НДФЛ (согласно п.3 и п.4 статьи 224 НК РФ) устанавливается в размере 9 процентов в отношении дивидендов для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации и 15 % налоговых  нерезидентов Российской Федерации.

 Налоговые  ставки налога на прибыль (согласно  п.1 и п.3 статьи 284 НК РФ) устанавливается  в размере 0 или 9 процентов  (более 50% капитала в собственности  и менее 50 %) в отношении дивидендов  для юридических лиц, являющимися  налоговыми резидентами Российской  Федерации и 15 % для налоговых  нерезидентов Российской Федерации.

Дивиденды могут выплачиваться как в  денежном виде, так и в виде акций  и другого имущества акционерного общества. В работе будут рассмотрены  первые два варианта, как наиболее часто встречающиеся.

Начисление, распределение и размер дивидендов зависят от дивидендной политики, проводимой акционерной организацией. В связи с этим, дивидендной политике уделяется значительное внимание в финансовом менеджменте, как при оценке стоимости компании, так и при составлении прогнозов результатов ее деятельности.

Значительный  вклад в разработку теории дивидендной  политики внесли Франко Модильяни, Мертон Миллер, Зви Боди, Роберт Мертон, Ричард Брейли, Стюарт Майерс, Уоррен Баффет, Луиджи Зингалес, Бенджамин Грэхем.

Дивидендная политика (согласно Зви Боди и Роберту Мертону) - это политика компании по начислению и выплате дивидендов своим акционерам при целом ряде финансовых и иных факторов, которые могут оказать значительное влияние на благосостояние акционеров. Подобными факторами могут быть признаны  затраты на внешнее финансирование, налоги, особенности регулирования финансовой деятельности, транзакционные издержки при обороте ценных бумаг или информационное содержание дивидендов. В идеальной финансовой среде, в которой отсутствуют налоги и операционные издержки, при неизменных решениях компании, касающихся вопросов инвестиций и займов благосостояние акционеров (рыночная стоимость их акций, стоимость компании) будет находиться на одном и том же уровне, вне зависимости от избранной дивидендной политики.

Можно сделать  вывод, что дивидендная политика – это механизм, благодаря которому формируется и распределяется доля в прибыли предприятия среди  акционеров (собственников) предприятия, выплачиваемая в соответствии с  долей в собственном капитале с учетом целей компании, состояния  внешней и внутренней среды. Дивидендную  политику можно определить как компромисс между реинвестированием прибылей и их выплатой в виде дивидендов в т. ч. за счет выкупа и акций на рынке. Современная экономическая теория утверждает, что если объем инвестиций и займов принимать за постоянную величину, пренебречь издержками, то дивидендная политика не будет оказывать никакого влияния на стоимость акций (долей) компании. Эта теория находит свое подтверждение в статье «Дивидендная политика, долг и стоимость акций»  в «Journal of Business» от 1961 г. Мертона Миллера и Франко Модильяни.

Для поэтапного подтверждения ее можно привести следующие расчеты:

1)При  постоянной величине инвестиций и займов, при наличии эффективного рынка и отсутствии транзакционных издержек, выплата дивидендов не оказывает влияния на стоимость акций, пример приведен на рисунке 1.

Рисунок 1. Влияние дивидендной политики на изменение стоимости акций при эффективном рынке.

 

Рассмотрим  это утверждение на примере баланса  фирмы «Эффективный менеджмент»  в таблице 1, предположив, что рыночная стоимость акций равна их балансовой стоимости.

Если  компания захочет выплатить дивиденды  в размере 1000 р. наличных денежных средств, то для осуществления инвестиционной возможности NPV ей понадобится привлечь эти средства из нового источника финансирования.                                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                                     Таблица 1

Баланс  фирмы «Эффективный менеджмент»  в условиях эффективного рынка и  постоянной величине инвестиций и займов

Дебет

Кредит

Денежные средства для инвестиций         -  1000р.

Долг                                                         - 0 р.

Основные средства                                         -  9000 р.

Собственный капитал                    -  10000 р. + NPV

Инвестиционная возможность                                     (ее приведенная стоимость)                          - NPV

 

Совокупная стоимость активов                                                        

 

-  10000 + NPV

(NPV – стоимость проекта со сроком реализации 1 год.)

Стоимость предприятия (рыночная=балансовая)                                                       - 10000 + NPV

(NPV – стоимость проекта со сроком реализации 1 год.)


 

Для простоты модели будем рассматривать только выпуск новых акций. Соответственно стоимость «Эффективного менеджмента» не будет зависеть от выплаты дивидендов и заимствования т.к. будет по прежнему равняться 10000р. + NPV, только с учетом изменения структуры собственного капитала. Прежние акционеры получат дивиденды 1000 р. + у них останется собственный капитал в размере (10000+NPV)-1000=9000+NPV, т.е. их акции понесут соответствующее снижение курсовой стоимости, а стоимость акций новых акционеров будет соответствовать их балансовой стоимости пропорционально доли в собственном капитале.

2) При  постоянной величине инвестиций и займов, при наличии эффективного рынка, не имеет значения в какой форме выплачиваются дивиденды – в форме выкупа акций или в денежной форме (выплату в форме имущества не рассматриваем, как малораспространенную).

Рассмотрим  этот вариант на примере баланса  все той же компании «Эффективный менеджмент», при условии не реализации инвестиционного проекта на таблице 2.

 

 

Таблица 2

Баланс фирмы  «Эффективный менеджмент» в условиях эффективного рынка, постоянной величине инвестиций и займов и не реализации инвестиционного проекта

Дебет

Кредит

Денежные средства для инвестиций         -  1000 р.

Долг                                                         - 0 р.

Основные средства                                         -  9000 р.

Собственный капитал                    -  10000 р. + 0

Инвестиционная возможность                                     (ее приведенная стоимость)                          -0

 

Совокупная стоимость активов                                                     

 

-  10000 + NPV

(NPV – стоимость проекта со сроком реализации 1 год.)

Стоимость предприятия (рыночная=балансовая)                                                       - 10000 + NPV

(NPV – стоимость проекта со сроком реализации 1 год.)


 

При наличии 1000 акций в обращении, балансовая и рыночная цена одной акции будет  равна 10000 р./1000 акций = 10 рублей до выплаты  дивидендов, соответственно 9000 р./1000 акций = 9 рублей после выплаты дивидендов. Если 1000 р. направить на выкуп акций, а не на выплату дивидендов при  наличии эффективного рынка, то стоимость  одной акции после этого будет  равна 9000р./900 акций=10 р. 

В доказательства данных утверждений ниже приведен стоимостный расчет собственного капитала компании «Эффективный менеджер» выкупающей собственные акции в конце 1 года. Дивиденд на одну акцию равен 1000 р./1000 акций = 1 р./акцию. Примем ожидаемую доходность от инвестиций за 10% годовых. Исходя из этого предположения PV акции = 1р./0,10 = 10 р., а PV стоимости собственного капитала = PV акции * к-во акций = 10 * 1000 = 10000 р. При выкупе акций в конце 1 года, в начале года PV  выкупа будет равно 1000 р./(1 + 10%)=909,1 р., а PV дивидендов выплачиваемых с конца 2 года (т.е. остаточная стоимость компании после выкупа акций) будет  равна 1000 р./10%(1+10%)^1=9090,9 р. Поскольку акционеры, у которых выкупаются акции тоже требуют доходность 10%, то у них акции будут в конце 1 года выкупаться по цене 10 р.*(1+10%)=11 р. С рынка в конце 1 года будет выкуплено 1000 р./11 р.=90,9 акций. В обращении останется 1000-90,9=909,1 акция. Каждая из них будет претендовать на дивиденды начиная с конца 2 года в размере 1000/909,1=1,1 р. PV оставшихся после выкупа акций в начале 1 года возрастет до 1,1р./10%(1+10%)^1 = 10р за счет возросшей доли дивидендов на каждую из них.

Информация о работе Влияние дивидендной политики на стоимость предприятия ОАО ВЕРОФАРМ