Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать конкурентную среду предприятия ЗАО МПФ «Эверест»
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентной среды организации и пути её формирования
изучить конкурентную среду предприятия и сделать вывод о его конкурентоспособности (на примере ЗАО НПФ «Эверест»)
определить основные направления повышения устойчивости предприятия ЗАО НПФ «Эверест» в конкурентной среде.
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты конкурентной среды предприятия 6
1.1 Конкуренция и её роль в рыночной деятельности предприятия 6
1.2 Понятие конкурентной среды предприятия 14
1.3 Пути формирование конкурентного преимущества 23
Выводы по главе I 29
Глава II. Конкурентная среда предприятия в контексте его рыночной деятельности (на примере ЗАО НПФ «Эверест») 32
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Правовое обеспечение деятельности предприятия 38
2.3 Анализ рынка предприятия 40
2.4 Исследование конкурентной среды предприятия 45
Выводы по главе II 60
Глава III Основные направления повышения устойчивости предприятия в конкурентной среде (на примере НПФ “Эверест”) 62
3.1 Мероприятия по росту устойчивости НПФ «Эверест» в конкурентной среде 62
3.2 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности НПФ «Эверест» (по результатам оценки конкурентной среды предприятия) 65
3.3 Компьютерное обеспечение проекта 68
Выводы по главе III. 71
Заключение 72
Источники и литература 75
Приложения 81
Таким образом, в дальнейшем НПФ «Эверест» следует серьезное внимание уделить четвертому и шестому показателям.
Далее произведем
оценку конкурентоспособности
Примерный перечень качеств персонала, их весомость приведены в таблице 7.
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:
,
где КП – уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;
i = 1,2, ..., n – количество экспертов;
j = 1,2,..., m – количество оцениваемых качеств персонала;
ai – весомость j-го качества персонала;
- оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;
5n - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * n экспертов).
Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:
1 балл - качество отсутствует;
2 балла - качество проявляется очень редко;
3 балла - качество проявляется не сильно и не слабо;
4 балла - качество проявляется слабо;
5 баллов - качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно.
Таблица 7 - Примерный перечень качеств персонала НПФ «Эверест» и их весомость
Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке) |
Весомость качеств персонала, ai |
Результаты
оценки качеств маркетолога | |
эксперт 1 |
эксперт 2 | ||
1. Конкурентоспособность
фирмы, в которой работает |
0,20 |
3 |
3 |
2. Наследственные конкурентные преимущества (умственные способности, физические данные, темперамент и т.д.) |
0,20 |
4 |
3 |
3. Деловые качества
(образование, специальные |
0,30 |
3 |
4 |
4. Интеллигентность, культура |
0,05 |
3 |
2 |
5. Коммуникабельность |
0,05 |
4 |
4 |
6. Организованность |
0,05 |
4 |
4 |
7. Возраст, здоровье |
0,15 |
3 |
3 |
Итого |
1,00 |
- |
- |
Подставив в формулу результаты экспертной оценки из таблицы 7, получим:
Кn = [0,20 * (3 + 3) + 0,20 * (4 + 3) + 0,30 * (3 + 4) + 0,05 * (3 + 2) + 0,05 * (4 + 4) + 0,05 * (4 + 4) + 0,15 * (3 + 3)] / (5 * 2) = 0,67.
Таким образом, персонал НПФ «Эверест» имеет среднюю конкурентоспособность. Для ее дальнейшего повышения ему следует повышать уровень своей культуры и укреплять здоровье.
Произведем оценку степени удовлетворенности клиентов работой НПФ «Эверест» и его основных конкурентов.
Предлагаемая методика оценки конкурентоспособности НПФ «Эверест» включает следующие этапы:
1. Анкетный опрос клиентов.
2. Определение степени удовлетворенности клиентов на основе обработки анкет оценки НПФ «Эверест».
3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности НПФ «Эверест».
Этап 1. Опрос клиентов. Он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложениях.
Этап 2. Выявление наиболее важных критериев и определение степени удовлетворенности клиентов. Результаты обработки полученных анкет сводятся в таблицу.
Этап 3. Выработка рекомендаций
по повышению
1. Что наиболее важно для клиентов?
2. По каким критериям клиент удовлетворен работой НПФ «Эверест»?
3. По каким критериям клиент не удовлетворен?
4. Что нужно улучшить
для повышения
По данной методике были исследованы НПФ «Эверест», а также основные конкуренты: предприятие «upgrade» и «Олерон».
В течение месяца проводился опрос клиентов НПФ «Эверест». Было роздано 250 анкет, получено заполненных 214. Это 86% от общего числа анкет, такой большой процент, связан с тем, что маркетолог НПФ «Эверест» помогал клиентам заполнить анкеты, давая им необходимые пояснения.
Результаты обработки анкет всех трех фирм представлены в таблицах 8-10
Таблица 8 - Результаты обработки анкет клиентов НПФ «Эверест»
Название критерия |
Важность критерия для клиента |
Оценка степени удовлетвореннос |
Ассортимент |
643 |
3,5 |
Уровень цен |
640 |
3,9 |
Уровень обслуживания |
620 |
4,9 |
Удобство предоставления услуги |
570 |
4,7 |
Месторасположение предприятия |
480 |
4,7 |
Время работы предприятия |
328 |
4,5 |
Уровень гигиены |
292 |
4,1 |
Квалификации персонала |
220 |
4,3 |
Общее число розданных анкет |
250 | |
Общее число заполненных анкет |
214 |
Из таблицы 8 видно, что для клиентов НПФ «Эверест» важны 8 критериев – требований к предприятию.
Критерии расположены в порядке убывания их важности.
Наиболее важными критериями являются для клиентов НПФ «Эверест» – ассортимент, уровень цен, уровень обслуживания.
Наименее важными являются уровень гигиены, квалификация персонала.
Анализируя среднюю арифметическую оценку степени удовлетворенности по каждому критерию, мы видим, что клиенты не удовлетворены наиболее важным для них критерием – «Ассортимент» (оценка 3,5), а также «Уровень цен» (оценка 3,9).
Вполне удовлетворяют критерии клиентов по уровню обслуживания, удобству предоставления услуг, месторасположением НПФ «Эверест» (оценки 4,9; 4,7; 4,7 соответственно).
Исследуем предприятие «Олерон», являющееся основным конкурентом НПФ «Эверест».
Было роздано 200 анкет, получено заполненных 171 - это 86% от общего числа розданных анкет. Опрос посетителей проводился также в течении месяца. Результаты обработки анкет представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Результаты обработки анкет посетителей предприятия «Олерон»
Название критерия |
Важность критерия для покупателей |
Оценка степени |
Ассортимент |
564 |
4,8 |
Уровень цен |
541 |
4,2 |
Удобство предоставления услуги |
425 |
2,5 |
Уровень обслуживания |
416 |
3,9 |
Месторасположение фирмы |
303 |
4,2 |
Время работы фирмы |
260 |
3,2 |
Уровень гигиены |
194 |
4,2 |
Квалификации персонала |
189 |
3,0 |
Общее число розданных анкет |
200 | |
Общее число заполненных анкет |
171 |
Из таблицы 9 мы видим,
что для посетителей
Наименее важными – время работы фирмы, уровень гигиены, квалификация персонала.
Оценивая степень удовлетворенности, мы видим, что покупатели удовлетворены наиболее важным для них критерием «ассортимент» (4,8), а также их вполне удовлетворяет «уровень цен» (4,2). Но их не удовлетворяет один из наиболее важных для них критериев – это «удобство предоставления услуги» (2,5).
Далее исследуем предприятие «upgrade», также являющимся основным конкурентом НПФ «Эверест». Исследование также проводилось методом опроса посетителей фирмы. Опрос проводился в течении месяца. Было роздано 200 анкет. Заполнено 160 анкет, что составило 80%. Результаты обработки анкет представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Результаты обработки анкет посетителей предприятия «upgrade»
Название критерия |
Важность критерия для покупателей |
Оценка степени |
Уровень цен |
504 |
4,5 |
Ассортимент |
498 |
4,2 |
Месторасположение фирмы |
389 |
4,3 |
Время работы фирмы |
356 |
4,6 |
Удобство предоставления услуг |
292 |
3,8 |
Уровень обслуживания |
290 |
2,3 |
Квалификации персонала |
199 |
3,3 |
Уровень гигиены |
168 |
3,0 |
Общее число розданных анкет |
200 | |
Общее число заполненных анкет |
160 |
Из таблицы 10 мы видим, что покупатели наиболее удовлетворены уровнем цен, ассортиментом, временем работы фирмы (4,5; 4,2; 4,6 соответственно), что является для них наиболее важными критериями.
Покупатели меньше всего удовлетворены уровнем обслуживания (2,3), хотя этот критерий является одним из наиболее важных.
Полученные результаты оценки степени удовлетворенности клиентов НПФ «Эверест» и его конкурентов сведем в одну таблицу 11.
Таблица 11 - Оценка степени удовлетворенности клиентов НПФ «Эверест» и его основных конкурентов.
Название критерия |
«Эверест» |
«Олерон» |
«upgrade» |
Ассортимент |
3,5 |
4,8 |
4,2 |
Уровень цен |
3,9 |
4,2 |
4,5 |
Уровень обслуживания |
4,9 |
3,9 |
2,3 |
Удобство предоставления услуг |
4,7 |
2,5 |
3,8 |
Месторасположение фирмы |
4,7 |
4,2 |
4,3 |
Время работы фирмы |
4,5 |
3,2 |
4,6 |
Уровень гигиены |
4,1 |
4,2 |
3,0 |
Квалификации персонала |
4,3 |
3,0 |
3,3 |
НПФ «Эверест» занимает наиболее выгодное положение в отличие от своих конкурентов по таким параметрам как:
- уровень обслуживания;
- месторасположение фирмы;
- квалификация персонала.
Но уступает по наиболее важным для покупателей критериям:
- ассортимент;
- уровень цен.
Полученные результаты
показывают, что резерв повышения
конкурентоспособности НПФ «
Таким образом, мы оценили конкурентную среду и потенциал предприятия ЗАО «Эверест»
Выводы по главе II
1. Основная специализация и ключевое отличие НПФ «Эверест» от других калужских компьютерных фирм - работа с корпоративными клиентами. Именно в этой сфере отдача от технологий фирмы является максимальной. Именно здесь реализуются наиболее масштабные и ответственные проекты. При работе в корпоративными клиентами сотрудники стараются организовать работу руководства предприятия наиболее эффективным путем. Основываясь на знаниях специфики каждого клиента, технологии его работы, первоочередных проблемах, оказывается помощь в выполнении наиболее трудоемких шагов в развитии информационной системы. При работе с корпоративными заказчиками компания реинвестирует определенную долю от общего объема закупок в поддержку информационных систем: разработку проектных решений, предоставление опытных экземпляров оборудования, предполагаемого к серийному использованию, обучение, технические консультации, подменный фонд на случай непредвиденных отказов. Компания предоставляет выгодные условия по оплате оборудования и работ, разнообразные режимы кредитования и рассрочки оплаты, адаптацию к дисциплине учета и планирования клиента. Осуществляется взаимодействие с другими поставщиками решений клиентов.
2. Компания «Эверест» имеет налаженные и стабильные каналы поставок, но предпочитает работать через компании - дистрибьюторы, но не исключает и прямого сотрудничества с поставщиками. Это позволяет компании сократить часть расходов на логистику, так как они распределяются между компанией - дистрибьютором и компанией – заказчиком. Основными компаниями производителями с которыми сотрудничает фирма «Эверест» являются: бренд-нейт, аквариус, апсен, тошиба, део и другие. При выборе компании – производителя фирма опирается на два основных критерия: 1- это предпочтение клиентов и 2 – предпочтения самой компании.
Большая доля клиентов компании приходится на корпоративных клиентов. Основными из них являются: «Фольцваген», КНИИТМУ, КЗТА, «Калугапутьмаш», «Русславбанк», Городская управа, государственный пенсионный фонд.
3. Основные конкуренты «Эвереста» - компании «upgrade», «Олерон», «Камин Плюс», «Пи 8» и «ferrum».
Согласно анализу по матрице Портера, основными слабыми сторонами НПФ «Эверест» по сравнению с конкурентами являются недостаточность дополнительных услуг и не очень высокая известность на рынке.
Согласно экспертной оценке, НПФ «Эверест» отстает от основных конкурентов использованием ресурсов и долгосрочными капиталовложениями. Поэтому компании необходимо будет обратить серьезное внимание на данные показатели.