Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель работы - определить значение логистики на промышленном предприятии и её необходимость для управления производственными, материальными и информационными потоками на предприятии для повышения его конкурентоспособности и увеличения прибыли. Для этого в работе поставлены следующие задачи: определить понятие логистики и в целом логистической системы, ее значимость для промышленного предприятия, а также выбрать наиболее эффективные логистические системы и концепции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………….6
1. 1. Логистика: история возникновения, понятия, функции и цели…………………………………………………………………...6
1. 2 . Организация построения логистических систем……………….11
1. 3. Логистическая стратегия…………………………………………15
1. 4. Учёт логистических издержек…………………………………..17
1. 5. Организация логистики на предприятии…………………….......19
1. 6. Логистическая миссия и логистическая среда предприятия……22
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ……………………………………………….25
2. 1. Логистическая концепция «точно в срок»………………………25
2. 2. Микрологистическая концепция KANBAN……………………..29
2. 3. Система планирования потребности в материалах…………….31
2.4. Склад и логистика в России………………………………………34
ГЛАВА 3 Расчётная часть ………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………........45
В российской экономической литературе применяется такое определение: логистика - это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.
Определение логистики обычно даётся в широком и узком смысле. В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определении микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. В узком смысле ( с позиции бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требования конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей.
организация материальных потоков предприятия;
оптимизация загрузки производственных мощностей;
экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков;
оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.
Концепция логистики – система взглядов на повышение эффективности функционирования логистических систем предприятия. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода. С помощью концептуального планирования намечаются пути, определяющие успех проекта. Концепция единство и согласованность действий всех функциональных подразделений предприятия. Она показывает направление, в котором следует развивать логистическую систему предприятия. Для этого определяются долгосрочные цели логистической деятельности.
«8 правил логистики»
1. Продукт - нужный продукт;
2. Качество – необходимого качества;
3. Стоимость – с требуемым уровнем затрат;
4. Потребитель – нужному потребителю;
5. Количество – в необходимом количестве;
6. Время – должен быть доставлен в нужное время;
7. Место – в нужное место;
8. Персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.(4)
Функции логистики следующие: потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.
Как видно, успех в деле превращения потенциальных клиентов в фактических зависит от оперативности и расторопности при выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных требований зачастую приводит к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Например, потребитель отказывается от продукции компании по причине длительного срока выполнения заказов.
Логистическая деятельность носит интегрированный характер, простирается от момента возникновения потребности в товаре до момента ее удовлетворения.
1.2. Организация построения логистических систем
Для выполнения целей и задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистические системы. Логистическая система – это сложная организационно завершённая (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причём задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Выделяют следующие принципы построения логистических систем:
Системный подход, который проявляется в рассмотрении элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенность системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а логистической системы в целом;
Принципы общих затрат, т.е. учёт всей совокупности издержек управления материальными, информационными и финансовыми потоками;
Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) в управлении материальными, информационными, финансовыми потоками при реализации целевой функции;
Принцип разработки необходимого комплекса микрологистических подсистем, обеспечивающих процесс общего логистического управления;
Принцип всеобщего управления качеством – обеспечение надёжности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям;
Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметрах и факторов внешней среды. При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна настраиваться на новые условия.
Подход к логистической системе базируется на таких краеугольных понятиях, как:
• интеграция, синтез, рассмотрение различных сторон явления, объекта (А. Холл);
• адекватное средство исследования и разработки объектов, представляющих собой органичное целое (С. Оптнер).
При этом каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Системный подход связан с объектами как системами, состоящими из закономерно структурированных и функционально организованных элементов.
Анализ логистических систем — совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений при исследовании, формировании и управлении логистическими системами.
Под анализом логистической системы понимается следующая процедура проведения ее исследования:
• логистическая система разбивается на ее составляющие части, более доступные для решения;
• выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;
• частные решения объединяются так, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.
Этапы анализа логистической системы:
• определение логистической системы;
• анализ структуры логистической системы;
• формулирование глобальной цели и критерия оценки эффективности функционирования логистической системы;
• декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах;
• выявление ресурсов и процессов, композиция целей;
• прогноз и анализ будущих условий;
• оценка целей и средств;
• отбор вариантов;
• оценка существующей логистической системы;
• построение программы развития;
• проектирование логистической организации для достижения целей логистической системы.
Некоторые экономисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с поставкой материалов, логистику, связанную с производством продукции, продукцию связанную распределением продукции, и т.д. Однако исходя из необходимости системного подхода к управлению фирмой следует признать, что перечисленные виды логистики являются лишь функциональными областями логистики фирмы. Поэтому следует различать различные уровни построения логистических систем. Так логистические системы в подсистемах снабжения, производства, сбыта, складирования и др. называют микрологистическими системами. В свою очередь микрологистические системы должны быть интегрированы в единую логистическую систему предприятия. Такое соединение происходит путём построения логистических цепей.
Логистическая цепь – линейное упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров, перевозчиков, складов и т.п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистические операции по ходу технологического логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков от одной логистической системы до другой или конечного потребителя. При формировании логистической цепи отдаётся предпочтение модульному принципу управления на всех уровнях с достаточной самостоятельностью модулей. От модульного принципа построения отдельных рабочих мест и их групп переходят к модульному формированию производственных, транспортных, складских подсистем, целых производств и групп предприятий.
В основе развития организационных структур, построенных на базе логистической цепи, лежит синергический эффект. Это эффект взаимного усиления связей подсистем в системе, который при совместных действиях достигает величины, большей чем сумма эффектов отдельных подсистем при автономных действиях. 1
1.3. Логистическая стратегия.
С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятия в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам. Специалист по логистике должен обладать способностью к стратегическому управлению.
Он должен уметь:
1. моделировать логистическую операцию;
2. выявлять необходимость изменений;
3. использовать в ходе изменений научные методы;
4. воплощать логистическую стратегию в жизнь.
Интегрированная логистическая система должна легко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды.
Аксиома стратегического управления – чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.
Стратегия описывает принципиальный образ действий, выработанный для того, чтобы достичь установленных целей.
Логистическая стратегия представляет собой:
правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности;
обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегическое управление логистикой – деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют остаться восприимчивым к факторам внешней среды.
Виды стратегии:
Стратегия дифференциации - стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;
Стратегия лидерства по затратам- стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;
Стратегия фокусирования – концентрация на удовлетворение потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии – удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента;
Стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.
Виды диверсификации:
Основной задачей стоящей перед логистикой является снижение затрат связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Информация о работе Значение логистики в деятельности промышленного предприятия