Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:29, контрольная работа
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.)
Сначала нужно
найти сумму прибыли при
Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере тысяча условных банок) и стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше повержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88 % и составить 17 742 млн. руб. (17 900 х 0,9912).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: . Прибыль при таких условиях составит 18 278 млн руб. (96 600 - 78 322).
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: . Сумма прибыли в данном случае составит 21 613 млн. руб. (99 935 - 78 322).
По данным табл. 20.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
ΔПvpn = Пусл1 – Ппл = 17 742 – 17 900 = -158 млн. руб.;
структурной товарной продукции
ΔПстр = Пусл2 – Пусл1 = 18 278 – 17 742 = +536 млн. руб.;
средних цен реализации
ΔПцен = Пусл3 – Пусл2 = 21 613 – 18 278 = +3335 млн. руб.;
себестоимости реализованной продукции
ΔПс =Пф – Пусл3 = 19 296 – 21 613 = -2317 млн. руб.
В том числе за счет:
Роста цен
На ресурсы -2317 * 91.4* % / 100 % = -2118 млн. руб.
Изменение
Ресурсоемкости -2317 * 8.6* % / 100 % = -199 млн. руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., в том числе за счет роста цен на ресурсы на 2118 млн. руб. и повышения ресурсоемкости продукции - на 199 млн. руб.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. На данном предприятии индекс цен на продукцию составляет 1,034524 (99 935/96 600), а на ресурсы - 1,02704 (80 639 - 199)/78 322). Значит, дефлятор цены положительный. Его величина составляет 1,007285 (1,035/ /1,027). Это способствовало увеличению прибыли на 1217 млн. руб. (3335 – 2118).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
Пi = VPПi * (Цi – Ci).
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки:
Ппл = VPПпл (Цпл – Спл) = 5700 (5000 – 4000) = 5700 млн. руб.,
Пусл 1 = VPПф (Цпл – Спл) = 4850 (5000 – 4000) = 4850 млн. руб.,
Пусл 2 = VPПф (Цф – Спл ) = 4850 (5200 – 4000) = 5820 млн. руб.,
Пф = VPПф (Цф – Сф) = 4850 (5200 – 4500) = 3395 млн. руб.,
ΔПобщ = Пф - Ппл = 3395 – 5700 = -2305 млн. руб.,
ΔПvpn = Пусл 1 – Ппл = 4850 – 5700 = -850 млн. руб.,
ΔПц = Пусл2 – Пусл 1 = 5820 – 4850 = +970 млн. руб.,
ΔПс
= Пф –
Пусл 2 = 3395
– 5820 = -2425 млн. руб.
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
ΔПvpn = (VPПф – VPПпл)(Цпл – Спл) = (4850 – 5700)(5000 – 4000) =
= - 850 млн. руб.,
ΔПц = (Цф – Цпл)VPПф = (5200 – 5000) * 4850 = +970 млн. руб.,
ΔПс
= -(Сф –
Спл)VPПф = -(4500
– 4000) * 4850 = - 2425 млн. руб.
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.
Таблица 4
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Вид продукции | Количество реализованной продукции, туб | Средняя цена реализации, тыс. руб. | Себестоимость 1 туб продукции, тыс. руб. | Сумма прибыли от реализации продукции, млн. руб. | Отклонение от плановой прибыли, млн. руб. | |||||||
общее | в том числе за счет | |||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | Объем реализа-ции | цены | Себестои-мости | ||
A | 5700 | 4850 | 5000 | 5200 | 4000 | 4500 | 5700 | 3395 | -2305 | -850 | +970 | -2425 |
B | 5600 | 5300 | 6000 | 6100 | 5000 | 5120 | 5600 | 5194 | -406 | -300 | +530 | -636 |
C | 2700 | 3050 | 7000 | 7350 | 5700 | 5560 | 3510 | 5459 | +1949 | +455 | +1067 | +427 |
D | 1900 | 2560 | 7500 | 7800 | 5874 | 5750 | 3090 | 5248 | +2158 | +1073 | +768 | +317 |
Итого | 15 900 | 15 760 | - | - | - | - | 17 900 | 19 296 | +1396 | +378 | +3335 | -2317 |
Данные, приведенные
в табл. 20.4, показывают, по каким видам
продукции план по сумме прибыли
перевыполнен, а по каким недовыполнен
и какие факторы оказали
Методика расчета влияния структуры продаж на изменение суммы прибыли в случаях однородной и неоднородной продукции.
Для оценки ассортиментной политики предприятия, как уже указывалось, используется целая система показателей, в том числе и получение максимума прибыли. На анализируемом предприятии изменение структуры реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.
Таблица 5
Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации
Вид продукции | Объем реализации
в условно-натуральном |
Структура товарной продукции, % | Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб. | Изменение прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб. | |||
план | факт | план | факт | +, - | |||
A | 5700 | 4850 | 35.85 | 30.77 | -5.08 | 1000 | -50.8 |
B | 5600 | 5300 | 35.22 | 33.63 | -1.59 | 1000 | -15.9 |
C | 2700 | 3050 | 16.98 | 19.35 | +2.37 | 1300 | +30.8 |
D | 1900 | 2560 | 11.95 | 16.25 | +4.30 | 1626 | +69.9 |
Всего | 15 900 | 15 760 | 100.0 | 100.0 | - | 1125.8 | +34.0 |
Из табл. 20.5 видно, что более доходными видами продукции являются С и D. Увеличение их доли в общем объеме продаж способствовало увеличению прибыли. Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
где П1пл - сумма прибыли на условную единицу продукций или на один нормо-час на производство единицы i-го вида продукции;
VРПобщ.ф - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении или в нормо-часах; УДi удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении или в нормо-часах, %.
В связи с увеличением удельного веса изделий С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 34 тыс. руб., а сумма прибыли — на 536 млн. руб. (34 тыс. руб. * 15 760 туб), что соответствует расчетам, приведенным в параграфе 20.3.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализаций продукции в той же оценке. В этом случае для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
где Riпл — плановая рентабельность i - х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции); (VPПiф, * Сiпл)— стоимость фактического объема продаж в целом по предприятию в оценке по плановой себестоимости продукции.
При этом следует
иметь в виду, что результаты расчетов
в данном случае будут не совсем точными,
так как себестоимость реализованной
продукции тоже подвержена влиянию структурного
фактора. По данной методике за счет изменения
структуры продаж прибыль на предприятии
увеличилась только на 125 млн. руб.
Зависимость
среднего уровня отпускных
цен от качества реализуемой
продукции, рынков сбыта,
сроков реализации,
уровня инфляции и
др. Методика расчета
влияния данных
факторов на изменение
среднего уровня цен.