Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель работы - определить значение логистики на промышленном предприятии и её необходимость для управления производственными, материальными и информационными потоками на предприятии для повышения его конкурентоспособности и увеличения прибыли. Для этого в работе поставлены следующие задачи: определить понятие логистики и в целом логистической системы, ее значимость для промышленного предприятия, а также выбрать наиболее эффективные логистические системы и концепции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………….6
1. 1. Логистика: история возникновения, понятия, функции и цели…………………………………………………………………...6
1. 2 . Организация построения логистических систем……………….11
1. 3. Логистическая стратегия…………………………………………15
1. 4. Учёт логистических издержек…………………………………..17
1. 5. Организация логистики на предприятии…………………….......19
1. 6. Логистическая миссия и логистическая среда предприятия……22
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ……………………………………………….25
2. 1. Логистическая концепция «точно в срок»………………………25
2. 2. Микрологистическая концепция KANBAN……………………..29
2. 3. Система планирования потребности в материалах…………….31
2.4. Склад и логистика в России………………………………………34
ГЛАВА 3 Расчётная часть ………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………........45
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Иркутский Государственный Технический Университет
Факультет Заочного обучения
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине:
экономика предприятия
на тему:
«Значение логистики в деятельности промышленного предприятия»
Иркутск,2011 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………
1. 1. Логистика: история возникновения, понятия, функции и цели………………………………………………………………….
1. 2 . Организация построения логистических систем……………….11
1. 3. Логистическая стратегия…………………………………………15
1. 4. Учёт логистических издержек…………………………………..17
1. 5. Организация логистики на предприятии…………………….......19
1. 6. Логистическая миссия и логистическая среда предприятия……22
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ……………………………………………….25
2. 1. Логистическая концепция «точно в срок»………………………25
2. 2. Микрологистическая концепция KANBAN……………………..29
2. 3. Система планирования потребности в материалах…………….31
2.4. Склад и логистика в России………………………………………34
ГЛАВА 3 Расчётная часть ………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………........45
ВВЕДЕНИЕ
Производственное предприятие вне зависимости от формы собственности, специализации и типа производства в процессе своей деятельности последовательно и постоянно решает задачи, связанные с выполнением его основных функций:
1. покупает средства производства – функция снабжения;
2. производит их качественное изменение (перерабатывает предметы труда в готовую продукцию) – производственная функция;
3. продаёт товар – функция сбыта.
В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблемам обеспечения предприятия исходными материалами, как со стороны менеджеров так и в научных кругах. От современного обеспечения зависит ход всего производственного процесса. Однако анализ проблем в данной области во многом фрагментарен, ограничивается рассмотрением отдельных фаз – снабжение, различные стадии производства, сбыт. Этого можно избежать, охватывая вопросы обеспечения предприятия материалами на всех стадиях его деятельности и объединяя их в комплексную функцию.
Перманентное осуществление трёх функций, их взаимосвязи и взаимодействие подчинены единой цели управления и формируют предприятие как самостоятельный субъект экономики. Идеи интеграции снабженческо-производственно-
Каждая из перечисленных областей деятельности фирмы достаточна изучена и описана, новизна же логистического подхода заключается в интеграции перечисленных функций с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путём оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.
Данная тема актуальна в настоящее время, т.к. любое предприятие для эффективного функционирования должно с помощью логистики оптимизировать себестоимость товаров и повышать надежность и качество поставок.
Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретически аспектам – сущность, функции, цели и значение логистики как для предприятия в частности, так и для экономики в целом; области применения логистики.
Во второй главе описаны наиболее распространённые логистические системы и концепции, их развитие, особенности, преимущества и применение. В данной главе рассмотрен опыт зарубежных предприятий, его сравнение с российским и развитие логистических систем.
В данной курсовой работе была использована учебная и научная литература профессора О.И. Волкова, доцента О.В. Девяткина, Л.Б. Миротина, И.С. Черняк и др.
ГЛАВА 1. Понятие логистики и её значение на предприятии.
1.1. ЛОГИСТИКА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ
В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Причина возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса.
Несмотря на то, что рыночной экономике России уже полтора десятка лет, существует понятие логистика, для многих оно остается тайной за семью печатями. Причем о его существовании иногда не имеют представления даже те, кто собственно логистикой и занимается.
Термин «логистика» происходит от греческого слова logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. Впоследствии сложились три источника формирования термина «логистика»: военный, математический и экономический.
На сегодняшний день существует большое количество определения термина логистика.
Впервые он упоминается в военной науке и связан с обеспечением воинских соединений необходимыми припасами и снаряжением.
Первые научные труды по логистике появились у французского военного специалиста в начале ХIХ в. А.А. Жомини, который дал определение логистике как практическому искусству маневра войсками, которое включает в себя не только перевозки, но и планирование, управление, снабжение, определение дислокаций войск, строительство дорог и мостов. После окончания второй мировой войны это понятие начинает всё более широко применяться при р6ешении ряда аналогичных проблем в микро- и частично макроэкономике. В 60-х годах ХХ века из концепции маркетинга выделяется круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами. Причина выделения этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике- логистика.
Логистика охватывает в этом смысле комплекс проблем, связанных с обеспечением предприятия исходными факторами производства. Функция обеспечения трактуется при этом очень широко: речь идёт не только о доставке исходных продуктов на территорию предприятии, в гораздо большей степени при определении задач логистики упор делается на доставку тех или иных видов производственных факторов на места непосредственного производства в необходимых количествах и в нужное время. Ещё более широкое понимание задач логистики включает также обеспечение точек сбыта и в конечном счёте потребителей.
Факторами развития логистики явились прежде всего изменения в экономической среде, связанные с объективным переходом мировой экономики от «рынка продавца» к «рынку потребителя», что привело к необходимости переориентации производства исключительно на удовлетворение потребительского спроса. Если ранее сбытовая политика фирмы подстраивалась под производство, то в настоящее время производственные программы планируются в зависимости от рыночного спроса. Как следствие, основным требованием к управлению фирмой становится адаптивность, т.е. способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Чтобы делать это наиболее эффективно (с минимальными затратами ресурсов и времени), требуется интеграция всех звеньев и цепочек товародвижения от поставщика к потребителю.
Другой важной движущей силой логистики стала хорошо распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция произвела переворот в теории и практике менеджмента. «Концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы на всех стадиях производства и продвижения товаров (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счёт удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом». Кроме того, формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и компромиссов. В соответствии с теорией систем товародвижения рассматривается как комплексная задача, т.е. управление материальными потоками осуществляется с учётом взаимосвязей всех функций фирмы. В соответствии с теорией компромиссов общий положительный эффект может быть достигнут, в том числе, и за счёт увеличения затрат отдельных подразделений фирм. Например, поставка исходных материалов небольшими, но частыми партиями ведёт к удорожанию стоимости материалов, но в тоже время к сокращению запасов и собственного складского хозяйства.
В 1985 году Совет логистического менеджмента США дал следующее определение логистики: «Логистика есть процесс эффективного ( с точки зрения снижения затрат) планирования, управления и контроля потоков сырья, материалов, незавершённого производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».
В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчёркнута возможность управления сопутствующей информацией. И наконец, в-третьих, впервые в сферу логистики попали сервисные потоки.
Развитие интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились развивать глобальные стратегии, т.е. производить продукцию для мирового рынка и в тех местах, где можно было найти более дешёвое сырьё, компоненты, трудовые ресурсы. Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров, как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой, сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы и в то же время усилила значимости международной логистической координации. На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль.
Информация о работе Значение логистики в деятельности промышленного предприятия