Анализ ассортиментной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ ассортиментной политики ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» (КИСМ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия.
2. Провести анализ ассортиментной политики ОАО «КИСМ»;
3. Разработать рекомендаций, направленные на рациональное формирование ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия
1.1. Основные цели, задачи и назначение ассортиментной политики
1.2.Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия
1.3.Методы анализа ассортиментной политики
2. Анализ и оценка ассортиментной политики ОАО «КИСМ»
2.1. Общая характеристика деятельности
2.2. Анализ ассортиментной политики ОАО «КИСМ»
3. Разработка рекомендаций, направленных на рациональное формирование ассортиментной политики
3.1. Рекомендации по оптимизации ассортимента
3.2.Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ ассортиментной политики.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

23 ноября 1998 года на  специальном ежегодном симпозиуме  ОАО «КИСМ» вручена в качестве  награды «Международная Платиновая  Звезда за Мастерство и качество».

Организационная структура  управления предприятием – линейно-функциональная.

Высшим органом управления Общества является Совет директоров ОАО «КамАЗ». Текущее руководство  деятельностью ОАО «КИСМ» осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором, в линейном подчинении у которого первый заместитель генерального директора, коммерческий директор, директор инструментального производства и директор производства «СпецМаш».

В подчинении директоров производств находятся цеха основного производства. В подчинении коммерческого директора находятся  отдел маркетинга и планирования, отдел материально-технического снабжения, отдел коммерции и продаж, отдел обеспечения покупным инструментом.

Также генеральному директору подчиняются главный инженер, заместитель генерального директора по качеству, заместитель генерального директора по экономике и финансам, заместитель генерального директора по социально-кадровым вопросам, заместитель генерального директора по строительству и транспорту, которые, в свою очередь, руководят службами, находящимися в их подчинении.

Основными потребителями  товаров, производимых ОАО «КИСМ», являются:

В городе Набережные Челны: АО «Челны-Хлеб», Горжилстой, Мясокомбинат, Челныводоканал, Полигон ТБО, НПО Полимер, Горжилуправление, ООО «КОМ», СП «Астейс», Челныпромагрегат.

По республике Татарстан: ТЭЦ, ЕлАЗ, Нижнекамскшина, Казанский  завод искусственных кож, АО Татнефть, Казань ГАРО, Казань КМПО, Торговый дом  Татарстана, Нижнекамскнефтехим, ПСК  «Татарстан», ОАО «Алнас», УГПС МВД РТ, Казанский международный аэропорт.

По Российской Федерации: Подольский аккумуляторный завод, фирма  «Лазертерн» г. Москва, Заволжский моторный завод, фирма «Коммаш» г. Мценск, фирма  «Североникель» г. Мончегорск, Волжский трубный завод, ВАЗ, АО «Балаковорезинотехника», Тутаевский моторный завод, Уральский автозавод, Рязанский завод автоагрегатов, Ульяновский автомобильный завод, АЗЛК, Серовский трубный завод, Первоуральский трубный завод, Волгоградский тракторный завод, ЗИЛ, Павловский автобусный завод, Чебоксарский автоагрегатный завод, АО «Металлорукав».

По СНГ: НТЦ «Металл» г. Баку, Минский тракторный завод, Борисовский  завод автотракторного оборудования, Минский автомобильный завод, Мелитопольский моторный завод, ЗАЗ.

 

 

2. 2 Анализ ассортиментной политики ОАО «КИСМ»

          Для того чтобы проанализировать  работу на предприятии с ассортиментом,  рассмотрим количество наименований  продукции, выпускаемой в течение  года, количество вновь освоенной  продукции.

На сегодняшний день ОАО «КИСМ» специализируется на выпуске широкой номенклатуры металлорежущего, измерительного, вспомогательного инструмента, пневмоинструмента, пресс – форм, приспособлений, специального технологического оборудования, моечно – сушильных агрегатов, испытательных стендов, специальных металлорежущих станков и запасных частей к оборудованию, спецтехники, деталей и запасных частей к автомобилям КАМАЗ (в том числе гидроусилители руля, водяные насосы, планетарные редукторы и др.).

В 2003 году заводу удалось  выиграть два тендера МЧС России и поставить данному заказчику более 40 пожарных машин. Всего же на заводе освоено производство четырех модификаций этой техники. Также завод начал возрождать номенклатуру станкостроения в части изготовления новых, модернизации действующих станков и оборудования, капитальный ремонт станочного парка заводов компании, а также сторонних заказчиков.

Как было уже написано про выпускаемую продукцию ОАО  «КИСМ»  ее можно объединить в  номенклатурные группы. Таким образом  можно выделить 8 укрупненных направлений: детали 802 макета (детали и узлы автомобиля КАМАЗ); изделия промышленной электроники к автомобилям; инструмент и оснастка; запасные части к технологическому оборудованию; работы промышленного характера; станкостроение; спец.надстройки; детали МПС.

Каждое из направлений  характеризуется особенностью своих  технологических процессов. Практически  в каждом направлении представлены как камазовские, так и сторонние  потребители. Исключение составляют детали 802 макета, поставляются только на КАМАЗ и детали МПС, сторонний заказчик. Эти группы характеризуются монопольным положением потребителей. Каждая из групп занимает определенную долю в объеме выпускаемой товарной продукции, обладает своими темпами роста и рентабельностью.

По объемам производства номенклатуру можно проранжировать следующим образом (таблица 2.2.1).

 

                                                                                                      Таблица 2.2.1

Доля в общем  объеме реализации ассортиментных групп  АОА

«КИСМ»

Наименование групп

Доля в общем объеме реализации

1

802 макет

48,1%

2

Инструмент и оснастка

24,3%

3

Работы промышленного  характера

7,1%

4

Спецтехника

5,5%

5

Изделия промышленной электроники

4,1%

6

Детали МПС

3,9%

7

Станкостроение

3,5%

8

Запчасти к технологическому оборудованию

3,4%


 

Как видно, около половины объемов продукции составляют детали и узлы к автомобилям КАМАЗ (802 макет), поставляемые на конвейер и  запасные части. Хотя данная номенклатура не является профильной для предприятия, согласно техническому проекту. Развитие данной номенклатуры было вызвано отсутствием заказов на другие виды продукции или их сокращением, особенно в середине 90-х, когда ОАО «КАМАЗ» было на гране остановки, и ни о каком развитии не было речи. Сегодня эта ситуация постепенно меняется. КАМАЗ разрабатывает и внедряет новые модели автомобилей, которые требуют подготовки производства, изготовления оснастки и инструмента, модернизации и ремонта оборудования. То есть профильной для завода номенклатуры.

Для того чтобы выявить лидеров и аутсайдеров этих групп, проанализировать перспективы их развития и сделать выводы о их стратегических направлениях был проведен БКГ анализ.

  В качестве критериев  при построении матрицы БКГ  анализа рассматривались темпы  роста рынка (объем продаж) и относительная доля рынка (таблица 2.2.2).

Темпы роста рынка  характеризуют изменения объемов  реализации, которые были определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый  период (2006-20007гг.) (таблица 2.2.2.). Индекс темпа роста по каждому виду продукции определялся как отношение объема реализации продукции за 2007г. (текущий показатель) к объему ее реализации за 2006г. ( предыдущий год) и был  выражен в коэффициентах роста.

 Например, темп роста  рынка для продукции № 1 составляет 1,2 (таблица 2.2.4.).

                                                                                                              Таблица 2.2.2

Характеристика  продуктового портфеля ОАО «КИСМ»

№ продукта

Наименование групп  продукции

Объем реализации, тыс. ДЕ

2006 г.

2007 г.

1

802 макет

392038

469994

2

Изделия промышленной электроники

17403

40237

3

Инструмент и оснастка

213288

237558

4

Запчасти к технологическому оборудованию

51246

33034

5

Работы промышленного  характера

94836

69504

6

Станкостроение

26006

34551

7

Спецтехника

60992

53608

8

Детали МПС

0

37701

9

Электросиловые установки

201672

403 028


      

        С целью  определения относительной доли  рынка по каждому наименованию  продукции был проведен экспертный  опрос. В данном случае   относительная доля рынка была  определена путем экспертного  опроса, т.к. информация об объеме  реализации аналогичной продукции  конкурирующих фирм является коммерческой тайной. В состав экспертной группы вошли представители следующих должностей: начальник отдела маркетинга и договоров Мугерман Р.Б.; заместитель начальника отдела маркетинга и договоров Макарушин С.П.; руководитель проекта «Спецтехника» Панкратоав А.С.; начальник инструментального производства Зорин А.В.; начальник производства «Спецмаш» Богатырев М.А.; заместитель директора департамента ремонта и обслуживания технологического оборудования Крапивин И.С.; главный специалист по стратегическому развитию Аршинов В.В.

       В  ходе проведения экспертного  опроса  была определенна относительная  доля рынка по всем товарным  группам выпускаемой продукции  (таблица 2.2.3).

                                                                                                                      Таблица 2.2.3

Относительная доля рынка ассортиментных групп  ОАО «КИСМ»

№ продукта

Наименование продукции

Относительная доля рынка

1

802 макет

1,95

2

Изделия промышленной электроники

1,05

3

Инструмент и оснастка

1,2

4

Запчасти к технологическому оборудованию

0,2

5

Работы промышленного  характера

0,75

6

Станкостроение

0,27

7

Спецтехника

1,1

8

Детали МПС

0,7

9

Электросиловые установки

1,62


                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Таблица 2.2.4

Исходные данные для построения матрицы БКГ

Показатель

Номер продукта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Относительная доля рынка

1,95

1,05

1,2

0,2

0,75

0,27

1,1

0,7

1,62

Темпы роста рынка

1,2

1,3

1,11

0,64

0,73

1,33

0,88

2

1,98

Доля продукции в  общем объеме реализации,%

48,1

4,1

24,3

3,4

7,1

3,5

5,5

3,9

41,3


 

В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции были применены:

-  средний индекс  темпов роста рынка, равный  среднему значению показателей  темпов роста рынка по отдельным  продуктам;

- относительная доля  рынка – средняя величина в  диапазоне от минимального до  максимального значения;

-  диаметр круга для изображения был выбран пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации;

На основе исходных данных  была построена матрица БКГ по номенклатуре ОАО «КИСМ» (рис. 2.2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РР


 

2,16


                                                              8                                 9

1,98                    


 

1,8                         «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»              «ЗВЕЗДЫ»


 

1,62


 

1,44                                             


                                 6                          2 2                                           


1,26                                                                              3                        


                          1


1,08                                                          


                                                                       7                       


0,9                                               5                                                                        


                             4              

0,72                 


 

0,54           


                                           «СОБАКИ» «ДОЙНЫЕ КОРОВЫ»

0,36


 

0,18



     0   0,15   0,3   0,45   0,6   0,75   0,9   1,05  1,2   1,35   1,5   1,65   1,8   1,95     2,1   2,25   2,4

    ОДР

Рис 2.2.1. Матрица  БКГ по номенклатуре ОАО «КИСМ»

 

        Как видно из матрицы анализа,  товарная номенклатура распределилась  по 4 зонам, рассмотрим это распределение:

       «Дойные  коровы». В эту зону попал только «802 макет», то есть детали поставляемые на основной конвейер ОАО «КАМАЗ». Эта группа характеризуется довольно высокой динамикой роста и самой большой долей в объеме выпуска ТП. Можно предположить, что она является основным источником финансирования роста и развития других товарных групп.

Информация о работе Анализ ассортиментной политики