Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое, методическое и практическое обоснование взаимодействия спроса и предложения и их влияние на ценообразование.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Ограниченные ресурсы, нарастающие потребности человека – одни из основных предметов изучения западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов. Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность распределения ресурсов в смешанной экономике, является поведение участников рынка, которые преследуют собственные интересы. И чтобы понять и спрогнозировать их необходимо знать суть действия рынка, его экономические рычаги.
Этими рычагами являются спрос и предложение. Так как они способны дать представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о работе экономической системы в целом. Основная функция этих «рычагов» заключается в ценообразовании, так как цены определяются путём взаимодействия между спросом и предложением [4].
Целью данной курсовой работы является теоретическое, методическое и практическое обоснование взаимодействия спроса и предложения и их влияние на ценообразование.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы [1].
С повышением
цен на продукцию фирмы можно
ожидать снижения спроса на нее, при
этом активная деятельность конкурентов,
выпускающих продукты-
Таким образом, изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии экономики, причем на всех уровнях: и на микро и на макро, что особо важно в условиях развития нашей страны.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1 Теоретическая основа. Основные понятия и методика
1.1 Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса
Спрос - это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Процессу обмена
товаров на конкурентном рынке присущи
свои законы. Они обнаруживаются в
особенностях экономического реагирования
участников рынка на соотношения
количества обмениваемых товаров и
их цен. Так, одним из важнейших законов,
«управляющих» процессом
Закон спроса выявляет
и другую важную особенность: постепенное
убывание спроса покупателей на один
и тот же товар. Это означает, что
снижение количества покупок данного
товара происходит не только вследствие
роста цены, но и вследствие насыщения
потребностей. Приращение покупок одного
и того же товара, как правило, осуществляется
потребителями вследствие снижения
его цены. Однако полезный эффект от
такого приращения имеет известный
предел, по мере наступления которого
даже при понижательной тенденции
цен закупки товара сокращаются.
Эта особенность закона спроса находит
выражение в убывающей
Любой покупатель
стремится максимально полно
удовлетворить все свои потребности
путем приобретения различных товаров.
Однако он ограничен в своих действиях
имеющейся в его распоряжении
суммой денег, которые он имеет возможность
передать в обмен на необходимый
ему набор товаров. Таким образом,
покупатель будет стремиться составить
определенную комбинацию различных
планируемых для покупки
Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными.
Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар по крайней мере не снизится [5].
Кроме того,
в реальности в большинстве случаев
существуют близкие по назначению товары,
способные удовлетворить одну и
ту же потребность, но отличающиеся, например,
по сложности извлечения из них пользы,
по продолжительности временного интервала,
в течение которого возможно извлечение
из них пользы, по интенсивности
удовлетворения ими соответствующей
потребности покупателя. Предположим,
что до снижения цены на исследуемый
товар фиксированную сумму
Постоянство
спроса на определенный товар при
снижении цены на него хотя и вероятно,
но не может бесконечно сохраняться
при постепенном дальнейшем снижении
цены. Используя сэкономленные на
покупке данного товара средства
на повышенное удовлетворение иных потребностей,
покупатель в конце концов неизбежно
захочет лучше удовлетворить
свою потребность, связанную именно
с данным товаром, поскольку она
будет отставать от удовлетворения
иных потребностей. Тот же вывод
можно сделать из того, что количественный
возможный прирост данного
Из того,
что для разных покупателей приоритеты
удовлетворения потребностей и оценка
соотношений полезности альтернативных
товаров будут расставлены по-
Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса :
Рисунок 1 Кривая спроса [6]
спрос предложение ценообразование
Ясно, что
вышеприведенные рассуждения не
могут претендовать на абсолютную точность
в любой ситуации. Например, невозможно
круглосуточно удовлетворять
На наличие
у покупателей желания и
1.2 Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения
Предложение товаров, как и спрос, — это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит за кону предложения, которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.
Распространено
следующее определение: «под графиком»,
или кривой предложения понимается
отношение между рыночными
Исходя из этого мы можем сформулировать закон предложения, который показывает прямую связь между ценой и количеством предлагаемых продуктов, приводящую к тому, что, при прочих равных условиях, по мере роста цен на те или иные виды продуктов происходит увеличение их предложения и, наоборот, уменьшение цены приводит к уменьшению предложения продуктов [3].
Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют одно направленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров,
предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров [2].
Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения и их влияние на ценообразование