Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа
Планирование маркетинга все шире применяется многими предприятиями в РБ, хотя и встречает немало противников. Известны случаи, когда предприятия, взяв на вооружение этот мощный инструмент рыночного хозяйства, впоследствии отказывались от него. Таким фактам есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что система планирования вообще и стратегического в частности, не подлежит слепому копированию, что наблюдалось в большинстве случае. У любого предприятия есть индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, ценностями, технологией, кадровым, научным потенциалом и т.п.
Из таблицы 3.2 видно, что в 2010 году предприятием произведено:
Рисунок 3.1 – Структура производства продукции растениеводства в 2010 году, %
Наибольший удельный вес в товарной продукции растениеводства в 2010 году занимали: зерно (33,8%),овощи открытого грунта (19,8 %), картофель (18,2%).
Рисунок 3.2 – Структура производства продукции животноводства в 2010 году, %
Наибольший удельный вес в товарной продукции животноводства в 2010 году занимали: молоко цельное (73,85%), КРС в живом весе (24,8 %). Другая продукция производилась на незначительные суммы.
В общем предприятие в 2010 году произвело продукции на сумму 5892 млн.руб, что на 0,8 % больше чем в 2009 году.
Таблица 3.3 – Баланс продукции растениеводства за 2010 год, т
Показатели |
Зерновые |
Картофель |
Маслосемена рапса |
Сахарная свекла |
Овощи |
Наличие на начало года |
1152 |
697 |
2 |
0 |
355 |
Приход, всего |
14758 |
2520 |
1635 |
2900 |
2200 |
В т.ч: произведено |
14758 |
2520 |
1635 |
2900 |
2200 |
Расход, всего |
13783 |
2347 |
1509 |
2500,3 |
1806 |
В т.ч: Продано |
9150 |
1200 |
1500 |
2200 |
1300 |
На корм скоту и птице |
2540 |
667 |
- |
- |
100 |
На семена |
790 |
420 |
9 |
0,3 |
1 |
Прочие расходы на хозяйственные нужды |
980 |
- |
- |
300 |
372 |
Наличие на конец года |
2227 |
930 |
128 |
399,7 |
780 |
Таблица 3.4 – Баланс продукции животноводства за 2010 год
Виды и группы жив-х |
На начало года |
Приход |
Расход |
Среднегодовое поголовье |
Наличие на конец года | ||||||
Реализация на мясо |
Продажа населению | ||||||||||
гол |
Жив. вес |
гол |
Живвес |
гол |
Жив.вес |
гол |
Жив.вес |
гол |
Жив.вес | ||
КРС, в т.ч: |
4416 |
1839 |
5012 |
1402 |
946 |
465 |
27 |
10 |
4512 |
4459 |
1870,6 |
коровы |
1712 |
923 |
572 |
294 |
1712 |
466 |
233 | ||||
Нетели |
436 |
230 |
850 |
433 |
439 |
795 |
337,6 | ||||
Телки 1-2 года |
962 |
395 |
710 |
285 |
27 |
10 |
536 |
584 |
135 | ||
Молодняк на откорме |
1080 |
168 |
420 |
74 |
235 |
213 |
663 |
||||
Взрослый скот на откорме |
226 |
123 |
485 |
267 |
711 |
548 |
Ценообразование на продукты питания в Республике Беларусь всегда находятся в поле внимания государственных органов управления. Цены на продукцию животноводства устанавливаются в соответствии с действующими в республике нормативными документами исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства и определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.
Себестоимость основных видов продукции за последние три года возрастает по всем видам продукции - это можно заметить из таблицы 3.5.
Таблица 3.5 – Себестоимость основных видов продукции, тыс. руб./т
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г., %; |
Зерно |
241 |
272 |
322 |
133,6 |
Рапс |
420 |
390 |
531 |
126,4 |
Картофель |
226 |
294 |
522 |
230,9 |
Овощи открытого грунта |
271 |
260 |
441 |
162,7 |
Молоко |
642 |
696 |
735 |
114,5 |
Прирост ж.м. КРС |
7410 |
8412 |
9367 |
126,4 |
Таким образом, в 2010 году по сравнению с 2008 годом себестоимость основных видов продукции увеличилась по всем показателям. По зерну – на 33,6%, по рапсу – на 26,4%, по овощам – на 62,7%, по молоку – на 14,5%, прирост живой массы КРС – 26,4%.
Расчет производственных издержек на 2010 год рассчитан по следующим статьям затрат: сырье и основные материалы, транспортно-заготовительные расходы, вспомогательные материалы, топливно-энергетические ресурсы, основная заработная плата, начисления на заработную плату, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.
Производство и себестоимость продукции растениеводства за 2010 год представлено в приложении В.
Цена является одним из элементов комплекса маркетинга. В таблице 3.6 рассмотрим калькуляцию цен продукцию предприятия.
Таблица 3.6 – Калькуляция цены на продукцию за 2010 год, млн.руб
Статьи затрат |
Зерновые и зернобобовые |
Карто-фель |
Рапс |
Овощи открытого грунта |
Овощи защищенного грунта |
Затраты всего млн.руб, в т.ч.: |
1503 |
950 |
330 |
617 |
16 |
Оплата труда с начислениями |
174 |
79 |
25 |
119 |
7 |
Семена |
132 |
144 |
8 |
129 |
1 |
Продолжение таблицы 3.6 | |||||
Удобрения и средства защиты растений |
498 |
225 |
159 |
100 |
1 |
Затраты по содержанию основных средств |
139 |
60 |
19 |
67 |
2 |
Работы и услуги |
94 |
68 |
18 |
62 |
1 |
Стоимость ГСМ на техн.цели |
228 |
63 |
72 |
35 |
1 |
Стоимость энергоресурсов |
15 |
13 |
1 |
11 |
1 |
Затраты по организации производства и управлению |
103 |
135 |
15 |
36 |
1 |
Прочие |
120 |
163 |
13 |
58 |
1 |
Больший процент затрат 33,3 % при выращивании зерновых и зернобобовых, а также 48,1 % при выращивании рапса приходится на покупку удобрений и средств защиты растений.
Рисунок 3.3 – Структура затрат,%
Более 44 % затрат приходится на выращивание зерновых и зернобобовых, 27,8 % - на выращивание картофеля, 18,1 % затрат приходится на выращивание овощей открытого грунта и лишь 0,5 % - затраты на овощи закрытого грунта.
Одним из важных аспектов действия рыночных факторов стали структурные сдвиги в системе реализации сельскохозяйственной продукции — уменьшение объемов продаж для государственных нужд и увеличение реализации по альтернативным, преимущественно рыночным каналам.
Централизованная система
В аграрной сфере Беларуси схема продвижения товара от производителя к потребителю в основном следующая: товаропроизводитель - заготовительные организации и перерабатывающие предприятия — посреднические торговые организации — потребитель.
Основными заготовительными организациями и предприятиями являются: заготовительные пункты, базы, хранилища, элеваторы, перерабатывающие предприятия. Важными каналами сбыта являются перерабатывающие предприятия. Государству принадлежит пока преобладающее количество промышленных предприятий по переработке зерна, сахарной свеклы, технических культур, молока, мяса, овощей и фруктов. Вместе с тем, если продукция животноводства поступает в основном на перерабатывающие предприятия, то продвижение продукции растениеводства, за исключением сахарной свеклы и технических культур, носит многоканальный характер. Картофель и овощи одновременно реализуются на заготовительные пункты, базы, перерабатывающие предприятия и через розничную торговлю. Сельскохозяйственная продукция, после ее доработки или переработки поступает на внутренний рынок (розничная Торговля, общепит и др.).
Производственная деятельность ОАО «Горецкое» ориентирована, в первую очередь, на выполнение плана поставок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды.
Таблица 3.7 – Объем и каналы сбыта продукции за 2010 год, млн. руб.
Продукция |
Реализация государству |
Населению |
ИП |
Др. организациям |
Итого |
Структура каналов реализации |
Зерновые и зернобобовые |
612 |
20 |
83 |
113 |
828 |
14,8 |
Овощи |
- |
15 |
- |
469 |
484 |
8,7 |
Картофель |
315 |
20 |
85 |
26 |
446 |
8,0 |
Рапс |
424 |
- |
- |
- |
424 |
7,6 |
Мясо |
850 |
5 |
- |
- |
855 |
15,3 |
Молоко |
2544 |
60 |
168 |
- |
2544 |
45,6 |
Итого |
4745 |
1,1 |
3,0 |
608 |
5581 |
100,0 |
Рисунок 3.4- Структура реализации продукции по каналам реализации за 2010 год
Наибольший удельный вес в выручке от реализации продукции по каналам сбыта в 2010г. составляет реализация для государственных нужд 85,0%. Почти 10,9 % продукции сбывается другим организациям. Сбыт продукции населению и индивидуальным предпринимателям – 0,02% и 0,05 % от общей выручки продукции, которая составила в итоге за 2010 год 5581 млн.руб.
Для реализации продукции собственного производства, а именно овощей, плодов и ягод ОАО «Горецкое» имеет три фирменных магазина общей площадью 181 м2.
Фирменные магазины ОАО «Горецкое» размещены в различных районах г. Горки:
Все фирменные магазины ОАО «Горецкое» (за исключением магазина №2) расположены в специально оборудованных отдельно стоящих зданиях, что обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любого жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются хозяйственные дворы магазинов от жилых домов. Фирменный магазин №2 (встроенный) размещён на первом этаже конторы предприятия.
Основные экономические показатели деятельности трех фирменных магазинов за период 2009-2010 гг. представлены в таблице 3.9
Таблица 3.9 – Экономические показатели деятельности фирменной торговли ОАО «Горецкое» за период 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 2009 г. |
Количество единиц |
3 |
3 |
100,0 |
в т. ч. имеющих статус юридического лица |
3 |
3 |
100,0 |
Торговая площадь, кв.м |
166 |
181 |
109,0 |
Розничный товарооборот, млн.руб. |
234,4 |
356,2 |
151,9 |
Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. |
-45,3 |
-36,0 |
79,4 |
Затраты на реализацию, млн.руб. |
79,8 |
98,0 |
122,8 |
Рентабельность, % |
-56,7 |
-36,7 |
+20,0 п.п. |
Отношение прибыли от реализации к РТО, % |
-21,8 |
-10,1 |
46,3 |
Отношение прибыли от реализации к затратам на производство и реализацию продукции, % |
-56,7 |
-36,7 |
64,7 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
4 |
5 |
125,0 |
Продажа товаров собственного производства в РТО, % |
64,0 |
90,0 |
140,6 |
По данным таблицы 3.9 видно, что в связи с ростом товарооборота на 121,8 млн. руб. убыточность снизилась на 9,3 млн. рублей, а рентабельность возросла на 20 пункто-процентов.
Информация о работе Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности