Значение логистики в деятельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить значение логистики на промышленном предприятии и её необходимость для управления производственными, материальными и информационными потоками на предприятии для повышения его конкурентоспособности и увеличения прибыли. Для этого в работе поставлены следующие задачи: определить понятие логистики и в целом логистической системы, ее значимость для промышленного предприятия, а также выбрать наиболее эффективные логистические системы и концепции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………….6

1. 1. Логистика: история возникновения, понятия, функции и цели…………………………………………………………………...6

1. 2 . Организация построения логистических систем……………….11

1. 3. Логистическая стратегия…………………………………………15

1. 4. Учёт логистических издержек…………………………………..17

1. 5. Организация логистики на предприятии…………………….......19

1. 6. Логистическая миссия и логистическая среда предприятия……22

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ……………………………………………….25

2. 1. Логистическая концепция «точно в срок»………………………25

2. 2. Микрологистическая концепция KANBAN……………………..29

2. 3. Система планирования потребности в материалах…………….31

2.4. Склад и логистика в России………………………………………34

ГЛАВА 3 Расчётная часть ………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………........45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

         Традиционный подход к управлению предприятием состоит в том, что руководители уделяют внимание в основном внутренним (по отношению к своему предприятию) задачам. Такой подход характерен для многих отечественных предприятий, хотя в настоящее время в мировой практике предпочитают управлять уже не отдельной компанией, а всей цепочкой предприятий, через которые поток материалов и услуг проходит к конечному потребителю. Безусловно, без решения внутренних задач невозможно управлять цепочкой предприятий, но в то же время следует уделять должное внимание и взаимодействию предприятия и его внешнего окружения, а точнее - тому, как внешнее окружение превращается во внутреннее, но уже не для конкретного обособленного предприятия, а для всей цепочки поставок.

        Первые существенные перемены в работе многих предприятий произошли в 70-е годы ХХ века в связи с ростом популярности концепции точно-вовремя (ТВВ),    разработанной компанией «Тойота».

             

2.1. Логистическая концепция «точно в срок»

           Наиболее широко распространённой в мире логистической концепцией  является концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). Появление этой концепции относится к концу 1950-х годов, когда японская компания Toyota Motor, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название данной концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать указанный подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции «точно в срок»  было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов  и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать движение  материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место, и точно к назначенному сроку ля производства или сборки готовой продукции. При такой постановке страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы,  оказывались не нужны.

           С логистических позиций концепция «точно в срок» основана на довольно простой бинарной логике управления запасами без какого-либо ограничения к  требованию минимума запасов, в  которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции.  Подобная синхронизация есть ничто иное, как координация двух базисных логистических функций: снабжения и производственного менеджмента.   В дальнейшем эта концепция была успешно применена и в дистрибьюции, системах сбыта готовой продукции, а в настоящее время и в макрологистических системах. Учитывая широкую экспансию данного подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение.

      Концепция  «точно в срок» - это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах  к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

     Концепция  «точно в срок» тесно связанна с логистическим циклом и его составляющими. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определённую точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше, не позже), что исключает излишние запасы как в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированны на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется следующими основными чертами:

            минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершённого производства, готовой продукции;

            короткими производственными (логистическими)  циклами;

            небольшими объёмами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

            взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надёжных поставщиков и перевозчиков;

            эффективной информационной поддержкой;

            высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

        Внедрение и распространение концепции «точно в срок» в мире привело к изменению традиционного подхода производственного менеджмента  к управлению запасами.

          Внедрение  концепции «точно в срок», как правило, улучшает качество готовой продукции и услуг, минимизирует уровень запасов и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента за счёт интеграции логистических функций.  Работу логистической системы, построенной на принципах концепции «точно в срок», можно представить как двухбункерную систему управления запасами.  Один бункер в этой системе используется для удовлетворения спроса в производстве или сбыте соответственно на материальные ресурсы или готовую продукцию, в то время как другой – пополняется по мере расходования первого.  Производство готовой продукции небольшими партиями  за относительно короткие производственные циклы определяет длительность циклов снабжения материальными ресурсами от поставщиков. Теоретически идеальным размером заказа для базовой системы  «точно в срок»  является одна единица, однако это, как правило, не реализуется из-за  проблем затрат на сбыт и обработку заказов.

          Логистические системы, использующие принципы концепции «точно в срок», являются «тянущими» системами (pull systems), в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов и готовой продукции происходит , когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или логистических посредников в системе дистрибьюции. В концепции «точно в срок» существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов,  компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции.  короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющий данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы,  осуществляющих процесс производства или сборки готовой продукции. фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надёжности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. О том, насколько важна надёжность поставщиков, говорит тот факт, что американские и европейские производители смогли внедрить концепцию «точно в срок» только через 10-15 лет после японцев в основном из-за низкой надёжности поставок.  В соответствии с этой концепцией поставщики становятся партнёрами производителей готовой продукции в их бизнесе.

          В практической реализации концепции «точно в срок» ключевую роль играет качество продукции. Японские автомобилестроительные фирмы, первоначально внедряя принципы данной концепции и микрологистическую систему KANBAN в производство, радикально изменили подход к контролю управления качеством на всех стадиях производственного процесса и последующего сервиса.  Для эффективной реализации технологии JIT должны работать  с надёжными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.

          Современные технологии JIT  и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем.  В настоящее время существует новая версия концепции «точно в срок» - концепция JIT II.

          Основной целью логистической концепции JIT II  является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов  в интегрированной логистической системе, обеспечение надёжности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей.  Системы, основанные на идеологии JIT II, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объёмов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

 

2.2  Микрологистическая система KANBAN.

 

Система KANBAN  представляет собой первую реализацию «тянущих» микрологистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы  Toyota ушло около 10 лет. Система  KANBAN не может работать без соответствующего логистического окружения концепции «точно в срок». Ключевыми элементами этого окружения явились:

n     рациональная организация и сбалансированность производства;

n     всеобщий контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных материальных ресурсов у поставщиков;

n     партнёрство только с надёжными поставщиками и перевозчиками;

n     повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая дисциплина всего персонала.

Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов автоматически перенести схему KANBAN  в производство без учёта этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.

Микрологистическая система KANBAN (что в переводе с японского означает «карта»), впервые применённая корпорацией Toyota Motor в 1972 году на заводе «Такахама» (г.Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на следующей стадии производственно-технологического цикла.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа – количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке.  Эти карточки циркулируют как внутри предприятий фирмы Toyota, так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции,  что позволяет реализовать концепцию «точно в срок».

Производство комплектующих напрямую связано с реальной потребностью, нет необходимости в планировании и в большом объеме бумажной работы. Подразделение-изготовитель имеет возможность действовать гибко. Производство находится в состоянии постоянной настройки, корректировка осуществляется в зависимости от изменения конъюнктуры рынка.

Применение системы KANBAN весьма эффективно. Опыт работы ряда фирм Западной Европы, внедривших систему, показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные – 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.

Важными элементами микрологистической системы KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т. д.;  система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров; система всеобщего (TQM) и выборочного («Дзидока») контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.

 

2.3. Система планирования потребности в материалах (MRP-1)

 

Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем, является концепция «планирования потребностей/ресурсов»(RP). Концепция RP часто противопоставляют логистической концепции «точно в срок»,  имея в виду, что на ней базируются системы «толкающего типа».

      MRP1 – система планирования потребностей в материалах,   а MRP2 планирование потребностей в ресурсах.

Принцип, на котором базируется система MRP-1, достаточно прост – исходной точкой является предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Потребность в полуфабрикатах, запасных частях и закупаемых комплектующих и других составных частях конечного продукта рассчитывается на основе определенной программы производства конечного продукта.

Основными целями системы MRP-1 является:

      удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

      поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

      планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

Система MRP сначала определяет, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции.  Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для выполнения производственного расписания. Входом системы MRP-1 являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание. Таким образом, как и для микрологистических систем, основанных на принципах концепции «точно в срок»,  в MRP-1 ключевым фактором является потребительский спрос.

Информация о работе Значение логистики в деятельности промышленного предприятия