Влияние дивидендной политики на стоимость предприятия ОАО ВЕРОФАРМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияния дивидендной политики ОАО «ВЕРОФАРМ» на стоимость компании.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение факторов, влияющих на дивидендную политику;
2) Изучение этапов формирования дивидендной политики;
3) Оценка форм дивидендных выплат со стороны выгодоприобретателей (акционеров компании);
4) Анализ уровней дивидендных выплат в т. ч. на одну акцию (на основе ОАО «Верофарм»);

Содержание работы

Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование принципа формирования дивидендной политики и ее влияние на стоимость предприятия
1.1 Значение, сущность и виды дивидендной политики предприятия.
1.2 Этапы формирования дивидендной политики.
1.3 Влияние дивидендной политики на модели расчета стоимости предприятия.
Глава 2
Изучение дивидендной политики на примере ОАО «ВЕРОФАРМ».
2.1 Характеристика ОАО «ВЕРОФАРМ».
2.2 Анализ финансово-экономического состояния, положения предприятия в своей отрасли.
2.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику ОАО «Фармстандарт».
2.4 Анализ существующей дивидендной политики предприятия ОАО «Фармстандарт».
2.5 Использование дивидендной политики для воздействия на курс акций и стоимость предприятия.
2.6 Порядок расчета и выплаты дивидендов.
Глава 3
Рекомендации по внедрению усовершенствований в дивидендной политике ОАО «ВЕРОФАРМ» на основе проведенного исследования.
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Влияние дивидендной политики на стоимость предприятия ОАО ВЕРОФАРМ.docx

— 238.96 Кб (Скачать файл)

По  данным ЦМИ «Фармэксперт», в 2010г. компания заняла:

- 4 место согласно рейтинга «Наиболее влиятельных российских производственных компаний».

По  данным IMS Health, в 2010г. компания заняла:

- 5 место в рейтинге отечественных корпораций на фармацевтическом рынке РФ по объему продаж; доля Компании увеличилась с 3,6% в 2009 году до 4,2% в 2010 году; прирост в денежном выражении составил 27%;

- 2 место в рейтинге отечественных корпораций на рынке ДЛО (Дополнительно лекарственное обеспечение) РФ по объему продаж; доля Компании уменьшилась с 15,6% в 2009 году до 12,6% в 2010 году; прирост в денежном выражении составил 43%;

- 7 место в рейтинге отечественных корпораций в розничном секторе фармацевтического рынка РФ по объему продаж; доля Компании увеличилась с 2,6% в 2009 году до 2,7% в 2010 году; прирост в денежном выражении составил 13%;

- 5 место в рейтинге отечественных корпораций в госпитальном секторе фармацевтического рынка РФ по объему продаж; доля Компании увеличилась с 7,0% в 2009 году до 9,3% в 2010 году; прирост в денежном выражении составил 54%;

- 5 место в рейтинге производителей (зарубежных и отечественных) на коммерческом онкологическом рынке РФ в 2010 году по объему продаж; доля Компании увеличилась с 2,4% в 2009 году до 3,3% в 2010 году; прирост в денежном выражении составил 47%;

- 1 место в рейтинге (зарубежных и отечественных) производителей на коммерческом онкологическом рынке РФ в натуральном выражении; доля Компании увеличилась с 19,3% в 2009 году до 22,2% в 2010 году; прирост в натуральном выражении составил 14%;

- 1 место по объему продаж на рынке пластырной продукции с долей 45% и приростом 5% в денежном выражении.

 

Приоритетными направлениями деятельности Компании являются4:

- расширение портфеля онкологических препаратов, в том числе освоение новых продуктовых стратегических «ниш»;

- увеличение валовой прибыли за счет запуска новых высокомаржинальных продуктов;

- увеличение доли рынка как среди отечественных производителей, так и среди всех (отечественных и зарубежных

производителей) в натуральном и стоимостном  выражении;

- модернизация производственной базы в соответствии с международными стандартами GMP и проектами освоения новых препаратов;

- повышение капитализации Компании.

 

На  заводах компании внедрена система качества, соответствующая требованиям международных стандартов ISO (Международная организация по стандартизации) и GMP («Good Manufacturing Practice», Надлежащая производственная практика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ финансово-экономического  состояния, положения  предприятия  в своей отрасли

Продукция ОАО «ВЕРОФАРМ» подразделяется на четыре основных категории 5:

- рецептурные дженерики (препараты, являющийся воспроизведением оригинального препарата - 129 наименований)

- рецептурные  препараты, усиленно продвигаемые  на рынке. Эти препараты широко распространяются как по традиционным каналам, включая поставки в аптеки и больницы, а также в рамках Федеральной программы ДЛО (Дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан);

-  безрецептурные препараты (18 наименований) – препараты, отпускаемые без рецепта врача. Продвижение и реализация этих препаратов происходит преимущественно через аптечную сеть;

- традиционные препараты (11 наименований) – лекарственные препараты-дженерики, появившиеся на рынке десять и более лет назад. Они не требуют затрат на продвижение т.к. знакомы потенциальным потребителям. Данные препараты могут быть рецептурными и безрецептурными. Некоторая часть из них реализуется по программе ДЛО;

- пластыри и косметические средства (163 наименования). Пластыри – медицинские и немедицинские пластыри. Реализуются преимущественно через аптеки, а также продаются в больницы. Косметические средства - антисептические препараты нового поколения. Эти средства активно продвигаются и реализуются через аптеки;

Новые лекарственные средства преимущественно  патентуются и выпускаются на рынок единственным поставщиком, который  имеет соответствующий патент. Когда истекает срок действия патента, становится возможным использование дженериков данного препарата, в т. ч. и компаниями как ОАО «Верофарм». Дженерики представляют собой аналоги брендовых препаратов с истекшей патентной защитой. Обычно, они продаются по более доступным ценам, представляя на рынке альтернативу брендовому препарату.

С точки  зрения дистрибьюции, рынок поделен  на три основных сегмента: аптечные продажи, продажи в рамках ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), госпитальные продажи. По данным IMS HEALTH, данные объема этих сегментов приведены в таблице 6.

Таблица 6

Данные объема продаж (в оптовых ценах, млрд. руб.)

№ п/п

Сегмент рынка

2009 г.

2010 г.

Динамика, %

1

ДЛО

80,42

80,88

-0,57%

2

Розничный

332,25

307,22

8%

3

Госпитальный

54,65

54,58

0,13%


 

Розничный коммерческий рынок занимает около 69% всего объема рынка фармацевтических товаров в России. Около 20% всех аптечных продаж приходится на Москву, которая является индикатором основных тенденций этого сектора экономики, в Москве применяются новые маркетинговые подходы к продажам, которые в последствие будут распространены на всю территорию страны.

Наибольшие  темпы роста демонстрирует коммерческий сегмент лекарств +8% (показатели 2009 года +19%). Объем реализации в 2010 году в коммерческом сегменте составил около 332,2 млрд. руб. (11,1 млрд. дол.).

Объем продаж рецептурных препаратов в  аптеках по итогам 2010 г. достиг 6,9 млрд. USD и 1,62 млрд. упаковок, а безрецептурных — 4,1 млрд. USD и 3,1 млрд. упаковок. Прирост  относительно показателей аналогичного периода предыдущего года составил 21% в стоимостном выражении и 54% — в натуральном сегменте Rx и соответственно -32% и 7% — в сегменте OTC.

Продажи импортных ЛС в 2010г. увеличились на 1,0% в стоимостном выражении и на 2% — в натуральном, а локальных — на 3,9 и 4,9%, соответственно. Доля локальных препаратов в объеме коммерческого розничного сектора российского фарм. рынка по итогам 2009г. незначительно увеличилась: с 25,71 до 25,74% в стоимостном выражении и с 64,67 до 64,82% — в натуральном.

Средняя розничная цена условной упаковки ЛС в коммерческом розничном секторе  российского фарм. рынка по итогам 2009г. составила 2,97 USD (89,10 RUB), изменившись  относительно показателей предыдущего  года на 0,1% в долларах и -9% в рублях.

В распределении  объемов рынка по ценовым сегментам  в 2010г., заметно увеличение (по сравнению  с 2009 г.) доли сегмента дорогостоящих  препаратов (по цене более 500 USD/упаковка) и сегмента самых дешевых ЛС (менее 5 USD/упаковка).

Согласно  данным компании «IMS HEALTH» (таблица 7), в 2009г. среди АТС-групп АТС (от Anatomical Therapeutic Chemical) или русское АТХ (анатомо-терапевтическо-химическая) 1-го уровня по объему продаж в стоимостном выражении на коммерческом рынке лидирует группа «Пищеварительный тракт и обмен веществ».

Средняя оптовая цена закупок составила  в 2010 г. 106,38 руб. (по сравнению с показателем 2009г. рост составил 0,32%). Доля закупок импортных ЛС в 2009г. практически не изменилась и составила 80%. Доля российских производителей, в общем объёме продаж в коммерческом сегменте рынка, колеблется в диапазоне 22% - 27% в 2010г. и составляет всего 5% в секторе ДЛО. Заметен процесс консолидации в отрасли. Наиболее крупные из 25 компаний фармацевтической отрасли России произвели в 2010 году 92% всей отечественной фармацевтической продукции. В 2000 году доля крупнейших 20 предприятий составляла немногим менее 50% от объёма произведённой в России фарм. фармацевтической продукции.

 

 

 

 

 

Таблица 7

Данные  объема продаж розничного рынка

№ п/п

Сегмент рынка

Доля за 2010 г.

Доля за 2009 г.

Динамика, %

1

Пищеварительный тракт 

16,80%

16,10%

0,70%

2

Центральная нервная система 

11,03%

11,14%

-0,11%

3

Онкология

10,38%

10,42%

-0,04%

4

Сердечно-сосудистая система

10,28%

10,09%

0,19%

5

Респираторная система 

9,59%

9,24%

0,35%

6

Противомикробные  средства

9,12%

9,53%

-0,41%

7

Кроветворение и кровь 

7,46%

7,90%

-0,44%

8

Прочие 

25,34%

25,56%

-0,22%

 

Всего

100%

100%

 

 

Согласно  данным Федеральной службы государственной  статистики, в России насчитывается более десяти тысяч больниц и более двадцати тысяч поликлиник. Особенность фармацевтического рынка России состоит в том, что центральную часть поставок составляют дистрибьюторы. Большое количество больниц, поликлиник, точек розничной торговли, а также требования по лицензированию и особой инфраструктуре поставок диктуют наличие оптовых продавцов. Дистрибьюторы занимаются поставками продукции в розничные аптечные сети и не сетевые аптеки, участвуют в обеспечении фармацевтической продукцией поликлиники и больницы, участвуют в поставке продукции в рамках программы ДЛО, согласно тендеров государственных региональных и муниципальных отделов здравоохранения.

Значительная  часть продукции реализуется  через крупные оптовые компании-посредники как федерального, так регионального  и местного значения. Наблюдается тенденция концентрации дистрибьюторов, так в 2010г ТОП 10 дистрибьюторов обеспечивали 92% поставок на фармацевтическом рынке. В 2010г. зона покрытия составила 99%. Как и ранее, рынок сконцентрирован вокруг двух дистрибьюторов национального значения – компаний «СИА Интернейшнл» и «Протек». Доля двух крупнейших оптовиков имеет тенденцию к росту, согласно оценкам DSM Group, в 2009г. они контролировали 44% рынка, в 2010г. этот показатель увеличился до 46%.

Общее финансово-экономическое состояние  предприятия заслуживает высокой оценки6. Выручка компании за продолжительный период времени растет со средним темпом 20% год-к-году (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика выручки компании «Верофарм» за 2004-2011 г.

 

 

 

Чистая  прибыль компании год-к-году за продолжительный  период времени растет со средним  темпом 30% (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Динамика чистой прибыли компании «Верофарм» за 2004-2011 г.

 

Высокое качество управления бизнес-процессами и капиталом компании отражается на динамике рентабельности среднего капитала - она находится на среднем уровне в 25% (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Динамика рентабельности собственного капитала ОАО «Верофарм» за 2005-2011 г.

 

Несмотря  на впечатляющие результаты, динамика обыкновенных акций, обращающихся на бирже ММВБ, оставляет желать лучшего (рисунок 6). Стоит заметить, что это сильнейший фактор, который оказывает влияние на дивидендную политику (влияние в т. ч. обратно зависимо).

 

Рисунок 6. Динамика акций ОАО «Верофарм» на ММВБ за 2007-2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику ОАО «Фармстандарт»

Общая стратегия компании:

Основа развития фармацевтического  производства в России, это сегмент  брендовых современных дженериков, но до сих пор их значительная часть  – по-прежнему импортного производства (до 75%). Стратегия ОАО «Фармстандарт в этом сегменте направлена на развитие наиболее интересных с маркетинговой и экономической точки зрения проектов по созданию и продвижению современных препаратов с учетом диверсификации портфеля препаратов. Стратегия развития ОАО «ВЕРОФАРМ» предусматривает поддержание роста продаж на уровне превышения темпа роста рынка после выхода его из кризиса 2008 г., при росте прибыльности и укреплении лидерских позиций на рынке. Планируется продолжить выпуск на российский рынок аналогов наиболее перспективных препаратов, выходящих из под патентной защиты. Планируется продолжить развитие сети медицинских представителей с тем, чтобы существенно повысить эффективность их работы с врачами и медицинским персоналом.

Конкурентные преимущества:

  1. Диверсифицированный портфель дженериков. ОАО «Верофарм» имеет один из самых широких портфелей продукции на российском рынке фармацевтических препаратов-дженериков (около 300 наименований). Практически все они включены в основные официальные стандарты лечения больных с различной патологией. В соответствии с новым законом «Об обращении лекарственных средств» отечественные производители и, в частности ОАО «ВЕРОФАРМ», имеют таможенные льготы и 15% преференции при проведении конкурсов на реализацию государственных закупок. ОАО «ВЕРОФАРМ» относится к системообразующим предприятиям фармацевтической отрасли в РФ.
  2. Компетентность в разработке и выпуске на рынок новых дженериков. Начиная с 2003г., компания зарегистрировала и выпустила на рынок более 100 наименований лекарственных препаратов, все они стали успешными с точки зрения достижения целевых объемов продаж. В компании отлажены бизнес - процедуры с участием всех подразделений по поиску перспективных препаратов для освоения и их дальнейшего целевого продвижения. Оперативность в определении новых перспективных направлений и новых продуктов в приоритетных «нишах» дают конкурентное преимущество перед другими производителями дженериков, работающими на российском рынке.
  3. Гибкое и современное производственное оборудование предприятий. ОАО «ВЕРОФАРМ» является одним из немногих производителей фармацевтической продукции, обладающих гибкими производственными возможностями на всех производственных предприятиях. В настоящее время оборудование позволяет переходить на выпуск других видов изделий в короткие сроки при рациональных затратах. Эта гибкость позволяет производить сложные изделия как в больших, так и в малых количествах, сохраняя за счет этого широкий портфель продукции и быстро и эффективно увеличивая масштаб производства, исходя из рыночного спроса.
  4. Сильный бренд и прочная репутация. На протяжении всей истории Компании, концентрировалось внимание на создании репутации производителя высококачественной продукции и получении признания ОАО «ВЕРОФАРМ» и продуктов под этим брендом среди специалистов-медиков и фармацевтов. В результате реализации этой стратегии с 2002г. уровень осведомленности о бренде Компании и его признании среди врачей-специалистов в целевых областях медицины вырос почти втрое7. Такая репутация способствует высокому доверию к производимой «ВЕРОФАРМ» продукции, ее эффективности и безопасности.
  5. Высокий уровень подготовки медицинских представителей. ОАО «ВЕРОФАРМ» обладает эффективным и хорошо управляемым штатом представителей, насчитывающем около 250 сотрудников, которые ежемесячно наносят более 30 тысячи визитов врачам и фармацевтам. Все медицинские представители представляют еженедельные отчеты по количеству и результатам их визитов. Эти отчеты заводятся в электронном виде в единую базу данных, которая регулярно подвергается тщательному анализу. Все медицинские представители имеют дипломы о высшем медицинском или фармацевтическом образовании, а все фармацевтические представители имеют среднее медицинское образование. 11 представителей в штате ООО «Верофарм» на Украине обеспечивают продвижение пластырей. 8 представителей в штате Представительства в Республике Беларусь обеспечивают продвижение рецептурных и безрецептурных препаратов.

Информация о работе Влияние дивидендной политики на стоимость предприятия ОАО ВЕРОФАРМ