Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ производства и реализации молока в СПК «Рассвет» с целью дальнейшего планирования и прогнозирования развития отрасли животноводства. В ходе написания работы необходимо решить следующие задачи: изучить современное состояние организации производства молока, и их особенностей в изучаемом хозяйстве; разработать пути повышения эффективности производства и реализации молока на ближайшую перспективу.

Файлы: 1 файл

курсовая планир-е.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

 

  Изменением уровня  товарности продукции складывается под воздействие многочисленных факторов. Важнейшими из них являются изменение объема производства продукции и объема реализации. Для изучения влияния данных факторов можно использовать метод факторного анализа (табл.2.5.3).

Таблица 2.5.3

Влияние факторов на отклонение уровня товарности молока

Продукция

Произведено, ц

Реализовано, ц

Уровень товарности, %

Отклонение, %

2011 г.

2013 г.

2011 г.

2013 г.

2011 г.

усл.

2013 г.

общее

в т.ч. за счет

пр-ва

реал-ции

Молоко

8736

9798

7868

7812

81,2

89,4

79,7

-1,5

+8,2

-9,7


 

  Изучая влияние факторов на уровень товарности можно сделать вывод, что в 2013 году по сравнению с 2011 годом уровень товарности снизился на 1,5%, на него повлияло резкое увеличение производства молока на 8,2 % и снижение реализации на 9,7 %.

   Чтобы повысить  уровень доходности продаж, организация  должна ориентироваться на изменение  конъюнктуры рынка, наблюдать за  изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль  за уровнем затрат на производство  и реализацию продукции.

    Данный критерий  является наглядной демонстрацией  и рентабельности организации, а  также позволяет проанализировать, насколько эффективно функционирует  предприятие и его структурные  подразделения.

    Если рентабельность  продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении  конкурентоспособности продукции  на рынке, так как говорит о  сокращении спроса на продукцию (табл.2.5.4).

Таблица 2.5.4

Факторный анализ рентабельности продаж в СПК «Рассвет»

Продукция

Выручка, тыс.руб.

Прибыль, тыс.руб.

Рентабельность продаж, %

Отклонение, %

2011 г.

2013 г.

2011 г.

2013 г.

2011 г.

усл.

2013 г.

общее

в т.ч. за счет

выручки

прибыли

Молоко

9795

11529

121

773

1,2

7,9

6,7

+5,5

+6,7

-1,2


 

     В СПК «Рассвет» за период  с 2011 – 2013 гг. рентабельность продаж увеличилась на 5,5 %, основным фактором оказавшим  влияние на это изменение стало увеличение выручки на 6,7 %, при этом прибыль от реализации молока оказало отрицательное влияние и снизило рентабельность на 1,2 %.

 

 

3. Прогноз развития  производства молока в СПК  «Рассвет»

  Молочное скотоводство  без преувеличения можно назвать  одним из трех китов, на котором  держится продовольственная безопасность  страны. Поэтому прослеживаемый  сегодня в стране рост молочного  производства, которое наряду с  хлебом и мясом составляет  основу продуктовой корзины населения, требует от государства оперативного  реагирования. Благодаря реализации  «Государственной программы развития  сельского хозяйства» в молочный  сектор были направлены немалые  средства и для обновления  стада, и для строительства и  модернизации молочных ферм.

    Планирование  на предприятиях в условиях  рынка представляет собой процесс  принятия управленческих решений  относительно того, что должно  быть сделано, где и каким образом.

    В итоге планирование  представляет собой процесс подготовки  решений о задачах, средствах  и действиях работников предприятия  путем целенаправленной сравнительной  оценки различных вариантов действий  при изменяющихся условиях.

     Для получения  наиболее полного и достоверного  прогноза имеет смысл использовать  несколько методов прогнозирования:

  1. По среднегодовому абсолютному приросту (приложение 3)
  2. По среднегодовому темпу роста (приложение 4)
  3. Методом математического уравнения параболы (приложение 5)

     Для наиболее  точного прогноза, необходимо использовать  данные за достаточно продолжительный  промежуток времени. Для расчета  всех трех вариантов был взят  динамический ряд продуктивности  коров молочного направления  за 5 лет.

    При помощи выравнивания динамического ряда  продуктивности коров с помощью среднегодового абсолютного прироста (приложение 3) мы получили минимальную прогнозируемую продуктивность – 43,77 ц/гол, что выше фактической продуктивности (2013 года) на 0,22 ц/гол.

Таблица 3.1.1

Прогноз развития производства молока в СПК «Рассвет»

Показатели

Факт 2013год

Прогноз

1 вариант min

2 вариант opt

3 вариант мах

Продуктивность, ц/гол

43,55

43,77

46,62

55,88

Поголовье, гол

225

225

225

225

Валовой надой, ц

9798

9848,3

10489,5

12573,0

Товарность, %

79,7

79,7

79,7

79,7

Реализовано, ц

7812

7849,1

8360,1

10020,7

Производственная  себестоимость 1ц, руб.

1315,4

1312,7

1280,7

1199,3

Коммерческая  себестоимость 1ц, руб.

1376,9

1378,3

1344,7

1259,3

Полная  себестоимость всего, тыс.руб.

10756

10818,4

11241,8

12619,1

Цена реализации 1ц, руб.

1475,8

2000,0

2000,0

2000,0

Выручка всего, тыс.руб.

11529

15698,2

16720,2

20041,4

Прибыль/убыток, тыс.руб.

773

4879,8

5478,4

7422,3

Рентабельность/ убыточность, %

7,2

45,1

48,7

58,8


 

    При прогнозировании  продуктивности и неизменном поголовье коров равной 225 голов, валовое производство молока составит 9848,3 ц, что на 50,3 ц  предприятие будет получать больше. При данном прогнозе  мы получим незначительно низкие производственную и коммерческую себестоимости 1 ц молока 1312,7 руб. и 1378,3 руб. При прогнозной цене 1 ц молока, мы получим  15698,2 тыс. руб. выручки, что больше фактической на 4169,2 тыс. руб. В итоге с 1 руб. затраченного на производство молока, хозяйство будет получать 45,1 коп. прибыли, что значительно выше фактической на 38,1 коп.

    При прогнозировании  продуктивности методом математического уравнения параболы (приложение 5), хозяйство получит оптимальное значение продуктивности равной 46,62 ц/гол. При неизменном поголовье валовое производство увеличится до 10489,5 ц, что на 691,5 ц выше фактической. Если  товарность молока  останется неизменной и будет равной 79,8 %, объем реализации возрастет до 8360,1 ц. В итоге предприятие будет  иметь 16720,2 тыс.руб. выручки, что на 45 % выше фактического значения. В результате при данном прогнозе предприятие на 1 руб., затраченного на производство, предприятие будет получать 48,7 коп., т.е. на 3,6 коп. выше минимального значения.

    Максимальную продуктивность (55,88 ц) мы получим если прогнозирование проведем по среднегодовому абсолютному приросту (приложение 3). Максимума достигнет и валовое производство – 12573 ц, что на 28,3 % выше фактического значения. Стоит отметить, что при максимальной продуктивности, себестоимость 1 ц молока станет минимальной, равной 1199,3 руб., коммерческая себестоимость 1 ц молока также сократится ( 1259,3 руб.). Темп роста себестоимости будет ниже темпа роста выручки, следовательно предприятие будет иметь более высокую прибыль нежели при других вариантах прогнозирования – 7422,3 тыс. руб.

    Итак, наметилась  следующая положительная тенденция: при росте продуктивности растет  и валовой надой, а значит и  объем реализации, в следствии  чего увеличивается размер денежной  выручки от реализации молока; снижается себестоимость единицы  продукции, а следовательно и  затраты на весь объем производства  продукции. В итоге возрастает  прибыль по отношению к себестоимости  и увеличивается рентабельность  производства молока. Для достижения  наилучших результатов необходимо  проводить мероприятия по увеличению  продуктивности коров, использовать  более качественные и питательные  корма, эффективно применять технологию  производства и технику для  обслуживания; при которых можно  избежать потери продукции и  выбраковку животных; ответственнее  относиться к труду работникам  животноводства.

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

  Анализ опыта экономических  реформ показал, что эффективность  работы предприятия во многом  зависит от состояния внутрифирменного  планирования. Создать организационный  и экономический механизм управления  предприятиями в условиях рыночной  экономики без разработки четкой  системы внутрихозяйственного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой  системы – достаточно сложный  процесс, требующий ресурсов, соответствующих  навыков и умения от работников  предприятия, которым приходиться  решать ряд сложных методологических  и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой  всех элементов внутрифирменного  планирования.

   Планирование сельскохозяйственного  производства представляет собой  систему организационных и экономических  мероприятий, направленных на достижение  оптимальных пропорций воспроизводства  в сельском хозяйстве и увеличение  эффективности использования производственных  ресурсов. Субъектами планирования  выступают предприятия и государство. За разработку планов и организацию  процесса их выполнения отвечают  плановые органы хозяйств, районных  и областных организаций.

   СПК «Рассвет»  входит в семерку лучших хозяйств  Уренского района, так как имеет  стабильно развивающиеся производство  сельскохозяйственной продукции. К  основным видам  деятельности  предприятия  можно отнести  производство  и реализацию таких видов продукции  как молоко, мясо крупного рогатого  скота, дополнительным видом продукции  является продукция растениеводства  – зерно.

   Поголовье крупного  рогатого скота за последние 3 года увеличилось и составило  на конец 2013 года 225 голов,  продуктивность  коров за 5 лет возросла на 2,5 % - в 2013 году она достигла 43,55 ц на  корову.

   На валовой надой  и продуктивность влияют множество  факторов. Одним из основных факторов  является кормление, хоть фактическая  обеспеченность кормами не превышает нормативную всего лишь на 7 % в 2013 году, предприятию удалось достичь желаемых и достойных результатов, а именно высокую продуктивность. Негативное влияние  на финансовые результаты деятельности предприятия оказывает рост себестоимости продукции: за последние 3 года себестоимость 1 ц молока возросла на  15,5 % и составила в 2013 году – 1315,43 руб. Но темп роста цены реализации на 1 ц молока превышает темп роста коммерческой себестоимости, цена увеличилась на 20,6 %, в 2013 году ее размер составил 1475,8 руб. В следствие чего предприятие получает более высокую прибыль от реализации молока.

Информация о работе Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования