Анализ конкурентной среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать конкурентную среду предприятия ЗАО МПФ «Эверест»
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентной среды организации и пути её формирования
изучить конкурентную среду предприятия и сделать вывод о его конкурентоспособности (на примере ЗАО НПФ «Эверест»)
определить основные направления повышения устойчивости предприятия ЗАО НПФ «Эверест» в конкурентной среде.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты конкурентной среды предприятия 6
1.1 Конкуренция и её роль в рыночной деятельности предприятия 6
1.2 Понятие конкурентной среды предприятия 14
1.3 Пути формирование конкурентного преимущества 23
Выводы по главе I 29

Глава II. Конкурентная среда предприятия в контексте его рыночной деятельности (на примере ЗАО НПФ «Эверест») 32
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Правовое обеспечение деятельности предприятия 38
2.3 Анализ рынка предприятия 40
2.4 Исследование конкурентной среды предприятия 45
Выводы по главе II 60

Глава III Основные направления повышения устойчивости предприятия в конкурентной среде (на примере НПФ “Эверест”) 62
3.1 Мероприятия по росту устойчивости НПФ «Эверест» в конкурентной среде 62
3.2 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности НПФ «Эверест» (по результатам оценки конкурентной среды предприятия) 65
3.3 Компьютерное обеспечение проекта 68
Выводы по главе III. 71
Заключение 72
Источники и литература 75
Приложения 81

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентной среды предприятия.doc

— 802.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы определить конкурентоспособность  фирмы на компьютерном рынке проведем исследование конкурентной среды предприятия. Основными конкурентами ЗАО «Эверест» на данный момент можно назвать следующие предприятия, представленные в таблице:

Основные конкуренты ЗАО НПФ «Эверест»

 
Название

Адрес

Приблизительная доля рынка

в %

ЗАО  «Эверест»

ул. Суворова, д. 46

17

ООО «Олерон»

ул. Социалистическая, д. 12

22

ЗАО «Камин Плюс»

ул. Суворова, д.144,

11

ООО «upgrade»

ул. Театральная, д. 6 А

24

ООО «ferrum»

ул. Достоевского, д. 22

10

ОАО «Пи 8»

ул. Герцена, д. 31

11

Прочие

-

5

ИТОГО:

 

100


 

 Исходя из данной  таблицы, мы видим, что самая  большая доля рынка приходится  на компании «upgrade»(24%) и «Олерон»(22%). Далее идёт фирма «Эверест»(17%), которая занимает одно из трех лидирующих позиций на рынке. Затем идут компании «Камин Плюс»(11%), «Пи 8»(11%) и «ferrum»(10%). Они занимают меньшую долю рынка за счет своей узконаправленной деятельности.

 

Один из важнейших  факторов конкурентоспособности компании — ее рекламная деятельность. Рассмотрим затраты на рекламу НПФ «Эверест»  и ее конкурентов.

 

Затраты на розничную  рекламу компании «Эверест»

Каналы рекламы

2007 г.

2008 г.

2009 г.

т. руб.

%

т. руб.

%

т. руб.

%

PR-реклама, в том числе:

53.2

32.5

59.5

36.1

21.2

24.1

   спонсорство

8.4

5.2

11.9

7.3

0,0

0

   событийный маркетинг

21.5

13.1

22.4

13.6

9.8

11.2

  новостийные репортажи

23.3

14.2

25.2

15.2

11.4

12.9

Полиграфия

10.2

6.3

15.3

9.2

20.2

23.1

Реклама в СМИ, в том числе:

49.4

30.2

49.2

29.8

14.2

16.1

   телереклама

13.2

8.2

13,5

8.2

0.0

0

   радиореклама

16.8

10.2

15.5

9.4

5.9

6.7

   реклама в газетах

19.4

11.8

20.2

12.2

8.3

9.4

Реклама в местах продаж и наружная реклама

20.4

12.6

11.2

6.7

13.7

15.6

Напоминающая реклама

10.9

6.6

8.3

5.1

2.5

2.9

Интернет

19.1

11.8

21.5

13.1

15.9

18.2

ИТОГО

163.2

100

165.0

100

87.7

100


 

Из Таблицы  видно, что большая доля затрат на розничную  рекламу приходится на PR-рекламу (31%). Также основными статьями затрат являются затраты на Рекламу в  СМИ (25%), затраты на Интернет (14%), полиграфию (13%) и на наружную рекламу (12%). Причиной данной ситуации является достаточно широкий охват целевой аудитории и большой спектр методов воздействия на потенциальных покупателей. Сравнительно небольшая доля затрат на напоминающую рекламу (5%), что обосновано вспомогательным характером этих видов рекламной деятельности. Среднестатистическая структура распределения финансовых средств между медиа - каналами стабильна.

Общие затраты  на рекламу.

Фирма

ЗАО  «Эверест»

ООО «Олерон»

ЗАО «Камин Плюс»

год

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

затраты на рекламу (тыс.руб.)

163.2

165.0

87.7

345.4

344.9

267.0

295.1

298.7

230.1


Общие затраты  на рекламу (продолжение).

Фирма

ООО «upgrade»

ООО «ferrum»

ОАО «Пи 8»

год

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

затраты на рекламу

тыс.руб.

380.1

381.2

250.7

150.5

143.2

123.8

243.0

230.2

212.3


 

Исходя из таблицы  видно, что больше всего затрат на рекламу у компании «upgrade» (337тыс. руб.) и «Олерон» (319тыс. руб.), благодаря  чему эти компании имеют большую  долю известности на рынке. Далее  следуют компании «Камин Плюс» (275тыс. руб.) и «Пи8» (229тыс. руб.), что так же способствует известности компаний на рынке. И наконец, компания «Эверест» (139 тыс. руб.) и «ferrum» (138тыс. руб.), которые затрачивают на рекламу сравнительно не большие суммы, в следствие чего имеют меньшую известность на рынке, что является слабой стороной бизнеса.

 

Проведем анализ конкурентных сил в отрасли для ЗАО «Эверест»  по матрице Портера.

Потенциальные конкуренты имеют сильное воздействие, так  как существует сильная конкуренция  в отрасли.

Поставщики имеют слабое воздействие, так как компания сама производит услуги, которые занимаю  большую долю деятельности фирмы.

Продукты-заменители имеют  сильное воздействие, в связи  с тем, что возможно применение более  новых или дешевых технологий со стороны конкурентов.

Действующие в отрасли  конкуренты оказывают сильное воздействие, из-за того, что в отрасли существует сильная конкуренция и много  конкурентов в одной ценовой  нише.

 Покупатели оказывают  сильное воздействие, потому что,  могут предпочесть услуги конкурентов при определенных условиях.

Анализ сильных и  слабых сторон бизнеса приведен в таблице

 

 

 

 

 

 

 

Сильные и слабые стороны  бизнеса

№ п/п

 
  
Постановка вопроса 

Сильные стороны 

Слабые стороны

ЗАО «Эверест»

ООО «Олерон»

ЗАО «Камин Плюс»

ЗАО «Эверест»

ООО «Олерон»

ЗАО «Камин Плюс»

1

Режим работы

+

+

+

     

2

Месторасположение

+

 

+

 

+

 

3

Имидж

+

+

+

     

4

Дополнительные услуги

     

+

 

+

5

Качество продукта

+

+

+

     

6

Известность на рынке

 

+

+

+

   

7

Цели и формируемые стратегии

+

     

+

+

8

Степень проработанности каналов  сбыта 

+

+

+

     

9

Финансовое состояние фирмы 

+

+

+

     

10

Конкурентоспособность услуги в отношении  цен 

+

+

     

+

11

Качество планирования и управления

+

 

+

 

+

 

Сильные и слабые стороны  бизнеса (продолжение)

№ п/п

 
  
Постановка вопроса 

Сильные стороны 

Слабые стороны

ООО

«upgrade»

ОАО

 «Пи 8»

ООО

«ferrum»

ООО «upgrade»

ОАО

«Пи 8»

ООО

«ferrum»

1

Режим работы

 

+

+

+

   

2

Месторасположение

+

+

+

     

3

Имидж

+

+

     

+

4

Дополнительные услуги

 

+

 

+

 

+

5

Качество продукта

+

+

+

     

6

Известность на рынке

+

+

     

+

7

Цели и формируемые стратегии 

+

+

     

+

8

Степень проработанности каналов  сбыта 

+

 

+

 

+

+

9

Финансовое состояние фирмы 

+

+

+

     

10

Конкурентоспособность услуги в отношении цен

+

 

+

 

+

 

11

Качество планирования и управления

+

     

+

+


 

Как видно из таблицы, основными слабыми сторонами  НПФ «Эверест» по сравнению с  конкурентами являются недостаточность  дополнительных услуг и не очень  высокая известность на рынке.

 

Далее проанализируем конкурентоспособность  продукции предприятия.

Под конкурентоспособностью продукции предприятия понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать  сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров.2 В условиях внешнеэкономической деятельности предприятия конкурентоспособной считается продукция, идущая на экспорт в развитые страны по ценам мирового рынка. Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий конкретного рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов (как предприятий внутри страны, так и зарубежных фирм) невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий.

Уровни конкурентоспособности  предприятий можно определить по формуле:

где ai - весовой коэффициент показателей конкурентоспособности,

характеризующий их значимость в общей оценке конкурентоспособности  данных предприятий;

- оценка показателей конкурентоспособности  предприятия экспертом по бальной системе.

Произведем  расчет конкурентоспособности трех предприятий-аналогов города. По результатам  проведенной оценки три фирмы  города Благовещенска получили следующие  оценки в баллах (табл. 5).

При проведении оценки, в качестве экспертов выступали сотрудники ЗАО НПФ «Эверест». Как видно, из таблицы, наиболее высокий уровень конкурентоспособности получился у предприятия «upgrade», а наименьший — у «Олерон».

Таблица 5 - Балльная оценка единичных показателей

Показатели

«Олерон»

«upgrade»

«Эверест»

Качество управления

7,0

8,9

7,6

Качество услуг

7,7

9,2

7,5

Финансовое  состояние

8,1

9,3

8,1

Использование ресурсов

7,2

8,6

8,0

Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом

7,4

9,6

8,1

Долгосрочные  капвложения

7,0

9,1

7,8

Способность к  инновациям

7,9

9,5

8,3

Ответственность перед обществом и природой

8,3

8,5

8,1

Средний балл

7,58

9,09

7,94


 

Однако для  более точного анализа конкурентоспособности  предприятий необходимо учесть разное влияние на нее (различную значимость) каждого из рассматриваемых показателей.

Три фирмы были оценены экспертами. При этом были установлены ограничения максимальной оценки каждого показателя конкурентоспособности - 5 баллов, а сумма весомых коэффициентов  показателей конкурентоспособности  должна быть равна 1.

Полученные  результаты приведены в таблице 6.

 

 

 

 

Таблица 6 - Оценка показателей конкурентоспособности  с учетом весовых коэффициентов

Показатели

ai

«Олерон»

«upgrade»

«Эверест»

   

ai*

ai*

ai*

Качество управления

0,17

4

0,68

5

0,85

5

0,85

Качество услуг

0,15

3

0,45

4

0,60

4

0,60

Финансовое  состояние

0,14

3

0,42

4

0,56

4

0,56

Использование ресурсов

0,08

2

0,16

4

0,32

4

0,32

Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом

0,10

3

0,30

5

0,50

4

0,40

Долгосрочные  капвложения

0,07

2

0,14

4

0,28

4

0,28

Способность к  инновациям

0,17

4

0,68

5

0,85

4

0,68

Ответственность перед обществом и природой

0,12

3

0,36

5

0,60

4

0,48

Средний балл

1

-

3,19

-

4,56

-

4,17


 

ai - весомость каждого качества конкурентоспособности предприятия;

- оценка показателей  конкурентоспособности предприятия  экспертом по пяти бальной  системе.

Таким образом, из профилей конкурентов видно, что  предприятие «upgrade» превосходит  «Эверест»: качеством товаров, услуги; использованием ресурсов; ответственностью перед обществом.

Предприятие «Олерон»»  превосходит «Эверест» использованием ресурсов; долгосрочными капиталожениями; ответственностью перед обществом.

Информация о работе Анализ конкурентной среды предприятия