Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать конкурентную среду предприятия ЗАО МПФ «Эверест»
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентной среды организации и пути её формирования
изучить конкурентную среду предприятия и сделать вывод о его конкурентоспособности (на примере ЗАО НПФ «Эверест»)
определить основные направления повышения устойчивости предприятия ЗАО НПФ «Эверест» в конкурентной среде.
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты конкурентной среды предприятия 6
1.1 Конкуренция и её роль в рыночной деятельности предприятия 6
1.2 Понятие конкурентной среды предприятия 14
1.3 Пути формирование конкурентного преимущества 23
Выводы по главе I 29
Глава II. Конкурентная среда предприятия в контексте его рыночной деятельности (на примере ЗАО НПФ «Эверест») 32
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Правовое обеспечение деятельности предприятия 38
2.3 Анализ рынка предприятия 40
2.4 Исследование конкурентной среды предприятия 45
Выводы по главе II 60
Глава III Основные направления повышения устойчивости предприятия в конкурентной среде (на примере НПФ “Эверест”) 62
3.1 Мероприятия по росту устойчивости НПФ «Эверест» в конкурентной среде 62
3.2 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности НПФ «Эверест» (по результатам оценки конкурентной среды предприятия) 65
3.3 Компьютерное обеспечение проекта 68
Выводы по главе III. 71
Заключение 72
Источники и литература 75
Приложения 81
В обязанности технического директора входит логистика, продажи, работа с рекламациями, закупка, сборка и ремонт.
Компания «Эверест» имеет налаженные и стабильные каналы поставок, но предпочитает работать через компании - дистрибьюторы, но не исключает и прямого сотрудничества с поставщиками. Это позволяет компании сократить часть расходов на логистику, так как они распределяются между компанией - дистрибьютором и компанией – заказчиком. Основными компаниями производителями с которыми сотрудничает фирма «Эверест» являются: бренд-нейт, аквариус, апсен, тошиба, део и другие. При выборе компании – производителя фирма опирается на два основных критерия: 1- это предпочтение клиентов и 2 – предпочтения самой компании.
Основными компаниями – дистрибьюторами являются: Осс, депо-компьютерс, сетевая лаборатория и другие.
Большая доля клиентов компании приходится на корпоративных клиентов. Основными из них являются: фольцваген, книитму, кзта, калугапутьмаш, русславбанк, горуправа, государственный пенсионный фонд.
2.2 Правовое обеспечение деятельности предприятия
Рассматривая маркетинговую систему через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, которое регламентирует составляющие его элементы(товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации.) В частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; знание правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределения оформляется самостоятельным хозяйственно – правовым договором(например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения. договор комиссии, агентский договор и. т. д.); знание правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.
Деятельность НПФ «Эверест» регулируется, в первую очередь, законодательством Российской Федерации, таким, как: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, который содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товаров, типов потребителей, сферы предпринимательства; Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью, и т.д.
Помимо ГК РФ важнейшим звеном в
системе правового
№ 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лицензие» и другие.
Так же деятельность фирмы
опирается на подзаконные акты –
указы Президента РФ, постановления
Правительства, акты министерств и
иных федеральных органов
В ряду подзаконных нормативных актов, опосредствующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:
Научно производственная фирма «Эверест» разрабатывает и издает специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения. определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности фирма действует на основе Устава. В Уставе определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержатся другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Руководители предприятия несут персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
2.3 Анализ рынка предприятия
Анализ делового окружения предприятия – важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков и используется для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта.
Контроль за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволяет фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке, кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Стратегия основных конкурентов анализируется для оценки их сильных и слабых сторон, чтобы выработать стратегические альтернативы фирмы и определить наиболее вероятные ответные действия конкурентов на стратегические маневры фирмы.
Конкурентами НПФ «Эверест» являются такие фирмы города Калуги как: ООО«Олерон», ЗАО«Камин Плюс», ООО «upgrade», ООО«ferrum», ОАО«Пи 8» и другие. Конкуренция на компьютерном рынке города Калуги очень высока. Сегодня в этой сфере действует огромное количество организаций. Большинство фирм в данной сфере не имеют большого штата персонала. Это связано с особенностями компьютерного бизнеса, заключающимися в том, что создавать крупную специализированную фирму со штатом специалистов обычно неэффективно и непроизводительно. Часть людей будет простаивать. В этой сфере лучше выживают небольшие мобильные структуры, которые при увеличении количества заказов или масштабных проектах могут просто нанять дополнительных специалистов со стороны.
Рынок программного обеспечения характеризует то, что несмотря на присутствие серьёзных компаний, которые поставляют качественные решения, в целом уровень программных решений остаётся достаточно невысоким. Но на данный момент уровень автоматизации поднимается, используются достаточно современные операционные системы - SQL, Unix и т.д. Здесь важен потребитель. Часто нет движения навстречу автоматизаторам. Автоматизаторы, консультанты говорят: "менеджмент, обучение, управление финансами, товарными потоками", в ответ же слышится: "кредиты, дайте гарантии, защитите от внешних конкурентов, государство нами не занимается". Но государство и не должно плотно заниматься частным предпринимателем, оно должно поставить ему некие рамки, чтобы он в них работал. Государство скорее даст льготы иностранным компаниям, чем отечественным, так что милости от него ждать бесполезно. Поэтому надо повышать эффективность бизнеса - а она достигается только исходя из выделения средств на планирование и управление, которые в свою очередь невозможны без нормальной автоматизации.
Основные направления развития софта последних лет были связаны с автоматизацией бухгалтерии. Особенно активно на рынке бухгалтерских программ для торговли выступили компании "1C" и "Интеллект-Сервис". На какое-то время основная деловая активность переместилась с автоматизации больших торговых предприятий на малые. Это было вызвано различного рода государственными шагами, которые обязывали торговые предприятия заводить соответствующие средства фиксации своей деятельности и соответственно требовали бухгалтерской отчётности.
Если брать в целом
последние годы, то можно отметить
следующее: на рынке выделились явные
лидеры среди фирм-разработчиков, которые
начали осваивать индустриальные методы
разработки и продвижения деловых программ
Можно добавить - более активный выход на российский рынок западных разработчиков. Интеграцию российских фирм - системных интеграторов с западными разработчиками для продвижения систем управления производством.
Компьютерный рынок постоянно развивается, поэтому фирмам этой сферы свойственно мобильность и постоянное развитие. Исследования показали, что вследствие того, что последние годы проходила глобальная компьютеризация населения, сейчас персональный компьютер есть практически в каждом доме и на каждом рабочем месте. Поэтому сейчас покупка компьютера, в основном, производится в момент поломки или морального устаревания старого. Так же, следует отметить, что спрос на стационарные компьютеры в последние годы значительно снизился(в среднем на 60%), а на ноутбуки, напротив значительно вырос; на струйные принтеры спрос так же значительно снизился(на 70%), зато возрос на недорогие лазерные принтеры. Это обусловлено несколькими факторами, но в первую очередь развитием и усовершенствованиям ноутбуков, который теперь уже стал полноценным заменителем стационарного компьютера. В связи с этим, многие компьютерные фирмы, как например «Эверест», делают большой упор в своей деятельности на сервис, высокотехнологические решения и консультационное обслуживание. Но это влечет за собой обязательное условие, а именно, постоянное обучение персонала, так как компьютерные технологии развиваются очень стремительно.
Динамика развития российского рынка ПК (данные фирмы Dataquest):
Год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Продажи ПК (тыс. шт.) |
377 |
660 |
991 |
1337 |
1671 |
1923 |
2230 |
Прирост |
75% |
50% |
35% |
25% |
15% |
16% |
15% |
В таблице хорошо видно снижение прироста, что показывает нам отрицательную динамику в этой области.
Исследование показало, что в конце 2008 года из-за нестабильной экономической обстановки уровень продаж значительно снизился, но при этом спрос на сервисное обслуживание наоборот возрос(например, компания «Эверест» проводила обслуживание ЕГЭ), что позволило многим компаниям противостоять кризису.
После того как, условно говоря, очерчены внешние контуры рынка ПО, вполне логично рассмотреть его собственную внутреннюю структуру. Другими словами, вопрос состоит в следующем: какие именно программные продукты и в каких объемах предлагаются на рынке. Соответствующие данные приведены в Таблице:
Типы программных продуктов |
% предложений |
Прикладные программы |
44,42% |
Компакт-диски с записями ПО |
13,47% |
Базы данных |
12,21% |
Средства разработки |
5,47% |
СУБД |
5,26% |
Сетевое ПО |
5,05% |
Операционные системы |
4,42% |
ПО фирм |
4,21% |
Учебные пособия |
1,89% |
САПР |
1,26% |
Служебные программы |
1,26% |
Комплексные решения |
0,63% |
Разработка ПО под заказ |
0,42% |
Как видим, прикладные программы лидируют с большим отрывом - они предлагаются почти в 5 раз больше, чем остальные. Интересна и тенденция постепенного насыщения рынка компакт-дисками с различными записями, начиная от собственно программного обеспечения до видеофильмов на DVD.
2.4 Исследование конкурентной среды предприятия.
Конкурентоспособность предприятия – это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности. Конкурентоспособность фирмы во многом определяется ее умением адаптироваться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как технология, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации, что характеризует конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристиках, определяющих успех предприятия на рынке.