Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:18, курсовая работа
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ,КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 5
1.1 Сущность, структура и показатели себестоимости продукции 5
1.2 Классификация издержек производства 10
1.3 Роль себестоимости продукции в повышении конкурентоспособности предприятия 13
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО “БЕЛШИНА” 18
2.2.Анализ себестоимости продукции ОАО “БЕЛШИНА” 21
3. ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Предметная комиссия планово-экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика организации
на тему: Затраты на промышленном предприятии ОАО «Белшина»:
управление и разработка путей снижения
Выполнила учащаяся
2 курса, гр.1109
Руководитель
Преподаватель Н.Н.Лошкарева
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ,КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 5
1.1 Сущность, структура и показатели себестоимости продукции 5
1.2 Классификация издержек производства 10
1.3 Роль себестоимости продукции в повышении конкурентоспособности предприятия 13
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО “БЕЛШИНА” 18
2.2.Анализ себестоимости продукции ОАО “БЕЛШИНА” 21
3. ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Республике Беларусь значительными темпами развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резервы улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимости продукции.
Изучение себестоимости
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%.
Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно с полной уверенностью сказать, что тема курсовой работы «Затраты на промышленном предприятии ОАО «Белшина»: управление и разработка путей снижения»» носит весьма актуальный характер для любого предприятия республики; в работе осуществляется анализ проблем снижения затрат на производство и реализацию продукции с целью получения наибольшего эффекта от производственной деятельности предприятия с наименьшими затратами, экономией трудовых, материальных и финансовых ресурсов, решение которой зависит от того, насколько эффективно предприятие управляет снижением себестоимости продукции.
1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Для изготовления продукции на предприятии затрачивается труд, расходуются сырье, материалы, топливо, энергия, используется основной капитал, то есть ресурсы предприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции называется затратами. Процесс производства продукции связан с затратами живого и овеществленного труда. Совокупность этих затрат называют издержками производства. Таким образом, под издержками понимается совокупность всех расходов, которые оно несёт в целях достижения намеченного объёма производства.
В зависимости от источников покрытия расходы предприятия подразделяются по нескольким относительно самостоятельным подгруппам:
- расходы, включаемые в
- расходы, производимые за счет
прибыли, остающейся в
- расходы, покрываемые за счет целевых средств и средств специальных фондов.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции природных ресурсов, сырья, материалов, трудовых ресурсов и других затрат.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии.
Необходимо различать понятия «затраты на производство» и «себестоимость продукции». Различие между ними заключается в том, что затраты на производство объединяют в себе все издержки предприятия в расчете на определенный период времени (месяц, квартал, год), а в себестоимость продукции включаются издержки предприятия на товарную (реализованную) продукцию за определенный период времени.
В себестоимость входят затраты, связанные непосредственно с:
• производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
• обслуживанием производственного процесса и его управлением;
• оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты;
• платежи по имущественному страхованию;
• затратами на ремонт основных производственных фондов;
• амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
• расходами на реализацию продукции.
По последовательности формирования на предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимости. Цеховая себестоимость включает стоимость затрат, связанных с производством продукции в цехах. В цеховую себестоимость не включаются общехозяйственные (общезаводские) и прочие производственные расходы. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака. Полная себестоимость помимо производственной себестоимости включает внепроизводственные (коммерческие) расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.
Различают также себестоимость плановую, нормативную и фактическую, или отчетную.
Плановая – это себестоимость, рассчитанная исходя из технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, рационального или возможного использования производственных фондов, действующих тарифных ставок и зданий по производительности труда, а также нормативов по обслуживанию производства и управлению.
Нормативная – это себестоимость, исчисленная исходя из норм расхода материальных ресурсов и затрат живого труда, действующего на начало месяца, и нормативов по обслуживанию производства и управлению, утвержденных на начало квартала.
Фактическая (или отчетная) – это себестоимость, определенная исходя из фактически сложившихся в отчетном периоде затрат трудовых и материальных ресурсов.
Не все издержки предприятия входят в себестоимость продукции. Состав затрат, относимых на себестоимость продукции, определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики РБ от 26.01.1998 №19-12/397, Минфином РБ от 30.01. 1998 №3, Минстатом РБ от 30.01. 1998 №3.
Структуру затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия можно представить в следующем виде:
1) Затраты, непосредственно
2) Затраты, связанные с
3) Затраты на подготовку и освоение производства.
4) Затраты, связанные с
5) Затраты по обслуживанию
6) Затраты по обеспечению
7) Текущие затраты, связанные
с содержанием и эксплуатацией
фондов природоохранного
8) Затраты, связанные с
9) Затраты, связанные с
10) Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно.
11) Выплаты, предусмотренные
12) Отчисления, налоги и платежи.
13) Расходы по содержанию
14) Затраты на воспроизводство
основных производственных
15) Затраты, связанные со сбытом продукции.
16) Другие виды затрат, включаемых
в себестоимость продукции (
Не включаются в себестоимость продукции затраты, связанные с выполнением работ по благоустройству, оказанием помощи сельскому хозяйству, содержанием культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работы, выполняемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, себестоимость единицы продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции, рентабельность продукции.
При анализе показателей себестоимости в динамике наиболее целесообразно использовать показатель затрат на рубль товарной продукции(З). Данный показатель рассчитывается следующим образом:
З =
где С – себестоимость, тыс. руб.;
ТП – товарная продукция, тыс. руб.
Показатель рентабельности продукции, рассчитываемый как отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции, характеризует величину прибыли, получаемую предприятием на один рубль себестоимости продукции:
Р =
где Р – рентабельность продукции, %;
П – балансовая прибыль, тыс. руб.
Перечисленные выше показатели используют для планирования и учета себестоимости продукции (работ, услуг).
1.2 Классификация издержек производства
Затраты, включаемые в себестоимость продукции, для целей анализа и планирования группируют по различным классификационным признакам:
1.По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции:
- Прямые( затраты, которые связаны с определенным видом продукции и их можно относить на себестоимость этой продукции (работ, услуг) это расходы сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы производственных рабочих, потери от брака);
- Косвенные(затраты, связанные с изготовлением нескольких видов продукции, работ, услуг, и на себестоимость они косвенно, путем специального расчета (общепроизводственные и общехозяйственные)).
2. По отношению к производственному (технологическому) процессу:
- Основные(затраты, которые
-Накладные( затраты, связанные с обслуживанием производства и его управлением (общепроизводственные и общехозяйственные)).
3.По единству состава:
-Одноэлементные( затраты, которые состоят из одного элемента (заработная плата, амортизация и др.));