Взаимодействия спроса и предложения и их влияние на ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое, методическое и практическое обоснование взаимодействия спроса и предложения и их влияние на ценообразование.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 87.33 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Ограниченные  ресурсы, нарастающие потребности  человека – одни из основных предметов  изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у  нас ресурсов. Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность распределения  ресурсов в смешанной экономике, является поведение участников рынка, которые преследуют собственные  интересы. И чтобы понять и спрогнозировать  их необходимо знать суть действия рынка, его экономические рычаги.

Этими рычагами являются спрос и предложение. Так  как они способны дать представление  не только об отдельных экономических  проблемах, но и о работе экономической  системы в целом. Основная функция  этих «рычагов» заключается в  ценообразовании, так как цены определяются путём взаимодействия между спросом  и предложением [4].

Целью данной курсовой работы является теоретическое, методическое и практическое обоснование  взаимодействия спроса и предложения  и их влияние на ценообразование.

Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы  в условиях конкуренции. Обладание  как можно более полной информацией  о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

Для фирмы  при планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло  и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы [1].

С повышением цен на продукцию фирмы можно  ожидать снижения спроса на нее, при  этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и  продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения  фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Таким образом, изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии экономики, причем на всех уровнях: и на микро  и на макро, что особо важно  в условиях развития нашей страны.

В ходе исследования были выполнены следующие задачи:

  1. Рассмотрение кривых спроса и предложения
  2. Взаимодействие спроса и предложения
  3. Влияние спроса и предложения на ценообразование

 

1 Теоретическая основа. Основные понятия и методика

 

1.1 Понятие  спроса. Закон спроса. Кривая спроса

 

Спрос - это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность  общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи  свои законы. Они обнаруживаются в  особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения  количества обмениваемых товаров и  их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим  количество покупаемого товара с  его ценой. Своеобразие закона спроса — в обратной зависимости между  ценой и количеством покупаемого  товара: чем выше цена, тем меньшее  количество товаров будет куплено  потребителями. И наоборот, если цена снижается — количество покупок  данного товара возрастает. Когда  количество данного товара на рынке  возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при  снижающейся цене. Малейший дефицит  привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен [3].

Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное  убывание спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что  снижение количества покупок данного  товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения  потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный  предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции  цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит  выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта  от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Таким образом, закон  спрос; описывает две важнейшие  особенности рынка:

  1. обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
  2. постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Любой покупатель стремится максимально полно  удовлетворить все свои потребности  путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях  имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность  передать в обмен на необходимый  ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить  определенную комбинацию различных  планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и  одновременно наилучшим образом  удовлетворит его индивидуальные потребности  в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей  покупать нужные им товары, подкрепленное  их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой  группы покупателей является суммой индивидуальных спросов [2].

Ясно, что  для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В  целях анализа под спросом  на определенный товар понимается зависимость  платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному  рынку, в определенном количестве этого  товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать  данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все  иные факторы, существенные для решения  о покупке, предполагаются неизменными.

Предположим, что существует некоторый набор  потребностей покупателя, удовлетворяемых  каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что  его общая удовлетворенность  всеми покупками в целом будет  оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров  часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для  дополнительного использования  и лучшего удовлетворения одной  или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов  покупателя в удовлетворении своих  различных потребностей может увеличиться  спрос либо только на исследуемый  товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая  или исключая исследуемый, в любой  пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар по крайней мере не снизится [5].

Кроме того, в реальности в большинстве случаев  существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и  ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности  удовлетворения ими соответствующей  потребности покупателя. Предположим, что до снижения цены на исследуемый  товар фиксированную сумму можно  было с чуть большей пользой направить  на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара-1 давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению 15 единицами товара-2, и поэтому приобретался товар-2. Если же цена товара-1 снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара-1, либо те же 15 единиц товара-2, количественный прирост товара-1 вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара-1 и товара-2, и выбор будет сделан в пользу товара-1, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).

Постоянство спроса на определенный товар при  снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться  при постепенном дальнейшем снижении цены. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель в конце концов неизбежно  захочет лучше удовлетворить  свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она  будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод  можно сделать из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным в  конце концов приведет к выбору большего количества товара-1 по сравнению с  прежним количеством товара-2 [8].

Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более  высокой цене часть потенциальных  покупателей, пусть даже имевшая  доступ к данному рынку, не могла  себе позволить покупать данный и  альтернативный товар: соответствующая  данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для  некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей.

Измеряя спрос количеством товаров, которые  покупатели готовы купить (Q), можно  выразить зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон  спроса графически в виде так называемой кривой спроса :

 


Рисунок 1 Кривая спроса [6]

спрос предложение ценообразование

Ясно, что  вышеприведенные рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов  или бесконечно наращивать покупки  стиральных машин даже при исключительно  малой их цене; существенным является и то, является ли некоторое минимальное  количество товара принципиально важным для физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающем  характере кривой спроса в общем  случае можно вполне уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и  из этих соображений при «слишком»  больших и «слишком» малых  значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо.

На наличие  у покупателей желания и возможности  покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в  осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в  реальности, естественно, могут изменяться [9].

 

1.2 Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения

 

Предложение товаров, как и спрос, — это  неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования  на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит за кону предложения, которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.


Распространено  следующее определение: «под графиком», или кривой предложения понимается отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют  готовность произвести и продать. Можно  привести и такое определение: предложения  являются шкалой, "показывающей разные количества продукта, которые производитель  желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение  определенного периода времени". Данная шкала представляет собой  ряд альтернативных возможностей, имеющихся  в экономической системе.

Исходя  из этого мы можем сформулировать закон предложения, который показывает прямую связь между ценой и  количеством предлагаемых продуктов, приводящую к тому, что, при прочих равных условиях, по мере роста цен  на те или иные виды продуктов происходит увеличение их предложения и, наоборот, уменьшение цены приводит к уменьшению предложения продуктов [3].

Цена  и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют одно направленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров,

предлагаемых  к продаже. И наоборот, понижательная  тенденция цены означает необходимость  сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров [2].

Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения и их влияние на ценообразование