Значение логистики в деятельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить значение логистики на промышленном предприятии и её необходимость для управления производственными, материальными и информационными потоками на предприятии для повышения его конкурентоспособности и увеличения прибыли. Для этого в работе поставлены следующие задачи: определить понятие логистики и в целом логистической системы, ее значимость для промышленного предприятия, а также выбрать наиболее эффективные логистические системы и концепции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………….6

1. 1. Логистика: история возникновения, понятия, функции и цели…………………………………………………………………...6

1. 2 . Организация построения логистических систем……………….11

1. 3. Логистическая стратегия…………………………………………15

1. 4. Учёт логистических издержек…………………………………..17

1. 5. Организация логистики на предприятии…………………….......19

1. 6. Логистическая миссия и логистическая среда предприятия……22

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ……………………………………………….25

2. 1. Логистическая концепция «точно в срок»………………………25

2. 2. Микрологистическая концепция KANBAN……………………..29

2. 3. Система планирования потребности в материалах…………….31

2.4. Склад и логистика в России………………………………………34

ГЛАВА 3 Расчётная часть ………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………........45

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

        В российской экономической литературе применяется такое определение: логистика - это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

       Определение логистики обычно даётся в широком и узком смысле.   В широком смысле  логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определении микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. В узком смысле ( с позиции бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требования конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

       Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков  с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей.                                  Основными задачами логистики являются:   

      организация материальных потоков предприятия;

      оптимизация загрузки производственных мощностей;

      экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков;

      оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

     Концепция логистики – система взглядов на повышение эффективности функционирования логистических систем предприятия. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода. С помощью концептуального планирования намечаются пути, определяющие успех проекта. Концепция единство и согласованность действий всех функциональных подразделений предприятия. Она показывает направление, в котором следует развивать логистическую систему предприятия. Для этого определяются долгосрочные цели логистической деятельности.

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

«8 правил логистики»

1.      Продукт - нужный продукт;

2.      Качество – необходимого качества;

3.      Стоимость – с требуемым уровнем затрат;

4.      Потребитель – нужному потребителю;

5.      Количество – в необходимом количестве;

6.      Время – должен быть доставлен в нужное время;

7.      Место – в нужное место;

8.      Персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.(4)

Функции логистики следующие: потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.
Как видно, успех в деле превращения потенциальных клиентов в фактических зависит от оперативности и расторопности при выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных требований зачастую приводит к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Например, потребитель отказывается от продукции компании по причине длительного срока выполнения заказов.
Логистическая деятельность носит интегрированный характер, простирается от момента возникновения потребности в товаре до момента ее удовлетворения.

 

1.2. Организация построения логистических систем

    

         Для выполнения целей и задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистические системы.  Логистическая система – это сложная организационно завершённая (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причём задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Выделяют следующие принципы построения логистических систем:

             Системный подход, который проявляется в рассмотрении элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенность системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а логистической системы в целом;

             Принципы общих затрат, т.е. учёт всей совокупности издержек управления материальными, информационными и финансовыми потоками;

             Принцип логистической координации и интеграции.  В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) в управлении материальными, информационными, финансовыми потоками при реализации целевой функции;

             Принцип разработки необходимого комплекса микрологистических  подсистем, обеспечивающих процесс общего логистического управления;

             Принцип всеобщего управления качеством – обеспечение надёжности функционирования и  высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям;

             Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметрах и факторов внешней среды. При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна настраиваться на новые условия.

           Подход к логистической системе базируется на таких краеугольных понятиях, как:

•   интеграция, синтез, рассмотрение различных сторон явления, объекта (А. Холл);

•  адекватное средство исследования и разработки объектов, представляющих собой органичное целое (С. Оптнер).

           При этом каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Системный подход связан с объектами как системами, состоящими из закономерно структурированных и функционально организованных элементов.

           Анализ логистических систем — совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений при исследовании, формировании и управлении логистическими системами.

          Под анализом логистической системы понимается следующая процедура проведения ее  исследования:

        •  логистическая система разбивается на ее составляющие части, более доступные для решения;

        •  выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;

        •   частные решения объединяются так, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.

Этапы анализа логистической системы:

•  определение логистической системы;

•  анализ структуры логистической системы;

• формулирование глобальной цели и критерия оценки эффективности функционирования логистической системы;

•  декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах;

•  выявление ресурсов и процессов, композиция целей;

•  прогноз и анализ будущих условий;

•  оценка целей и средств;

•  отбор вариантов;

•  оценка существующей логистической системы;

•  построение программы развития;

• проектирование логистической организации для достижения целей логистической системы.

           Некоторые экономисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с поставкой материалов, логистику, связанную с производством продукции, продукцию связанную распределением продукции, и т.д.  Однако исходя из необходимости системного подхода к управлению фирмой  следует признать, что перечисленные виды  логистики являются лишь функциональными областями логистики фирмы. Поэтому  следует различать различные уровни построения логистических систем. Так логистические системы в подсистемах снабжения, производства, сбыта, складирования и др. называют микрологистическими системами. В свою очередь микрологистические системы должны быть интегрированы в единую логистическую  систему предприятия.  Такое соединение происходит путём построения логистических цепей.

          Логистическая цепь – линейное упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров,  перевозчиков, складов и т.п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистические операции по ходу технологического логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков от одной логистической системы до другой или конечного потребителя. При формировании логистической цепи отдаётся предпочтение модульному принципу управления на всех уровнях с достаточной самостоятельностью модулей. От модульного принципа построения отдельных рабочих мест и их групп переходят к модульному формированию производственных, транспортных, складских подсистем, целых производств и групп предприятий.

             В основе развития организационных структур, построенных на базе логистической цепи, лежит синергический эффект. Это эффект взаимного усиления связей подсистем в системе, который при совместных действиях достигает величины, большей чем сумма эффектов отдельных подсистем при  автономных действиях.  1

 

1.3. Логистическая стратегия.

           

     С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятия в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам. Специалист по логистике должен обладать способностью к стратегическому управлению. 

Он должен уметь:

1.      моделировать логистическую операцию;

2.      выявлять необходимость изменений;

3.      использовать в ходе изменений научные методы;

4.      воплощать логистическую стратегию в жизнь.

        Интегрированная логистическая система должна легко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды.

        Аксиома стратегического управления – чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.

        Стратегия описывает принципиальный образ действий, выработанный для того, чтобы достичь установленных целей. 

Логистическая стратегия представляет собой:

      правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности;

      обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения ресурсов предприятия.

         Стратегическое управление логистикой – деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют остаться восприимчивым к факторам внешней среды.

     Виды стратегии:

     Стратегия дифференциации -  стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;

     Стратегия лидерства по затратам- стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;

     Стратегия фокусирования – концентрация на удовлетворение потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии – удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так  и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента;

      Стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.

Виды диверсификации:

  • Горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия  в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи; расширение номенклатуры продукции путём добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;
  • вертикальная – предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путём добавления новых структур;
  • латеральная – включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.

 

1.4. Учет логистических издержек

 

Основной задачей стоящей перед логистикой является снижение затрат связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Информация о работе Значение логистики в деятельности промышленного предприятия