Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций формирова-нию ролевого состава команды на индивидуальном, групповом и общеорганизационном уровнях.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внутригрупповые роли и эффективность коман-ды…………………………….4
1.1. Понятие группы. Характеристики группы………………………………….4
1.2. Понятие команды. Отличие команды от груп-пы…………………………..5
1.3. Качества необходимые для работы в коман-де……………………………..8
1.4. Ролевой состав команды……………………………………………………..9
2. Анализ и оценка ролевого состава коман-ды…………………………………...14
2.1. Характеристика объекта изучения…………………………………………14
2.2. Определение ролевого состава команды…………………………………..15
2.3. Анализ ролевого состава коман-ды………………………………………...21
3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды………………..24
3.1. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на индивидуальном уров-не………………………………………………………………………24
3.2. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на групповом уровне…………………………………………………………………………….…25
3.3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на
уровне Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управ-ления………………………………………………………………………….…..…27
Заключение…………………………………………………………………….…....31
Список использованных источников и литературы………………………….….32
Учебная дисциплина: Поведение в организации
Тема курсовой работы: Внутригрупповые роли и эффективность команды
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Внутригрупповые роли и
1.1. Понятие группы. Характеристики группы………………………………….4
1.2. Понятие команды. Отличие команды от группы…………………………..5
1.3. Качества необходимые для работы в команде……………………………..8
1.4. Ролевой состав команды……………………
2. Анализ и оценка
ролевого состава команды………………
2.1. Характеристика объекта изучения…………………………………………14
2.2. Определение ролевого
состава команды…………………………………..
2.3. Анализ ролевого
состава команды………………………………………
3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды………………..24
3.1. Рекомендации по формированию ролевого
состава команды на индивидуальном уровне………………………………………………………………
3.2. Рекомендации по
формированию ролевого состава
команды на групповом уровне………………………………………………………………
3.3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на
уровне Новосибирского
Государственного Университета Экономики
и Управления………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………….….32
Введение
Актуальность темы исследования обоснована тем, что в настоящее время люди всё чаще сталкиваются с проблемами, решение которых требует командной работы. Эффективность работы команды во многом зависит от её ролевого состава.
Целью данной работы является разработка рекомендаций формированию ролевого состава команды на индивидуальном, групповом и общеорганизационном уровнях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия команда и ее отличия от группы
2) Выявить качества, необходимые для работы в команде
3) Изучить внутрикомандные роли
4) Провести анализ ролевого состава команды на примере студенческой группы № 9021
5) Проанализировать влияние ролев
6) Выработать рекомендации по формированию ролевого состава на трех уровнях
Объектом исследования является группа № 9021 студентов Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления
Предмет исследования – ролевой состав команды
Информационную базу составляют работы Белбина Р.М., Графского М., Крюгера, Мескона М., Альберта М., Шепелевой Л. и других авторов, а так же сведения электронных источников.
1. Внутригрупповые роли и эффективность команды.
1.1. Понятие группы. Характеристики группы.
Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.1
К основным характеристикам группы относят ее состав, структуру, процессы, ценности, систему норм, санкций.
Состав группы зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров. 2
Структура группы, в зависимости от целей исследования и условий, выделяемых в качестве существенных, может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть - подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п. По сути, функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия, а неформальная структура, основанная на симпатии - антипатии, предпочтении — отторжении, отражает неформальную сторону.
Групповые процессы - это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность), а также организационные процессы - образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятия решений.
Групповые нормы — это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при ненадлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку (поощрение и наказание).
Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.3
1.2. Понятие команды. Отличие команды от группы.
При рассмотрении определения команды может возникнуть некоторое непонимание того, чем именно команда отличается от обыкновенной группы. Такая путаница может возникать из-за того, что люди в организациях часто рассматривают группы, в которых сами состоят, как команды, но в действительности таковыми они не являются.4 Рассмотрим несколько определений понятия команда.
По определению Катценбаха и Смита «команда — это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Команда проходит эволюцию от рабочей группы , которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества ».
По мнению М. Армстронга «команда — это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность».
И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум определили команда как небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли. 5
На мой взгляд наиболее полным является определение Саласа,Берда и Таненбаума. Оно позволяет определить количество человек в команде и качества, необходимые для работы в команде.
Выделим несколько важных различий между группой и командой.
Таблица 1
Сравнительные характеристики работы команд и групп
Группы |
Команды | |
индивидуального вклада в работу |
Производительность зависит от… |
индивидуального и группового вклада |
индивидуальная |
Оценка результатов труда… |
индивидуальная и групповая |
достижении поставленных целей |
Участники заинтересованы в… |
формулировании и достижении целей |
целями, поставленными вышестоящими руководителями |
Работа определяется… |
общими целями и обязательствами |
Рассмотрим эти особенности более подробно.
Во-первых, в группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов. Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.
Второе отличие связано с тем, какое место уделяется ответственности за выполняемую работу. Обычно члены групп объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это одновременно и работа каждого в отдельности, которая берется в расчет, когда речь заходит о выдаче премий. Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность. Команды же придают значение как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату. Ее члены работают сообща для достижения результата (например, выпуска продукции, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат. Главное же различие состоит в следующем: в группах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого, в то время как члены команд осуществляют самоконтроль.
В-третьих, в то время, когда члены групп могут лишь разделять общую цель, члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели. Более того, эти цели часто рассматриваются, как возможность победить в реализации той или иной цели (быть первыми или лучшими в чем-либо). Например, работа команды на заводе компании, у которой существуют финансовые трудности, может стремиться сделать эту компанию ведущей в своей индустрии. Команда одной из частных общеобразовательных школ может стремиться подготовить своих выпускников в соответствии с более высокими стандартами знаний, чем любая другая школа в данном районе. Члены команд концентрируются на совместном достижении высших целей, что в сочетании со спецификой выполнения заданий делает их сильно заинтересованными в результатах своей деятельности. Можно сказать, что команды обладают «правом на владение» целями и обычно тратят много времени на их постановку. Как и группы, команды стремятся через поставленные цели продемонстрировать уровень своих навыков и знаний. Они ставят перед собой более обширные цели, которые являются значительным источником эмоциональной энергии, выступающей стимулом к их активной реализации.
В-четвертых, команды отличаются от групп характером своей связи с менеджментом. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутрикомандной работы, то есть команды должны иметь различные уровни самоуправления. Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, заниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возможность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со стороны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд. Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость от высшего менеджмента компании и от контроля со стороны соответствующих органов организации. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления корпорации, которые также могут быть организованы на основе командного принципа (такие команды высшего уровня называются высшим руководящим звеном организации).
1.3. Качества необходимые для работы в команде.
Личностные факторы оказывают самое непосредственное влияние на эффективность работы группы. Так, командной работе будет препятствовать предшествующий неудачный опыт работы в команде, нежелание забыть о своей прежней власти, о своем более высоком статусе. Члены команды могут нести неравномерную ответственность. Одни больше, другие – меньше.
Наконец, не все члены группы обладают способностями, знаниями, навыками, полезными для групповой работы.
По мнению специалистов, к основным качествам, которыми должны обладать люди, готовящиеся работать в успешной команде, относятся:
• понимание общей цели, задачи компании, подразделения;
• желание работать вместе для достижения общей цели;
• отсутствие скрытых целей, не заявленных коллегам и руководителю;
• способность интегрировать собственные знания и умения с потенциалом коллег;
• готовность к обучению и изменению собственного поведения, если оно противоречит установленным правилам;
• стремление к позитивному общению с коллегами.
Эффективность групповой работы зависит от того, обладают ли сотрудники, входящие в группу, взаимодополняющими навыками, такими как:
• профессиональные навыки, необходимые для выполнения задания;
• навыки разрешения проблем, навыки принятия решения;
• навыки аналитической работы, продумывания процесса;
• навыки межличностного общения.
Эффективность работы группы так же зависит от стадии развития группы, а также и от характеристик группы – как основных, так и ситуационных, от ее взаимоотношений с другими группами, от характера и сложности целей и задач, стоящих перед группой.
1.4. Ролевой состав команды.
Командная роль – это описание модели поведения, способствующей такому взаимодействию одного члена команды с другим, при котором действия каждого члена команды соответствуют общим усилиям по достижению успеха.
В настоящее время установлено восемь полезных для команды ролей.6
Это: «Реализатор», «Координатор», «Творец», «Генератор идей», «Исследователь», «Эксперт», «Дипломат», «Исполнитель».
Каждая из этих командных ролей соотносится с особыми качествами личности, измеренными с помощью тестов. Рассмотрим описание этих ролей.
Реализатор
Реализаторам присущи практический здравый смысл и хорошее чувство самоконтроля и дисциплины. В большей степени реализаторы являются типичными личностями, чья верность и интерес совпадают с ценностями команды. Они менее сконцентрированы на преследовании собственных интересов, но могут проявлять жесткость и непреклонность. Реализаторы полезны для команды благодаря своей надежности и прилежанию, добиваются успеха, потому что очень работоспособны и могут четко определить то, что выполнимо и имеет отношение к делу. Хорошие реализаторы часто продвигаются до высоких должностных позиций в управлении благодаря своим хорошим организаторским способностям и компетентности в решении всех важных вопросов.
Информация о работе Внутригрупповые роли и эффективность команды