Задачи анализов финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.)

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

1. Задачи анализов финансовых результатов.

 Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным  образом от реализации продукции, а  также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.)

 Прибыль-эта  часть чистого  дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

 Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

 - систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

 - определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

 - выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

 - оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

 - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского  учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

 Показатели  прибыли, используемые в АХД. Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли. Факторы, формирующие  балансовую прибыль  предприятия. Нейтрализация инфляционного фактора при анализе финансовых результатов. Влияние учетной политики предприятия на размер прибыли.

 В процессе анализа  хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

 Балансовая  прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.  

 

 
 

 

 

 
 

 Налогооблагаемая  прибыль- это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.

 Чистая  прибыль- это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

 Необходимо  проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать  инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

 Как видно  из табл. 1, план по балансовой прибыли  перевыполнен на 11.71%. темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах  составляет 6.66%. наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (96.48%), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 3.52%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.

 Таблица 1

 Анализ  состава, динамики и  выполнения плана  балансовой прибыли  за отчетный год

Состав балансовой прибыли Прошлый год Отчетный  год Фактическая сумма прибыли в сопоставимых ценах прошлого года, млн.руб.
сумма

млн.руб.

структура,  % план факт
сумма млн.руб. структура % сумма млн.руб. структура %
Балансовая  прибыль 15 000 100 18 500 100 20 000 100 16 000
Прибыль от реализации продукции  
14 500
 
96.66
 
17 900
 
96.8
 
19 296
 
96.48
 
15 450
Прибыль от прочей реализации - - - - - - -
Внереализационные финансовые результаты 500 3.34 600 3.2 704 3.52 550
 

 Величина  балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов (рис.1). Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы представляют субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

 Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.

  1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП.
  2. Изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
  3. Использования метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.
  4. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.
  5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO)
  6. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).
  7. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
  8. изменение метода определение прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты)
 

 Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для  выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

 Поэтому в  процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным  положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого, по мнению Н.А.Русак?, следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.

 Последовательность анализа. Методичка факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов.

 Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

 Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

 Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличиться доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

 Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

 Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

 Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл.2.

 Таблица 2

Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции, млн. руб.

Показатель План План, пересчитанный  на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) 95 250 96 600 99 935
Полная  себестоимость реализованной продукции (З) 77 350 78 322 80 639
Прибыль от реализации продукции (П) 17 900 18 278 19 296
 

 План по сумме  прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн.руб. (19296-17900), или на 7.8%.

 Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

ΔП(vpn,уд)= 18 278-1 7900 =+378 млн. руб.

 Чтобы найти влияние  только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (15760/15900*100-100= -0.88%) и результат разделить на 100:

ΔПvpn= 17 900*(-0.88%) / 100 = -158 млн. руб.

 Затем можно  определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

ΔПуд = 378 – (-158) =+536 млн. руб.

 Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

ΔПс = 78 322 – 80 639 = -2317 млн. руб.

 Изменение суммы  прибыли за счет отпускных цен  на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

ΔПц = 99 935 – 96 600 = +3335 млн. руб.

 Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл.2).

 Таблица 3

Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, млн. руб.
объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
План План План План План Впл - Зпл 17 900
Усл.1 Факт План План План Ппл * Крп 17 742
Усл.2 Факт Факт План План Вусл усл 18 278
Усл.3 Факт Факт Факт План Вф - Зусл 21 613
Факт Факт Факт Факт Факт Вф - Зф 19 296

Информация о работе Задачи анализов финансовых результатов