Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:08, курсовая работа
Целью исследования является выявление зависимости между эффективностью деятельности предприятия и наличием Сбалансированной системы показателей, а также выявление проблем и особенностей при внедрении ССП на предприятии, и разработка рекомендаций по решению данных проблем. Для достижения поставленных целей потребовалось решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы, сущность и назначение концепции Сбалансированной системы показателей, проследить историю появления и развития данной концепции, а также выявить алгоритм внедрения ССП на предприятии.
Оценить эффективность внедрения ССП в компании металлургической промышленности ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», провести финансовый анализ показателей компании до и после внедрения ССП, оценить достижение поставленных целей.
Выявить проблемы, связанные с реализацией стратегии и внедрением ССП, а также предложить решения по недопущению возникновения данных проблем. Кроме того, предположить основные тенденции развития концепции ССП в будущем.
Введение
Часть 1. Теоретические подходы к концепции сбалансированной системы показателей
1.1 История появления сбалансированной системы показателей
1.2 Определение и сущность сбалансированной системы показателей
Часть 2. Анализ внедрения сбалансированной системы показателей на примере компании ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
2.1 Общая характеристика компании, предпосылки внедрения сбалансированной системы показателей
2.2 Поэтапное внедрение сбалансированной системы показателей
2.3 Результаты внедрения Сбалансированной системы показателей в ОАО «ММК»
Часть 3. Рекомендации при внедрении сбалансированной системы показателей на предприятии и перспективы дальнейшего развития концепции
3.1 Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании при внедрении сбалансированной системы показателей, и как их можно избежать
3.2 Перспективы развития и дальнейшего совершенствования концепции сбалансированной системы показателей
Заключение
Список использованной литературы:
Приложения
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее – ОАО «ММК») занимает 20-е место среди крупнейших мировых производителей стали и удерживает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России. Предприятие представляет собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. ОАО «ММК» производит широкий сортамент3 металлопродукции с преобладающей долей продукции глубоких переделов с наибольшей добавленной стоимостью.
Миссия ОАО «ММК» сформулирована следующим образом: «Производство и сбыт высококачественной металлопродукции, удовлетворяющей потребностям наших клиентов, для получения прибыли в объеме, достаточном для развития предприятия до уровня лидирующей мировой компании и проведения разумной социальной политики».
ОАО «ММК» при самом большом объеме производства имел по состоянию на 2006 год не самую большую рентабельность производства и оценочную стоимость компании. Поэтому ОАО «ММК» был необходим эффективный механизм реализации стратегии. Таким инструментом явилась сбалансированная система показателей.
В то же время президент компании поставил цель выхода на IPO как средство привлечения инвестиционного капитала и повышения международного признания компании. Проект по ССП был включен в программу повышения эффективности компании, позволяющей достичь этой цели, и стартовал в ноябре 2005 г. (см. приложение 5).
До внедрения ССП у компании была всеобъемлющая многостраничная стратегия, главными проблемами которой являлось отсутствие фокусировки, непонятный механизм оценки достижения поставленных целей и оперативного контроля.
Проект по разработке и внедрению ССП в ОАО «ММК» проводился несколькими компаниями:
2.2 Поэтапное внедрение
Начальным этапом проекта стало построение стратегической карты верхнего уровня (СКВУ). Основное назначение СКВУ — предоставить исчерпывающее видение результатов стратегических изменений на уровне компании в целом на основе ключевых факторов успеха (КФУ) и связей между ними.
При составлении стратегической карты верхнего уровня в рамках принятой стратегии были выявлены ключевые факторы успеха, распределенные по четырем классическим перспективам: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы» и «Обучение и развитие». Генерирование ключевых факторов успеха стратегической карты верхнего уровня и их взаимосвязь осуществлялись с помощью техники «Мозгового штурма» членами рабочей команды в рамках разработанной конкурентной стратегии и с участием консультантов. Результатом работы стал первый вариант стратегической карты верхнего уровня (см. приложение 6).
На первом этапе аудита были проанализированы выделенные объекты стратегического управления, а также выявлены две противоположные стратегии:
В результате аудита разработанной консультантом стратегической карты верхнего уровня стало очевидно, что стратегии близости к клиенту и операционного совершенства не могут быть совмещены на одной карте ССП (доказательство приведено в табл. 2).
Таблица 2
Различие стратегий
Операционное совершенство |
Близость к клиенту |
Компании, наладившие совершенный производственный процесс, предлагают своим клиентам такое сочетание качества, цены и простоты приобретения товара/услуги, которое не может обеспечить никто на данном рынке |
Компании, которые доставляют ценность посредством близости к потребителям, создают с ними связи в духе «доброго соседства» |
Новых продуктов или услуг не предлагается. Особые нетрадиционные отношения с потребителями не культивируются |
Поставляется не то, чего хочет рынок, а то, что требуется конкретному потребителю. Компании делают бизнес на знании своих клиентов и их нужд, постоянно адаптируют свои товары/услуги к запросам конкретных клиентов, причем за разумную цену |
Конкурентное преимущество состоит в исключительном качестве работы, а предложение потребителям гарантирует низкую цену и/или безусловное, по первому требованию, обслуживание |
Используется девиз: «Мы заботимся о вас и о ваших потребностях» или «Мы даем вам наилучшее общее решение». Величайший актив фирмы — приверженность потребителей |
Поэтому в данной ситуации аудиторы порекомендовали либо создать две СКВУ, либо объединить обе стратегии на одной карте (при этом «ветки» должны носить выраженную причинно-следственную направленность и практически не пересекаться), либо пересмотреть одну из стратегий и образовать СХЕ (стратегические хозяйственные единицы) с одним типом потребления и конкурентной стратегией. Последний вариант в результате и был реализован в компании.
При проектировании показателей использовался следующий принцип: каждому КФУ соответствует не менее одного ключевого показателя эффективности (КПЭ), определяющего степень достижения соответствующей цели. Использовались два вида показателей — итоговые и опережающие. После переработки карты (из соображений конфиденциальности информации схема не приводится) были пересмотрены КПЭ для КФУ, проведена проверка причинно-следственных связей КФУ и КПЭ «Снизу вверх» (вертикальная сбалансированность). Эта работа проводилась проектной командой совместно с консультантами и аудиторами при мозговом штурме.
Следующий этап проекта — разложение КФУ и подбор для них КПЭ структурных подразделений, выработка и утверждение карт руководителей и подразделений. Успех стратегической карты заключался в декомпозиции5 на цели уровня вице-президентов, дирекций, управлений и самостоятельных отделов в виде деревьев целей. Для каждой цели были подобраны показатели эффективности соответствующего уровня. Все деревья целей и показателей согласовывались с соответствующими подразделениями. Пример дерева целей с показателями представлен на рисунке в приложении 7.
Следующая особенность проекта — разработка паспортов показателей. Для каждого показателя был разработан и согласован с ответственным руководителем паспорт, включающий следующие параметры: полное наименование КПЭ; код в реестре КПЭ; единица измерения; тип показателя по виду ответственности (контрольный или индикативный6); соответствие ключевых факторов успеха; смысл показателя; периодичность расчета; ответственный руководитель; формула расчета фактического значения показателя; источник информации; срок предоставления отчетности.
Пример паспорта показателя «Загрузка производства заказами» представлен в приложении 8. Особо стоит отметить, что здесь разделяется ответственность за достижение показателя и сбор соответствующих данных.
Для каждого набора ключевых факторов успеха КПЭ был разработан комплекс мероприятий. Структура представления мероприятий с их конкретизацией представлена в табл. 3.
Таблица 3
Форма представления мероприятий
Стратегическая цель |
Показатель |
Мероприятия |
Ответственный |
Бюджет |
Срок начала реализации |
Срок окончания реализации |
Развивать индивидуальный подход к клиенту |
Средний объем реализации продукции на одного клиента |
1. Освоение новых видов продукции: расширение сортамента гнутых профилей |
Начальник ЛПЦ-7 |
БДР НИОКР |
15.06.2007 |
31.08.2007 |
2. Разработка и утверждение единой стратегии продаж |
Начальник УВП |
БДР продаж |
01.06.2007 |
01.07.2007 |
Таким образом, разработка системы была завершена. Следующими этапами были: автоматизация, внедрение и постановка управления.
2.3 Результаты внедрения Сбалансированной системы показателей в ОАО «ММК»
Результаты 2008 года7
По результатам 2008 года были выполнены 17 стратегических целей, не выполнены – 5. Суммарная степень реализации стратегии ММК за 2008 год составила 88,1%. Несмотря на значительное ухудшение мировой финансовой конъюнктуры в 2008 году, многие стратегические цели были выполнены.
На рисунке в приложении 9 представлены стратегические направления ССП и степень их выполнения в 2008 году.
Результаты 2009 года8
Кризис подтвердил правильность реализуемой стратегии сбалансированного органического роста. В 2008 году Советом директоров утвержден «План стратегического развития ОАО «ММК» до 2017 года». В развитие данного Плана в 2009 году был утвержден Бизнес-план развития ОАО «ММК» на 3-х летний период. Степень выполнения плана представлена в табл. 4.
Таблица 4
Выполнение основных экономических показателей по Бизнес-плану ММК на 2009 г.
Показатели |
2009 год | |
Бизнес-план от 11.09.2009 |
Факт | |
Производство металлопродукции, тыс. тонн |
8 500 |
8 764 |
Доля экспорта, % |
44,5% |
44,1% |
Выручка от реализации товарной металлопродукции, млн долл. |
3 821 |
4 151 |
Прибыль от реализации, млн долл. США |
645 |
834 |
Рентабельность продаж, % |
19,3% |
23,9% |
По результатам 2009 года были выполнены 20 из 22 ключевых факторов успеха верхнего уровня, т.е. общая степень реализации стратегии ММК составила 95,1% (за 2008 год – 88,1%). Это свидетельствует об эффективности работы подразделений ММК в рамках достижения стратегических целей.
Стратегическое направление «
Стратегическое направление «
Стратегическим потребителям в 2009 году было отгружено 2 641,2 тыс. тонн, что составляет 58,8% от объема поставок на внутренний рынок (цель – 55%). Увеличение доли стратегических потребителей объясняется сохранением спроса на продукцию для производства труб нефтегазового сортамента.
Потребители высоко оценили качество
продукции ММК и уровень
Конкурентным преимуществом
Успешная реализация планов по сбыту и стабильному качеству металлопродукции привела к выполнению стратегического направления «Клиенты».
Стратегическое направление «