Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций формирова-нию ролевого состава команды на индивидуальном, групповом и общеорганизационном уровнях.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внутригрупповые роли и эффективность коман-ды…………………………….4
1.1. Понятие группы. Характеристики группы………………………………….4
1.2. Понятие команды. Отличие команды от груп-пы…………………………..5
1.3. Качества необходимые для работы в коман-де……………………………..8
1.4. Ролевой состав команды……………………………………………………..9
2. Анализ и оценка ролевого состава коман-ды…………………………………...14
2.1. Характеристика объекта изучения…………………………………………14
2.2. Определение ролевого состава команды…………………………………..15
2.3. Анализ ролевого состава коман-ды………………………………………...21
3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды………………..24
3.1. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на индивидуальном уров-не………………………………………………………………………24
3.2. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на групповом уровне…………………………………………………………………………….…25
3.3. Рекомендации по формированию ролевого состава команды на
уровне Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управ-ления………………………………………………………………………….…..…27
Заключение…………………………………………………………………….…....31
Список использованных источников и литературы………………………….….32
Координатор
Отличительной чертой координаторов является способность заставлять других работать над распределенными целями. Зрелый, опытный и уверенный, координатор охотно раздает поручения, в межличностных отношениях он быстро раскрывает индивидуальные наклонности и таланты и мудро их используют для достижения целей команды. Это люди с большим кругозором и опытом, пользующиеся общим уважением команды. Координаторы хорошо себя проявляют, находясь во главе команды людей с различными навыками и характерами, лучше работают совместно с коллегами равными по рангу или позиции, чем с сотрудниками более низких уровней. Они верят, что проблему можно решить мирным путем.
Творец
Это люди с высоким уровнем мотивации, неисчерпаемой энергией и великой жаждой достижений. Обычно это ярко выраженные экстраверты, обладающие сильной напористостью, которые любят бросать вызов другим. Им нравится вести других и подталкивать к действиям. Если возникают препятствия, они быстро находят обходные пути. Творцы имеют склонность эмоционально отвечать на любую форму разочарования или крушения планов. Они очень целеустремленные, любят поспорить. Их роль самая конкурентная в команде. Творцы обычно становятся хорошими руководителями благодаря тому, что умеют генерировать действия и успешно работать под давлением, умеют легко воодушевлять команду, и очень полезны в группах с разными взглядами, так как способны укротить страсти. Они могут легко провести необходимые изменения и не отказываются от нестандартных решений. Являются самыми эффективными членами команды, способными гарантировать позитивные действия.
Генератор идей
Генераторы идей являются инноваторами и изобретателями, могут быть очень креативными. Обычно они предпочитают работать самостоятельно, отделившись от других членов команды, используя свое воображение и часто следуя нетрадиционным путем. Имеют склонность быть интровертами и сильно реагируют как на критику, так и на похвалу. Часто их идеи имеют радикальный характер, но им не хватает практических усилий. Они независимы, умны и оригинальны, но могут быть слабыми в общении с людьми другого уровня или направления. Основная функция генераторов идей – создание новых предложений и решение сложных комплексных проблем. Они необходимы на начальных стадиях проектов или когда проект находится под угрозой срыва. Большое количество Генераторов идей в одной команде может привести к снижению производительности, так как они имеют тенденцию проводить время, укрепляя свои собственные идеи и вступая друг с другом в конфликт.
Исследователь
Исследователи - часто
энтузиасты и яркие экстраверты,
которые умеют общаться с людьми
в команде и за ее пределами. Они
рождены для ведения переговоро
Эксперт
Это очень серьезные и предусмотрительные. Они медлительны в принятии решения, предпочитают хорошо все обдумать, способны критически мыслить, умеют быть проницательными в суждениях, принимая во внимания все факторы. Эксперты редко ошибаются. Эксперты подходят для анализа проблем и оценки идей и предложений. Они хорошо умеют взвешивать все «за» и «против» предложенных вариантов. По сравнению с другими, эксперты кажутся чрезмерно критичными. Некоторые удивляются, как им удается стать руководителями. Тем не менее, многие эксперты занимают стратегические посты и преуспевают на должностях высшего ранга..
Дипломат
Это люди, пользующиеся наибольшей поддержкой команды. Они очень вежливы, обходительны и общительны. Они умеют быть гибкими и адаптироваться к любой ситуации и разным людям, слушать других и сопереживать. В работе они полагаются на чувствительность, но могут столкнуться с трудностью при принятии решений в срочных и неотложных ситуациях. Роль дипломатов состоит в предотвращение межличностных проблем. Избегая трений, они будут идти длинной дорогой, ради того чтобы обойти их стороной. Они не часто становятся руководителями. Дипломаты служат своего рода «смазкой» для команды, и создают обстановку, в которой люди лучше сотрудничают.
Исполнитель
Обладают способностью доводить дело до завершения и обращать внимание на детали. Они никогда не начинают то, что не могут довести до конца. Представители этого типа часто являются интровертами. Им обычно не требуется стимулирование извне или побуждения. Они не терпят случайностей, не склонны к делегированию, предпочитают выполнять задания самостоятельно. Являются незаменимыми в ситуациях, когда задания требуют сильной концентрированности и высокого уровня аккуратности. Хорошо справляются с управлением, благодаря своему стремлению к высшим стандартам, своей аккуратности, точности, вниманию к деталям и умению завершать начатое дело.
Команда является одной из важнейших составляющих успешного функционирования любой организации.
На мой взгляд, для того, чтобы команда была эффективной необходимо учитывать размер группы, баланс ролевого состава, взаимоотношения в команде, а также саморазвитие членов команды. Не стоит забывать и о целях команды, которые определяют направления деятельности команды.
2. Анализ и оценка ролевого состава команды.
2.1. Характеристика объекта изучения.
Объектом моего исследования стала группа студентов № 9021, в которой я учусь. Участники нашей команды не были отобраны по каким-либо характеристикам, навыкам, опыту. Чтобы попасть в эту группу, студенты не проходили собеседования. В нее зачислили тех, кто подал заявление и у кого был достаточно высокий балл за сдачу ЕГЭ.
У нас есть общая цель: мы получаем высшее образование в Новосибирском Государственном Университете Экономики и Управления по специальности «Экономика труда». В нашей группе есть формальный лидер – это староста группы.
У каждого из нас есть внутригрупповые роли, которые и определятся в ходе исследования. При появлении конкретных проблем в нашей группе определяются задачи, определяется роль каждого в решении поставленных задач. Вместе мы учимся уже более двух лет. За это время не все члены группы успели подружиться, однако, взаимоотношения в группе прочные. Немало важно то, что каждый из нас своевременно получает информацию об учебном процессе. Это способствует слаженной работе нашей группы.
Все эти характеристики позволяют определить группу № 9021 как команду.
Главным показателем эффективности нашей команды является успеваемость. Процесс обучения любого студента достаточно индивидуален, но, в то же время, рейтинг группы зависит от вклада каждого. Члены группы придают значение как успехам любого из них, так и общей успеваемости, каждый разделяет ответственность за нее. Большинство из нас посещают все занятия, выполняют домашние задания, справляются с контрольными работами. В нашей группе принято помогать друг другу в процессе обучения, ведь это в интересах всех участников группы.
Для многих участников нашей команды большое значение имеют личные отношения с другими участниками. Мы стараемся как можно чаще проводить встречи группой в неформальной обстановке. Это помогает разрешить назревающие конфликты, поддержать отношения доверия в группе.
Наша группа прошла лишь половину пути к достижению своей главной цели – получение диплома о высшем образовании. Для дальнейшей работы нам необходимо повышать свою эффективность. Способствовать этому может изучение ролевого состава команды, выявление связанных с этим проблем, постановка задач, а также определение направлений решения данных задач.
2.2. Определение ролевого состава команды.
Для определения ролевого состава нашей группы был использован тест Белбина. Он позволяет определить наиболее подходящую роль человека в команде. Тест Белбина состоит из 7 блоков вопросов или утверждений. В каждом блоке по 8 вопросов, с которыми человек можете согласиться или не согласиться. Тест выделяет следующие командные роли: Реализатор, Координатор, Творец, Генератор идей, Исследователь, Эксперт, Дипломат, Исполнитель.
Каждый участники получили бланки с заданием.
Задание 1. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по Вашему мнению, лучше всего характеризуют Ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Проверьте, чтобы сумма всех очков по каждому блоку не превышала 10 баллов.
При прохождении теста можно не торопиться. Тест не ограничен по времени. Постарайтесь дать ответы, наиболее характеризующие вас.
Блок 1. Что я могу предложить команде:
10 |
Я думаю, что в состоянии быстро воспринимать и использовать новые возможности | |
11 |
Я легко кооперируюсь с людьми разных типов | |
12 |
Один из моих главных активов – продуцировать новые идеи | |
13 |
Я способен вовлекать людей, которые, по моему мнению, могут внести большой вклад в достижение групповых целей | |
14 |
Мои личные способности – эффективно доводить дело до самого конца | |
15 |
Я не представляю себе даже временного снижения своей популярности, даже если это приведет к увеличению прибыли | |
16 |
Обычно я чувствую,
что реалистично и что | |
17 |
Я способен предложить весомые аргументы в пользу другой линии действий, не провоцируя при этом предубеждений |
Блок 2. Что характеризует меня как члена команды:
20 |
Я чувствую себя неуютно на собраниях, даже если они четко структурированы и продуманно организованны | |
21 |
Я склонен полагаться на людей, которые хорошо аргументируют свою точку зрения еще до того, как она была всесторонне обсуждена | |
22 |
Когда группа обсуждает новые идеи, я склонен слишком много говорить | |
23 |
Мои личные отношения мешают мне поддерживать коллег с энтузиазмом | |
24 |
Когда надо сделать какое-либо дело, некоторые люди считают, что я действую агрессивно и авторитарно | |
25 |
Я затрудняюсь брать на себя лидерскую роль, может потому, что слишком чувствителен к чувствам и настроениям группы | |
26 |
У меня есть склонность настолько увлекаться собственными идеями, что я забываю о том, что происходит вокруг | |
27 |
Мои коллеги считают, что я слишком забочусь о незначительных деталях и боюсь риска, что дело может быть испорчено |
Блок 3. Когда я работаю с другими над проектом:
30 |
Я могу хорошо влиять на других людей, при этом не оказывая на них сильного давления | |
31 |
Мое «шестое чувство» подсказывает и предохраняет меня от ошибок и инцидентов, которые иногда случаются из-за небрежности | |
32 |
Во имя достижения главных целей, я готов ускорять события, не тратя время на обсуждение | |
33 |
От меня всегда можно ожидать чего-то оригинального | |
34 |
Я всегда готов поддержать хорошее предложение, которое принесет выгоду всем | |
35 |
Я постоянно отслеживаю последние идеи и новейшие достижения | |
36 |
Я думаю, что мои способности к суждениям и оценкам могут внести большой вклад в принятие правильных решений | |
37 |
На меня всегда можно положиться на завершающем этапе работы |
Блок 4. Мое отношение и интерес к групповой работе:
40 |
Я искренне желаю узнать своих коллег получше | |
41 |
Я не боюсь ни оспаривать точку зрения другого человека, ни остаться в меньшинстве | |
42 |
Обычно я могу доказать несостоятельность неудачного предложения | |
43 |
Я думаю, что я способен хорошо выполнять любую функцию ради выполнения общего плана | |
44 |
Часто я избегаю очевидных решений и прихожу вместо этого к неожиданным решениям проблемы | |
45 |
Я стремлюсь все, что я делаю доводить до совершенства | |
46 |
Я готов использовать контакты вне группы | |
47 |
Хотя я всегда открыт различным точкам зрения, я не испытываю трудностей при принятии решения |
Блок 5. Я чувствую удовлетворение от работы, потому что:
50 |
Мне нравится анализировать ситуации и оценивать возможные направления деятельности | |
51 |
Мне интересно находить практические пути решения проблемы | |
52 |
Мне приятно чувствовать, что я помогаю созданию хороших отношений на работе | |
53 |
Часто я имею сильное влияние на принимаемые решения | |
54 |
Я имею открытые, приветливые отношения с людьми, которые могут предложить что-то новенькое | |
55 |
Я могу убеждать людей в необходимости определенной линии действий | |
56 |
Я чувствую себя хорошо дома, когда я могу уделить максимум внимания заданию | |
57 |
Я люблю работать с
чем-то, что стимулирует мое воображени |
Информация о работе Внутригрупповые роли и эффективность команды