Внутригрупповые роли и эффективность команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций формирова-нию ролевого состава команды на индивидуальном, групповом и общеорганизационном уровнях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внутригрупповые роли и эффективность коман-ды…………………………….4
1.1. Понятие группы. Характеристики группы………………………………….4
1.2. Понятие команды. Отличие команды от груп-пы…………………………..5
1.3. Качества необходимые для работы в коман-де……………………………..8
1.4. Ролевой состав команды……………………………………………………..9
2. Анализ и оценка ролевого состава коман-ды…………………………………...14
2.1. Характеристика объекта изучения…………………………………………14
2.2. Определение ролевого состава команды…………………………………..15
2.3. Анализ ролевого состава коман-ды………………………………………...21
3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды………………..24
3.1. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на индивидуальном уров-не………………………………………………………………………24
3.2. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на групповом уровне…………………………………………………………………………….…25
3.3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на
уровне Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управ-ления………………………………………………………………………….…..…27
Заключение…………………………………………………………………….…....31
Список использованных источников и литературы………………………….….32

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

уровне Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления.

 

В нашем университете недостаточное внимание уделяется формированию команды. Студенты группы были отобраны в нашу команду по результатам сдачи ЕГЭ. Этого недостаточно для создания эффективной команды. Чтобы создать эффективную команду, на разных этапах ее существования необходимо осуществить ряд действий:

  • отобрать подходящих участников команды;
  • отрегулировать численность команды;
  • совместно определить цели и задачи;
  • объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды;
  • договориться о групповых нормах;
  • помочь членам команды лучше узнать друг друга;
  • установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
  • обеспечить поддержание командного духа.

Рассмотрим некоторые пункты более подробно.

1. Отбор подходящих  участников группы.

На мой взгляд, в  работу приёмной комиссии можно внести некоторые изменения. Когда студент подаёт документы для поступления в университет ему должно быть предложено тестирование. Например, можно использовать тест Белбина. За счёт теста можно формировать команды с полным ролевым составом. Это позволит группе слаженно работать.

 2.Регулирования численности команды.

Оптимальная численность  команды составляет 5-7 человек. В  пределах университета создавать студенческие группы с такой численностью невозможно. Большое количество групп требует большого количества преподавателей, достаточное количество аудиторий. Создание таких групп эффективно на групповом уровне. На уровне организации это приводит к отрицательным последствиям. Средняя численность групп составляет 20 человек.

3. Совместное определение  целей и задач.

Для осуществления данного  пункта необходимо проводить собрания между организациями университета, руководством и группами студентов. На первом курсе такое мероприятие проводится. Однако на собрании присутствуют несколько групп, которые имеют разные специальности. Можно проводить работу с отдельными группами студентов. Группы в нашем университете не только получают высшее образование, но и участвуют в создании рейтинга университета. Так, студенты проходят федеральные тестирования, участвуют в различных олимпиадах, конференциях, занимаются научной деятельностью.  Цели и задачи в деятельности должны быть точно определены. Это позволит достигнуть максимального результата от проделанной работы.

4.Определение того, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды.

В результате успешной деятельности отдельный студент имеет возможность получать стипендию. В дальнейшем у него есть возможность получения красного диплома. Но это зависит в первую очередь от самого студента. Успешная деятельность команды в целом позволяет сохранять в группе рабочую обстановку, благоприятный психологический климат. Это обеспечивает эффективность работы каждого члена команды, в результате чего студент и получит выгоду.

5.Договор о групповых  нормах.

Данному аспекту уделяется недостаточное внимание со стороны руководства нашего университета. Студенты не всегда могут самостоятельно определить нормы, которых следует придерживать при работе в команде. Для решения данной проблемы можно снабдить старост групп определёнными знаниями. А старосты в свою очередь должны провести беседу со своими группами.

6. Помочь членам команды  лучше узнать друг друга.

Данный пункт полностью  реализован руководством нашей группы. Существует множество неформальных мероприятий, на которых студенты могут познакомиться поближе. Студенческий клуб позволяет общаться студенту не только внутри своей группы, но и обеспечивает общение различных групп между собой.

7. Установка системы  контроля и поощрение самоконтроль.

Во многих учебных  заведениях сохранилась такая должность  как «куратор”. Человек, закреплённый за этой должностью, обеспечивает контроль над работой группы, информирует студентов, помогает в решении проблем, ведении переговоров. В нашем университете такими обязанностями никто не наделён. На мой взгляд “куратор” необходим каждой группе в первый год обучения. Это помогло бы группам обрести самостоятельность и перейти на самоконтроль.

Так же можно проводить  курсы для старост групп, чтобы  они могли исполнять роль куратора. Старосту группы можно так же определить тестом Белбина. Если человек обладает ролью «Исполнителя” он может взять на себя обязанности старосты.

Выполняя эти рекомендации, руководство университета может  создавать эффективные команды с оптимальным ролевым составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Команда это целостная, самоуправляемая система, участники которой разделяют цель, обязательства по ее достижению и ответственность за результаты деятельности команды.

Ролевой состав команды  является фактором эффективности работы команды. Группа, в которой есть исполнители всех ролей, будет эффективно работать над выполнением любого задания. Состав группы должен соответствовать требованиям задания, для выполнения которого она создана.

Всего выделяют восемь внутрикомандных  ролей: Генератор идей, Дипломат, Творец, Реализатор, Эксперт, Исследователь, Координатор, Исполнитель. В чистом виде они встречаются крайне редко.

Регулирование баланса  ролевого состава должно проводиться  на трех уровнях.

 На индивидуальном  уровне участнику группы важно определить свою роль в команде, поставить перед собой задачи, решение которых необходимо для всей команды, выбрать направления своей деятельности.

На групповом уровне следует провести беседы и тренинги.

На общеорганизационном уровне необходимо проведение мероприятий по созданию эффективных команд с оптимальным ролевым составом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. Пер.с англ. М.: HIPPO, 2003.
  2. Белбин Р.М.
  3. Типы ролей в командах менеджеров. Пер.с англ. М.: HIPPO, 2003.
  4. Бизнес-SPORT-Советы: Как работать в команде. http://www.blog-champion.ru/biznes-sport-sovetykak-rabotat-v-komande/
  5. Голова дракона. http://www.aktyivnyeigry.ru/golova-drakona/
  6. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. — М.: Политиздат, 1967, с. 184-185.
  7. Как создать эффективную команду. http://www.elitarium.ru/2008/08/15/sozdat_jeffektivnuju_komandu.html
  8. Команда: этапы становления и поведение руководителя. http://www.somc.ru/node/52
  9. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003
  10. Критерии эффективно работающей команды. http://hrm.ru/kriterii-ehffektivno-rabotajushhejj-komandy
  11. Латфуллина Г. Р. Организационное поведение. Под ред. Латфуллина Г. Р., Громовой О. Н. СПб.: Питер, 2004.
  12. Лекция 7.Построение эффективных рабочих команд. http://lekcya.ru/ptema7.html
  13. Программы социально-психологических тренингов. http://fictionbook.ru/author/lyudmila_shepeleva/programmiy_socialno_psihologicheskih_treningov/read_online.html?page=3
  14. Программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков. http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1379-.html
  15. Спивак В. А. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / В. А. Спивак. – М.: ЭКСМО, 2007, с. 73.
  16. Тест Белбина. http://www.hr-bo.ru/page_pid_439.htm
  17. Титаник. http://www.aktyivnyeigry.ru/titanik/
  18. Умение работать в команде. http://www.samorazwitie.ru/2009/10/umenie-rabotat-v-komande.html
  19. Управление организационными изменениями. http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/section5.html
  20. Что такое команда? И при чем тут рабочая группа? http://www.grafsky.ru/team/chto-takoe-komanda-i-pri-chem-tut-rabochaya-gruppa.htm
  21. Что такое настоящая команда? http://hrm.ru/chto-takoe-nastojashhaja-komanda
  22. Эффективность работы актива ученического самоуправления. http://www.otdelobraz.ru/shkola-zavucha/effektivnost-raboti-aktiva-uchenicheskogo-samoupravleniya

 

 

 

 

1 Латфуллина Г. Р. Организационное поведение. Под ред. Латфуллина Г. Р., Громовой О. Н. СПб.: Питер, 2004.

2 Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. — М.: Политиздат, 1967, с. 184-185.

3 Спивак В. А. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / В. А. Спивак. – М.: ЭКСМО, 2007, с. 73.

4 Управление организационными изменениями.

http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/section5.html

5 Что такое команда? И при чем тут рабочая группа?

  http://www.grafsky.ru/team/chto-takoe-komanda-i-pri-chem-tut-rabochaya-gruppa.htm

6  Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. 2003.


Информация о работе Внутригрупповые роли и эффективность команды