Затраты на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы заключается в оценке эффективности формирования затратами в филиале ОАО «Примавтодор», выработка мероприятий по повышению эффективности формирования затратами на данном предприятии. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить понятие и сущность затрат; исследовать цели и методы формирования затратами;
рассмотреть оценку эффективности затрат; дать характеристику предприятия филиал ОАО «Примавтодор»;
исследовать анализ формирования затрат на предприятии филиал ОАО «Примавтодор»;
выработать мероприятия по повышению эффективности формирования затрат.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы формирования затратами 6
1.1 Понятие и сущность затрат 6
1.2 Цели и методы формирования затратами 14
1.3 Оценка эффективности затрат 16
2 Анализ эффективности формирования затратами на предприятии филиал ОАО «Примавтодор» 22
2.1 Характеристика предприятия филиал ОАО «Примавтодор» 22
2.2 Анализ формирования затрат на предприятии филиал ОАО «Примавтодор» 25
3 Повышение эффективности формирования затратами на предприятии филиал ОАО «Примавтодор» 34
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Затраты.docx

— 110.17 Кб (Скачать файл)

К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых  связано с выпуском продукции (оказанием  услуг). На любом предприятии они  составляют важнейшую часть затрат. [11]

Накладные расходы вызываются функциями  управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В  соответствии с методом отнесения  затрат на носитель накладные расходы  являются косвенными.

Производственные и внепроизводственные (периодические затраты или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:

  • входящие в себестоимость продукции (производственные);
  • внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).

Затраты, входящие в себестоимость  продукции (производственные), — это  материализованные затраты, и поэтому  их можно инвентаризировать. Они  состоят из трех элементов:

  • прямые материальные затраты;
  • прямые затраты на оплату труда;
  • общепроизводственные затраты.

Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах  незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия.

Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного  периода (периодические затраты), это  издержки, которые нельзя проинвентаризировать. Эти расходы, как правило, связаны  с полученными в течение отчетного  периода услугами. Периодические  расходы представлены издержками непроизводственного  характера, не связанными непосредственно  с производственным процессом. Они  состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы  по управлению предприятием. Периодические  затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов. [8]

Одной из задач бухгалтерского управленческого  учета является подготовка информации для внутренних пользователей, не обходимой  для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение  этой информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие решения, как  правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная  информация об ожидаемых расходах и  доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных  с принятием решения, выделяют следующие  виды затрат:

  • переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);
  • ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;
  • безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);
  • вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);
  • планируемые и непланируемые затраты. Рис.1.

 

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ

истекшие затраты, которые  ни один альтернативный вариант не способен откорректировать.

ВРЕМЕННЫЕ

ПРИРОСТНЫЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ

НЕПЛАНИРУЕМЫЕ

затраты, не включаемые в  план и отражаемые только в фактической  себестоимости продукции.

являются  дополнительными и возникают  в результате изготовления или продажи  дополнительной партии продукции. В  приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты

затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии и нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

 

присутствуют  лишь для управленческого учета. По существу это упущенная выгода предприятия.

 

Рисунок 1- Затраты управленческого учета

 

Кроме того, в управленческом учете  различают предельные и приростные затраты и доходы.

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально  объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят  от деловой активности организации. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Производственные  затраты, которые остаются практически  неизменными в течение отчетного  периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными  производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Постоянные расходы — это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные  отчисления и др. На практике руководством заранее принимаются решения  о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть. [10]

Следовательно, любые издержки в  общем виде могут быть представлены формулой:

Y= а + bХ,                                                                                                      (1)

      где Y— совокупные издержки, руб.;

а — их постоянная часть, не зависящая  от объемов производства, руб.;

b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;

Х — показатель, характеризующий  деловую активность организации(объем  производства продукции, оказанных  услуг, товарооборота и др.) в натуральных  единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е.

а = 0 , то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.

Для целей управления — оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого  финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений  и решения других вопросов — необходимо описать поведение издержек вышеприведенной  формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.

 

      1.2 Цели и задачи формирования затратами

 

В современных  условиях система управления затратами  через свои функции выступает  в качестве основного информационного  фундамента управления внутренней деятельностью  предприятия, его стратегией и тактикой. Основное назначение данной системы - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Если обобщить высказывания современных  авторов о содержании, целях и  задачах формирования затратами, то их можно свести к следующим тезисам.

Цели:

В современных  условиях основная цель создания системы  формирования затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене. Оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты — объем производства — прибыль.

Принятие  обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.

Задачи:

  • Выявление роли формирования затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности.
  • Определение затрат по основным бизнес-функциям и производственным подразделениям предприятия.
  • Расчет необходимой величины затрат на единицу продукции, работ, услуг.
  • Подготовка информационной нормативной базы в области затрат для принятия хозяйственных решений.
  • Выбор системы формирования затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Функции

  • Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.
  • Контроль и анализ затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, динамики показателей.
  • Формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.
  • Выявление резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия.

Рисунок 2- Процесс управления затратами хозяйствующего субъекта

 

Основными элементами системы формирования затратами являются объекты формирования затратами (это уровень, формирование и структура издержек), технология формирования затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых).[Л2 стр. 126]

 Субъекты формирования затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры формирования затратами), предметы формирования затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов ФОТ, расходов сырья и материалов и т. п.).

Организация системы формирования затратами требует комбинированного применения структурного и процессного подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею. Сущность процессного подхода заключается в том, что всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы.

Основные  бизнес-процессы связаны с непосредственным созданием продукта или услуги, их продажей и доставкой потребителю. Они включают в себя следующие  бизнес-функции: обеспечение поставок сырья и других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение вывоза продукции, маркетинг  и сбыт продукции, гарантийное и  послепродажное обслуживание.

 

1.3 Оценка  эффективности формирования затрат

 

Эффективность формирования - это экономическая  категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат  работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению  эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной  системы. Отсюда следует, что эффективность формирования определяется степенью реализации целей организации и  интегрального показателя – прибыли.

Эффективность формирования представляет собой относительную  характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как  объекта формирования, так и собственно управленческой деятельности (субъекта формирования), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

В обществе на формирование затрачивается значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально  подготовленной для выполнения такой  сложной работы. Это положение  объективно обуславливает необходимость  повышать уровень рациональности использования  ресурсов, всемерно сокращать затраты  на них.

В экономической  теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения ( потребителей, заказчиков) на товары и услуги.

Исходя  из этого, справедливо говорить об экономической  и социальной эффективности формирования.

Оценка  эффективности формирования предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.

Внутренняя  эффективность показывает, каким  образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных  целей организации и отдельных  групп ее участников.

Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует  требованиям ограничения внешней  среды.

В практике формирования складываются ситуации, когда требуется сравнивать его  эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями  с целью выявления динамики роста  или падения эффективности и  на ее основе принятия соответствующих  мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности формирования.

Критерий - это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель- это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность  формирования.

Оценка  эффективности формирования должна быть комплексной и учитывать  степень использования ресурсов и возможностей развития предприятий, достижения производственных, экономических и социальных целей.

Алгоритм  процесса оценки эффективности формирования представляет собой последовательный ряд следующих действий:

Информация о работе Затраты на предприятие