Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:08, курсовая работа
Целью исследования является выявление зависимости между эффективностью деятельности предприятия и наличием Сбалансированной системы показателей, а также выявление проблем и особенностей при внедрении ССП на предприятии, и разработка рекомендаций по решению данных проблем. Для достижения поставленных целей потребовалось решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические основы, сущность и назначение концепции Сбалансированной системы показателей, проследить историю появления и развития данной концепции, а также выявить алгоритм внедрения ССП на предприятии.
Оценить эффективность внедрения ССП в компании металлургической промышленности ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», провести финансовый анализ показателей компании до и после внедрения ССП, оценить достижение поставленных целей.
Выявить проблемы, связанные с реализацией стратегии и внедрением ССП, а также предложить решения по недопущению возникновения данных проблем. Кроме того, предположить основные тенденции развития концепции ССП в будущем.
Введение
Часть 1. Теоретические подходы к концепции сбалансированной системы показателей
1.1 История появления сбалансированной системы показателей
1.2 Определение и сущность сбалансированной системы показателей
Часть 2. Анализ внедрения сбалансированной системы показателей на примере компании ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
2.1 Общая характеристика компании, предпосылки внедрения сбалансированной системы показателей
2.2 Поэтапное внедрение сбалансированной системы показателей
2.3 Результаты внедрения Сбалансированной системы показателей в ОАО «ММК»
Часть 3. Рекомендации при внедрении сбалансированной системы показателей на предприятии и перспективы дальнейшего развития концепции
3.1 Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании при внедрении сбалансированной системы показателей, и как их можно избежать
3.2 Перспективы развития и дальнейшего совершенствования концепции сбалансированной системы показателей
Заключение
Список использованной литературы:
Приложения
Доля собственного сырья в общем объеме поставок составила 19,9% при цели – 21% в связи с ростом объемов производства и потребности в сырье. В первую очередь, не выполнена цель по поставке собственного угля – 25,6% при целевом значении в 46%. При этом доля поставок собственного железорудного сырья равна 17,1% при целевом значении в 10%.
Доля поставок сырья по долгосрочным договорам осталась на уровне 2008 года и составила 70% (при целевом значении 65%). При этом доля ЖРС по долгосрочным договорам составила 69,7% (цель – 65%), а угля – 70,6% (цель – 65%).
Инвестиции в персонал ММК в 2009 году на 9% выше целевого значения. Индекс результативности природоохранной деятельности составил 0,99 при целевом значении 0,95.
Таким образом, повышение эффективности производства, а также выполнение социальных и экологических программ позволило в 2009 году обеспечить стабильность хозяйственных процессов компании.
Стратегическое направление «
Таким образом, исполнение показателей, отражающих интеллектуальный потенциал и хозяйственные процессы ММК, способствовало успешной работе в отношениях с клиентами. Это, в свою очередь, повлияло на достижение целевых значений показателей финансовой сферы. В целом, по результатам 2009 года можно сделать вывод об эффективном достижении целей ММК по приоритетным направлениям его деятельности (см. рис. в прил. 10).
Анализ основных финансовых показателей до и после внедрения ССП
Проанализируем, как изменились основные финансовые показатели, исходя из целей стратегической карты, после внедрения Сбалансированной системы показателей в ОАО «ММК» (табл. 5).
Таблица 5
Динамика основных финансовых показателей ОАО «ММК» за период с 2007 по 2011 годы9
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Рыночная капитализация на 31 декабря, млн. долл. США |
14 400 |
2 23510 |
9 300 |
12 500 |
4 18311 |
Прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации (EBITDA), млн. долл. США |
2 342 |
2 204 |
1 285 |
1 606 |
1 336 |
Маржа по EBITDA (EBITDA margin) |
28,6% |
21% |
25% |
21% |
14% |
Чистая прибыль, млн. долл. США |
1 772 |
1 081 |
219 |
232 |
(125) |
Прибыль от продаж, млн. долл. США |
3 074 |
2 715 |
1 141 |
1 767 |
1 550 |
Собственный капитал, млн. долл. США |
6 824 |
9 852 |
10 325 |
10 686 |
9 448 |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
25,97% |
12,96% |
2,17% |
2,21% |
-1,24% |
Выручка от реализации, млн. долл. США |
8 197 |
10 550 |
5 081 |
7 436 |
8 914 |
Темп роста выручки |
1,29 |
0,48 |
1,46 |
1,20 | |
Валюта баланса, млн. долл. США |
9 382 |
14 197 |
14 849 |
16 738 |
16 295 |
Темп роста валюты баланса |
1,51 |
1,05 |
1,13 |
0,97 | |
Рентабельность продаж |
37,50% |
25,73% (-31%) |
22,46% (-13%) |
23,76% (+6%) |
17,39% (-27%) |
Чистая рентабельность продаж |
21,62% |
10,25% (-53%) |
4,31% (-58%) |
3,12% (-28%) |
-1,40% (- 45%) |
Показатели рыночной капитализации после внедрения ССП в 2008 году показывали динамику стремительного роста вплоть до марта 2011 года, что свидетельствует о том, что внедрение сбалансированной системы показателей помогло достичь цели роста стоимости компании. Однако в связи с неблагоприятной геополитической ситуацией в мире с марта 2011 года стоимость акций компании начала стремительно падать, и к концу 2011 года рыночная капитализация ОАО «ММК» составила 4 183 млн. долл. США, а на 7 декабря 2012 года данный показатель равен 3 812 млн. долл. США12.
Что касается целевого показателя рентабельности собственного капитала (ROE), то после внедрения ССП данный показатель имеет отрицательную динамику (см. рис. 3). Кроме того, нормальное значение данного показателя – 12% и более. Норматив выполняется только в 2007 и 2008 году.
Рис. 3. Диаграмма, отображающая динамику показателя ROE за период с 2007 года по 2011 год
Если проанализировать динамику изменения валюты баланса, то уже в 2008 году, сразу после внедрения ССП валюта баланса увеличилась в полтора раза по сравнению с 2007 годом, что свидетельствует о расширении производственной деятельности компании. Впоследствии колебание данного показателя было не таким значительным.
Динамика выручки от реализации (рис.4) показывает рост до 2008 года. В 2009 году наблюдается спад, вероятно, из-за негативного воздействия мирового финансового кризиса. А после 2009 года также наблюдается устойчивый рост, что свидетельствует о росте объёма продаж, что также является положительной динамикой.
Рис 4. Диаграмма. показывающая динамику выручки от реализации, в млн. долл. США
Темп роста выручки должен превышать темп роста валюты баланса. Это соотношение стало выполняться только в 2010 и 2011 годах (через некоторое время после внедрения ССП), а в 2008 и 2009 годах – не выполнялось.
Если сравнить изменение прибыли и изменение выручки (рис. 5), то в 2008 и в 2011 годах по сравнению с соответствующими предыдущими периодами выручка возросла, а прибыль уменьшилась. Данный факт свидетельствует о возрастании затрат. Следовательно, цель снижения затрат не выполнилась в данные периоды.
Рис. 5. Диаграмма, отражающая взаимосвязь изменения выручки и прибыли
Показатель чистой рентабельности продаж также снижается на протяжении всего периода, что свидетельствует о низкой эффективности деятельности компании.
Чистая рентабельность от продаж должна расти быстрее рентабельности от продаж. В ОАО «ММК» оба показателя не растут, а снижаются, причём, чистая рентабельность продаж снижается более быстрыми темпами, чем показатель рентабельности продаж.
Кроме того, целью внедрения ССП в ОАО «ММК» было увеличение кредитного рейтинга. Данная цель была достигнута в мае 2010 года, когда рейтинговое агентство Fitch повысило рейтинг с BB позитивного до BB+ стабильного (рис. 6)
Рис.6. Изменение кредитного рейтинга ОАО «ММК»
Выводы:
Таким образом, металлургическая компания внедрила реальную, проверенную независимым экспертом сбалансированную систему показателей. После аудита качество системы и ее отдельных составляющих значительно возросло, повысилась практическая ценность разработанных в результате проекта ССП механизмов.
Результат внедрения ССП в комплексе с другими проектами (см. рис. в приложении 5) позволил осуществить успешный выход компании на IPO. Кроме того, за период до 2011 года компании удалось значительно повысить свой кредитный рейтинг (на 3 ступени).
В первые 2 года после внедрения ССП выгоды были налицо. Стратегические цели были либо достигнуты полностью, либо находились в зоне допустимых отклонений.
Однако показатели 2010 и 2011 годов показали, что сбалансированная система показателей не смогла помочь компании справиться с неблагоприятной мировой конъюнктурой и избежать убытков и падения стоимости компании. Возможно, ОАО «ММК» стоило пересмотреть свои стратегические цели, а также усилить контроль за достижением ключевых показателей эффективности.
Часть 3. Рекомендации при внедрении сбалансированной системы показателей на предприятии и перспективы дальнейшего развития концепции
1 проблема - Размытость внедрения ССП и отсутствие быстрых результатов. Очень трудно оценить сам процесс внедрения ССП в организации, так как для получения объективных результатов требуются годы. За это время многое в деятельности компании меняется. Внедрение на первом этапе, то есть разработка стратегических целей для топ-менеджмента, проходит достаточно быстро и четко, а вот продвижение дальше обрастает проблемами, так как требует большого объема подготовительной и разъяснительной работы. Получение оцениваемых результатов деятельности по ССП возможно только в течение нескольких лет собственно реализации стратегического плана. Поэтому серьезной проблемой может стать непонимание топ-менеджментом целей внедрения ССП в условиях быстроизменяющейся рыночной ситуации.
2 проблема - Отсутствие стратегии при разработке ССП. Зачастую компании приступают к разработке ССП, не имея как формализованной стратегии с четко определенными целями, так и просто единого мнения среди собственников и менеджмента о дальнейшем развитии предприятия на период больше года. Иногда серьезные решения стратегического характера принимаются прямо в ходе проекта. Например, после начала разработки системы сбалансированных показателей руководство компании — производителя промышленной электроники приняло решение о реорганизации. Из состава единого предприятия было выделено и обособлено несколько подразделений. В итоге разработанная стратегическая карта генерального директора оказалась неактуальной, так как была ориентирована на прежнюю систему управления.
Прежде чем начинать проект, необходимо определить, насколько стратегия отвечает современной динамике бизнеса, знакомы ли с ней сотрудники и насколько она учитывает их видение стратегического развития компании. Для этого нужно провести анкетирование менеджеров высшего и среднего звена, а также “мозговые штурмы“ с участием ключевых сотрудников компании.
3 проблема - Руководитель не принимает участия в работе над системой. Система сбалансированных показателей — прежде всего инструмент менеджмента, который призван повысить эффективность управления. Это делает обязательным участие первого лица компании в процессе разработки, поскольку именно для него в первую очередь этот инструмент разрабатывается. Но зачастую ответственность за создание системы передается одному из руководителей департаментов (подразделений). В результате разработанная система в лучшем случае используется как элемент учетной системы, поскольку менеджеры не воспринимают ее как “свой“ инструмент. Избежать этого можно, если первое лицо компании примет непосредственное активное участие в проекте построения системы сбалансированных показателей.
4 проблема – Трудность определения ключевых показателей деятельности. Ошибочное определение КПЭ в проекте разработки ССП на практике обходится компании наиболее дорого. Так, в одной торгово-производственной компании для подразделения, осуществляющего контроль качества на всех стадиях позаказного производственного процесса (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции), был установлен ключевой показатель результативности, равный доле забракованного сырья в готовой продукции. На основании этого показателя осуществлялось премирование сотрудников, то есть чем больше брака было выявлено, тем больше был премиальный фонд подразделения. Это приводило к тому, что компания несла ощутимые потери: стандарты качества трактовались неоправданно жестко, что приводило к сбоям в выполнении заказов клиентов.
В компании «Дисан», например, для ключевых показателей деятельности были установлены завышенные нормативы. К примеру, они выделили показатель поддержания оптимального складского запаса. Отклонения от целевого уровня запаса в течение отчетного периода допускались в пределах 5%. Бонус предусматривался за соблюдение норматива по всем товарным позициям. За время с начала ввода этого показателя норматив не был выполнен ни разу, поэтому дальнейшее использование показателя признали нецелесообразным.
5 проблема – Восприятие ССП как IT-проекта. Разработка ССП должна начинаться с обсуждения стратегии на высшем уровне компании. Задача департамента информационных систем и технологий – облегчить процесс коммуникаций и расчета показателей, однако она выполняется только после завершения разработки целей, задач, показателей и инициатив.
6 проблема - Отсутствие интеграции ССП с системой вознаграждения – также может помешать эффективному применению сбалансированной системы показателей. Такая взаимосвязь, по мнению авторов Р. Каплана и Д. Нортона, играет две очень важные роли: концентрирует внимание персонала на решающих показателях и является мощным стимулом достижения стратегических целей компании.
7 проблема - Oтсутствие достаточных ресурсов для выполнения поставленных целей. В данном случае основная функция руководителя – обеспечить подчиненного необходимыми для выполнения поставленных задач ресурсами: финансовыми, человеческими, временными и т. д. Если перед менеджером (сотрудником) устанавливают цели, но при этом ему не выделяют ресурсы, то вряд ли можно ожидать высоких результатов.
Всё это означает, что, прежде чем приступать к внедрению ССП в организации, и тем более к разработке и внедрению системы вознаграждения во взаимосвязи с ССП, следует не только быть знакомым с методикой, но и учитывать все возможные «подводные камни» ее внедрения и соотнести наличие необходимых ресурсов и оценить свои возможности и риски.
3.2 Перспективы развития и дальнейшего совершенствования концепции сбалансированной системы показателей
Технология ССП постоянно совершенствуется. Развитие сосредотачивается преимущественно в части построении целостной системы стратегического управления.
Если говорить о будущем технологии BSC, то очевидно, что оно будет происходить в направлении дальнейшего развития и использования системного анализа. Можно предположить следующее:
Стратегическая перспектива. Если на данный момент, авторы концепции ССП настаивают, что сначала следует разработка стратегии, а затем вступает в действие ССП, то в будущем, вероятно, эта последовательность не будет такой очевидной.
Роль информационных технологий. Очевидно, роль информационных технологий будет возрастать при увеличении сложности моделей системного анализа. Они, прежде всего, будут сопровождать более широкие и сложные техники эмпирического анализа и моделирования.
Интеграция систем, подходов, методов. Развитие платформы системного анализа как в рамках технологии ССП, так и вне её - это возможность интегрировать все системы, подходы и методы управления в единой системной модели организации.
Подводя итоги вышесказанному, нельзя
не отметить, что в настоящее время
число компаний, применяющих систему ССП,
продолжает неуклонно расти. ССП сочетает
в себе оценочную характеристику деятельности
опытных и заинтересованных участников
процесса создания стоимости с финансовыми
перспективами, как краткосрочных проектов,
так и успешной долговременной деятельности
в условиях жесточайшей конкуренции.