Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ ассортиментной политики ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» (КИСМ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия.
2. Провести анализ ассортиментной политики ОАО «КИСМ»;
3. Разработать рекомендаций, направленные на рациональное формирование ассортиментной политики.
Введение
1.Теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия
1.1. Основные цели, задачи и назначение ассортиментной политики
1.2.Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия
1.3.Методы анализа ассортиментной политики
2. Анализ и оценка ассортиментной политики ОАО «КИСМ»
2.1. Общая характеристика деятельности
2.2. Анализ ассортиментной политики ОАО «КИСМ»
3. Разработка рекомендаций, направленных на рациональное формирование ассортиментной политики
3.1. Рекомендации по оптимизации ассортимента
3.2.Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Проблема времени помогает понять, почему фирмы, занимающие, казалось бы, прочное положение на товарном рынке, тратят огромные средства на проведение исследований по созданию новых товаров, появление которых делает ныне выпускаемый ассортимент устаревшим.
Помимо конструктивных изменений своих товаров, конкуренты могут внести изменения и в структуру своего ассортимента, поставив остальных производителей в невыгодное конкурентное положение. Ассортимент компании должен быть по возможности широким в силу целого ряда весьма существенных обстоятельств. Расширение номенклатуры производимых компанией товаров может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания связей с оптовиками и снижения издержек сбыта.
Численность конкурентов может меняться. Увеличение их числа наверняка вызовет ужесточение конкуренции, и уменьшение размеров прибыли. Значительный рост численности конкурентов особенно характерен для отраслей, не требующих больших издержек на начальных этапах деятельности. В этих случаях появление товара, сбыт которого стремительно растет, может привлечь в отрасль множество новых производителей. Правда, часть их не сумеет преодолеть период становления, который иногда называют периодом встряски. В отраслях, требующих крупных капиталовложений, рост числа конкурентов не столь велик. Когда он все же происходит, новые участники рынка стремятся обеспечить сбыт своих товаров за счет снижения цен, что отрицательно сказывается как на общем объеме продаж, так и на уровне валовой прибыли первоначального создателя и продавца товара. В результате, едва успев выпустить новый товар на рынок, компания вынуждена тотчас приступить к его совершенствованию и поискам новых изделий, которые могли бы заменить этот товар в случае появления сильной конкуренции.
Падение спроса всегда вызывает тревогу у руководства и может явиться причиной расширения товарного ассортимента для компенсации понесенных потерь.
Однако повышение спроса также имеет существенное значение. Колебания спроса на тот или иной товар могут быть вызваны самыми различными причинами. К числу таких причин можно отнести перемены в ассортименте продукции, выпускаемой фирмами клиентов, возникновение дефицита тех или иных материалов или компонентов, а также значительное повышение их цены, изменения в технологии производства, передислокацию клиентов производителя, делающую нерентабельной перевозку товара, колебания общего уровня деловой активности, введение мер государственного регулирования.
Несмотря на то, что исследования маркетинга оказывают огромную помощь в деле установления направления и интенсивности развития тенденций спроса на изучаемые товары, т. е. помогают прогнозировать спрос на будущее, они никоим образом не устраняют довольно значительной неопределенности.
Учитывая это, руководители некоторых компаний стремятся диверсифицировать номенклатуру своего товарного ассортимента, чтобы как-то ослабить степень риска в случае непредвиденного падения спроса на отдельные изделия (7, с. 36).
Есть целый ряд факторов, способствующих расширению ассортимента продукции, предлагаемой производителем товаров промышленного назначения. Рассмотрим наиболее важные из них. Покупатель-промышленник предпочитает закупать несколько разных товаров у одного поставщика, вместо того чтобы организовывать закупки аналогичного товара или серии товаров из разных источников. Указанное предпочтение объясняется, прежде всего экономией времени в процессе закупок, выгодами сотрудничества с единым центром технического обслуживания и урегулирования претензий и жалоб, возможностью одновременной отгрузки нескольких разных товаров с целью снижения транспортных расходов и возможностью экономии средств путем закупки больших партий товаров по более низким ценам.
Покупатель-промышленник должен стремиться всячески, обезопасить себя от риска в связи с пожарами, забастовками и прочими бедствиями и позаботиться о непрерывности поставок каждого из наиболее важных товаров, прибегая к услугам двух или более поставщиков. Однако в действительности имеет место как раз обратное. Если покупатель поступает менее разумно и ограничивает закупки у каждого поставщика строго определенной суммой, он не только не дает поставщику возможности достичь потенциального объема реализации, но и лишает его всяких надежд на увеличение продаж, за исключением случаев изыскания товаров, имеющих сбыт в другой отрасли. В результате, как правило, происходит расширение товарного ассортимента поставщика (12, с .89).
Руководство средней преуспевающей компании должно постоянно изыскивать возможности расширения ассортимента путем включения в номенклатуру новых товаров, производство которых можно было бы финансировать за счет нераспределенной доли прибыли (22, с. 123).
Все описанные выше факторы являются внешними по отношению к компании. Они формируют ее товарный ассортимент извне. Однако компания отнюдь не выступает при этом в доли пассивного наблюдателя. Она целеустремленно работает и над совершенствованием структуры своего товарного предложения принципов сбыта, активно воздействуя на окружающую обстановку. Задача руководства сводится к организации перспективного планирования. Роль компании в формировании собственного товарного ассортимента во многом зависит от характера ее деятельности и ряда обстоятельств.
Разнообразие факторов, под влиянием которых складывается структура ассортимента продукции, предлагаемой производителем товаров промышленного назначения своим покупателям, придает особое значение тщательной разработке руководством принципов планирования и товарной политики компании. Товарная политика позволит не только организованно обновлять товарный ассортимент путем включения в номенклатуру новых изделий, органично вписывающихся в рамки привычной деятельности компании, но и будет служить руководству в качестве своего рода указателя общего направления действий при корректировке ситуаций, которые в противном случае могут привести к подрыву прибыльности производства в будущем. «Трезвую» товарную политику следует продумывать на несколько лет вперед, поскольку между моментом принятия решения о разработке перспективной идеи и моментом, когда вновь созданный товар начнет приносить компании прибыль, может пройти не один год. И действительно, ни в одной другой сфере делового управления нет столь длительного временного разрыва между выдачей разрешения на изучение новой идеи в ограниченных масштабах достижением конечной цели — организации прибыльного производства и сбыта нового товара. С финансовой точки зрения положение усугубляется еще и тем, что на протяжении всех этих лет приходится только тратить, ничего не получая взамен.
Исследовав принципы
формирования ассортиментной политики
можно сделать вывод о том,
что использование
1.3. Методы анализа ассортиментной политики
Доминирование роли маркетинга
в ассортиментной политике предприятия
очевидно, т.к. ответы на вопросы об
управлении ассортиментом находятся
именно в рамках теории маркетинга,
а не товароведения или
Принятие правильного решения
о формировании и управлении ассортиментом
фирмы позволит обеспечить ее конкурентоспособность.
Обеспечение
Для принятия эффективного решения о формировании товарного ассортимента рекомендуется проводить маркетинговое исследование внешней и внутренней среды предприятия. Маркетинговое исследование – сложный, и иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени и связанный со всеми этапами маркетинга (8, с. 19).
Изучая различные
способы образования или
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сущности и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента (таблица 1.3.1).
Номенклатура
свойств и показателей
Свойства |
Показатели |
Расчет показателей |
Широта Ш: Действительная Базовая |
Показатели широты Ш: Действительный Шд Базовый Шб Коэффициент широты Кш |
Шд = д Шб = б
Кш = (Шд/ Шб)*100% |
Полнота П: Действительная Базовая |
Показатель полноты П: Действительный Пд Базовый Пб Коэффициент полноты Кп |
Пд = д Пб = б Кп=(Пд/Пб)*100% |
Широта ассортимента – это
общее количество видов,
Это свойство характеризуется
двумя абсолютными показателями
– действительной и базовой широтой,
а также относительным показате
Действительная широта
(Шд) – фактическое количество
видов, разновидностей и
Базовая широта (Шб) – широта принятая, за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и тому подобное), или максимально возможное. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Полнота ассортимента – это такая способность набора товаров однородной группы, при которой удовлетворяются одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Действительный показатель
Наибольшее значение
Гармоничность ассортимента – это свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения реализации, или использования. (24, с. 56-64).
Одним из основных и наиболее
часто применяемых методов
Создание анкеты сложный исследовательский процесс, включающий
постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку генеральной совокупности и выборки из нее, определение способа анкетирования и так далее. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, то есть регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма – письменная метод (саморегистрации), когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ).
Обычно анкета имеет форму таблицы с напечатанными вопросами и свободным местом для ответа. Традиционная схема включает три блока:
– введение – цель опроса, сведения об опрашивающих: название характеристика, адрес, гарантия анонимности опроса и доверительность ответов;
– перечень вопросов, характеризующих предмет опроса – основная часть; – сведения о респондентах – реквизитная часть, или паспортичка.
Во введении (преамбуле) в краткой форме сообщается о том, кто и зачем проводит исследование, о фирме, ее репутации целях, которое преследует данное исследование. Введение дает информацию по заполнению анкеты и ее возврату. Здесь же выражается благодарность за время, любезно уделенное респондентом исследователю.