Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ производства и реализации молока в СПК «Рассвет» с целью дальнейшего планирования и прогнозирования развития отрасли животноводства. В ходе написания работы необходимо решить следующие задачи: изучить современное состояние организации производства молока, и их особенностей в изучаемом хозяйстве; разработать пути повышения эффективности производства и реализации молока на ближайшую перспективу.

Файлы: 1 файл

курсовая планир-е.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

   Затраты труда  на 1 ц молока за исследуемый период снизились на 6,2%. В связи с этим производительность труда, т.е. производство молока на 1 чел.-ч прямых затрат труда увеличилось на 6,4%, что привело к росту валового производства молока в целом за период. Денежная выручка от реализации молока в расчете на 1 чел.-ч. увеличилась 4,2 %, денежная выручка от реализации молока на 1 доярку снизилась на 1,2%. Оплата труда одной доярки при этом возросла на 20,9 %, тем самым темп роста оплаты труда превышает темп роста производительности труда.

Затраты труда на производство единицы продукции (трудоемкость) зависят от величины затрат труда на 1 голову и продуктивности 1 головы. Влияние данных факторов на трудоемкость молока представлено в таблице 2.3.3.

Таблица 2.3.3

Определение влияния факторов на трудоемкость 1 ц молока

Продукция

Затраты труда на 1 гол., чел.-ч

Продуктивность, ц

Трудоемкость 1 ц молока, чел.-ч

Отклонение, чел.-ч.

2011 г.

2013 г.

2011 г.

2013 г.

2011 г.

усл.

2013 г.

общее

в т.ч. за счет

затрат на 1гол

пр-ти

Молоко

253,4

262,2

39,5

43,6

6,4

6,6

6,0

-0,4

0,2

-0,6


 

   За анализируемый  период общее снижение трудоемкости 1 ц молока составило 0,4 чел.-ч., при этом следует отметить, что за счет увеличения  затрат труда на 1 гол с 253,4 до 262,2 чел.-ч. -  трудоемкость молока увеличилась на 0,2 чел.-ч., а за счет роста продуктивности трудоемкость уменьшилась на 0,6 чел.-ч.

 

 

 

 

 

2.4 Анализ себестоимости молока в СПК «Рассвет»

    Важнейшим показателем  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства является себестоимость  продукции. В ней синтезируются  все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования  всех производственных ресурсов.

   Снижение себестоимости  является одной из основных  задач любого общества, каждой  отрасли, предприятия. От уровня  себестоимости продукции зависят  сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия  и его платежеспособность, темпы  расширенного воспроизводства, уровень  закупочных и розничных цен  на сельскохозяйственную продукцию.

   Особую актуальность  проблема снижения себестоимости  приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения  помогает многим предприятиям  повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить  в условиях рыночной экономики (табл. 2.4.1).

Таблица 2.4.1

Динамика себестоимости и цены реализации 1 ц молока

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % к 2011 г.

Коммерческая себестоимость 1 ц молока, руб.

1229,5

1360,6

1376,9

111,9

Цена 1 ц молока, руб.

1224,9

1190,5

1475,8

120,6


 

   Себестоимость 1 ц молока в СПК «Рассвет» в период с 2011 по 2013 годы увечилась на 147,4 руб. или 11,9 %, такое увеличение объясняется ростом стоимости статей себестоимости, а именно: стоимости кормов, электроэнергии, размера оплаты труда операторам машинного доения и другие. При этом цена также возросла и составила на 2013 год 1475,8 руб. за 1 ц, что на 20,6 % больше, чем в 2011 году.

    Необходимость  изучения  структуры себестоимости  обусловлена тем, что затраты  предприятия на производство  продукции различны по своей  экономической природе и величине, а следовательно, и по удельному  весу в  полной себестоимости (табл.2.4.2).

   В структуре затрат  на производство молока на затраты на оплату труда приходится 20-23%%. За анализируемый период произошло увеличение почти  по всем статьям, кроме затрат на электроэнергию и прочих затрат. Они уменьшились на 13,9% и 31,6% соответственно. Затраты на корма выросли на 51,9%, на оплату труда с отчислениями на 5,7 %. Все затраты увеличились на 20,4%

 Таблица 2.4.2

Динамика структуры себестоимости молока

Показетели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % к

2011 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Затраты всего

11129

100

13059

100

13404

100

120,4

в т.ч. оплата труда с отчислениями

2559

23,0

2598

19,9

2704

20,2

105,7

корма

3933

35,3

5393

41,3

5962

44,5

151,9

электроэнергия

1204

10,8

1192

9,1

1037

7,7

86,1

содержания основных средств

1046

9,4

1557

11,9

1985

14,8

189,8

нефтепродукты

260

2,3

244

1,9

262

2,0

100,8

прочие затраты

2127

19,1

2075

15,9

1454

10,8

68,4


 

    Уровень себестоимости  молока во многом зависит от  величины затрат на производство  и от уровня продуктивности  коров достигнутого на предприятии. Изучить влияние данных факторов  можно путем факторного анализа представленного в таблице 2.4.3.

Таблица 2.4.3

Влияние факторов на себестоимость 1 ц молока

Продукция

ДМЗ на 1 гол., руб.

Продуктивность, ц/гол

ДМЗ 1 ц молока, руб.

Отклонение, руб

2011 г.

2013 г.

2011 г.

2013 г.

2011 г.

усл.

2013 г.

общее

в т.ч. за счет

затрат на 1гол

пр-ти

Молоко

50357

59573

39,5

43,6

1274,9

1508,2

1366,4

91,5

233,3

-141,8


 

   Факторный анализ  показал, что рост себестоимости 1 ц молока на 91,5 руб., обусловлено тем, что при увеличении затрат на 1 гол себестоимость возрастает на 233,3 руб., а продуктивность наоборот снижает себестоимость на 141,8 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Анализ финансовых  результатов СПК «Рассвет»

    В условиях  рынка каждый хозяйствующий субъект  выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически  самостоятелен. Получение прибыли  является непосредственной целью  производства хозяйствующего субъекта  в условиях рынка. Реализация  этой цели возможна только  в том случае, если субъект  хозяйствования производит продукцию, которая по своим потребительским  свойствам соответствует потребностям  общества. Для выявления финансового  результата необходимо выручку  сопоставить с затратами на  производство.

  Прибыль отражает  положительный финансовый результат. Рост прибыли создает финансовую  базу для самофинансирования, расширенного  воспроизводства, решения проблем  социального  материального характера  трудового коллектива.

    В условиях  рынка субъект хозяйствования  стремится, если не к максимальной  прибыли, то к такой величине  прибыли, которая обеспечит динамичное  развитие производства в условиях  конкуренции, позволит ему удержать  позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

    Система показателей  финансовых результатов включает  в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные  показатели (рентабельность) эффективности  хозяйствования. Чем выше уровень  рентабельности, тем выше эффективность  хозяйствования.

    В отличие от  промышленных предприятий сельскохозяйственные  предприятия реализуют не всю  полученную продукцию. Часть ее (семена, фураж, сырье для переработки) используется  на производственные цели. От  рационального использования продукции  собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей  растениеводства и животноводства, а с другой – рост товарности  производства и финансовое состояние предприятия (табл.2.5.1).

 

  Таблица 2.5.1

Баланс молока в СПК «Рассвет» за 2011 – 2013 гг.

Статьи баланса

Годы

Отклонение, +/-

2011

2012

2013

Приход всего:

8736

9023

9798

+775

произведено, ц

8736

9023

9798

+775

Расход всего:

8736

9023

9798

+775

 реализовано:

7868

8162

7812

-56

 в т.ч.

 

организациям, предпринимателям на рынках и пр.

7834

8121

8425

+591

работникам организации

34

41

61

+27

на корм животным

857

841

1304

+447

недостачи и порчи

11

20

-

-

прочие

-

-

8

-


 

     В настоящее  время невозможно характеризовать  хозяйство не изучив ряд его  основных экономических показателей. Наблюдается ежегодное увеличение  выручки в целом по предприятию, а также в животноводстве. Однако  повышение выручки может спровоцировано  увеличением цен на сельскохозяйственную  продукцию и другими экономическими  факторами.

      Изменение  важных показателей, которые несомненно, влияют на эффективную деятельность  предприятия, естественным  образом  сказалось на результатах финансовой  деятельности исследуемого хозяйства (табл. 2.5.2).

    За период с 2011 по 2011 годы в СПК «Рассвет»  объем реализации снизился на 0,7 % не смотря на рост объемов производства. Прибыль от реализации возросла на 652 тыс. руб. При этом  уровень рентабельности производства увеличился в 5 раз, а рентабельность продаж в 5,5 раз по сравнению с 2013 годом. Уровень товарности молока в 2013 году составил 79,7 %, что на 1,8% ниже показателя базисного года. Полная себестоимость увеличилась на 11,2%.

 

 

Таблица 2.5.2

Финансовые результаты производства и реализации молока за 2011 – 2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % к 2011 г.

Реализовано молока, ц

7868

8162

7812

99,3

Выручка от реализации, тыс. руб.

9795

9717

11529

117,7

Полная себестоимость молока, тыс. руб.

9674

11105

10756

111,2

Прибыль от реализации молока, тыс. руб.

121

-1388

773

в 6 раз

Уровень товарности, %

81,2

90,5

79,7

98,2

Рентабельность производства, %

1,3

-12,5

7,2

в 5 раз

Рентабельность продаж, %

1,2

-14,3

6,7

в 5,5 раз

Информация о работе Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования