Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:57, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Скб-Банк» и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
‐ рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере;
‐ рассмотреть деятельность ОАО «Скб-Банк» на рынке кредитования населения;
Введение 5
1. Теоретические аспекты маркетинга в банковской сфере. 8
1.1. Общие теоретические положения по маркетингу. 8
1.2. Теоретические положения по банковскому маркетингу. 18
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 30
2.1. Характеристика отрасли. 30
2.2 Основные показатели финансовой и хозяйственной деятельности банка. 45
2.3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Скб-Банк». 58
2.4. Предложения по совершенствованию системы маркетинга в банковской сфере. 62
Заключение 69
Библиографический список 71
Содержание
Введение 5
1. Теоретические аспекты маркетинга в банковской сфере. 8
1.1. Общие теоретические положения по маркетингу. 8
1.2. Теоретические положения по банковскому маркетингу. 18
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 30
2.1. Характеристика отрасли. 30
2.2 Основные
показатели финансовой и
2.3. Анализ
маркетинговой деятельности
2.4. Предложения
по совершенствованию системы
маркетинга в банковской сфере.
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложение А. Организационная структура ОАО «СКБ-банк». 76
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена обострением конкуренции в банковской среде, которая ведет к тому, что возрастает внимание банков к вопросам изучения рынка банковских услуг, потребителей услуг – клиентов, потребностей их бизнеса, выбора приоритетных отраслевых сегментов и групп клиентов, разработки и внедрения новых услуг, продвижения их на рынок, укрепления и расширения клиентской базы.
В настоящее время банки находятся в активном поиске новых клиентов. Существенный процент привлекательных клиентов мигрирует из одной кредитной организации в другую в поисках лучших условий. Сами банки признают, что «перетягивание» клиентов из одного банка в другой – это особая маркетинговая тактика.
В условиях современной конкуренции почти никто не ставит под сомнение необходимость наличия у банка четкой маркетинговой стратегии, которая бы позволила ему постоянно увеличивать клиентуру, знать конкурентов «изнутри» и идти в ногу со временем, предлагая клиентам привлекательные банковские продукты и решения.
Маркетинг в банке - это стратегия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до низовых звеньев, чья работа может повлиять на клиента. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает переориентацию банка со своего продукта на потребности клиента. Поэтому необходимо тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и потребностей потребителей банковских услуг.
Особенную актуальность маркетинговые
исследования рынка банковских услуг
приобретают в условиях современной
кризисной ситуации, когда «правила
игры» оказались достаточно резко
изменены: практически свернуты ипотечные
программы, снизилась роль потребительского
кредитования при одновременном нарастании
банковских рисков по данному виду услуги
и пр.
Немаловажным является и получение с помощью
маркетингового инструментария ответа
на вопрос: каким будет посткризисный
банковский рынок? Ведь та кредитная организация,
которая сможет предсказать тенденции
развития рынка точнее и конкретнее, окажется
в более выигрышном положении.
Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.
Цель дипломной работы – анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Скб-Банк» и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Объектом исследования является коммерческий банк ОАО «Скб-Банк», предоставляющий полный комплекс услуг населению.
Предмет исследования – маркетинговая деятельность банка.
Банковское обслуживание физических лиц долгое время не рассматривалось как относительно самостоятельная часть банковской деятельности, и сложившегося законченного определения банковского розничного бизнеса в настоящее время нет.
Среди работ, в которых
значительное внимание уделялось бы
именно розничным услугам банков
необходимо отметить исследования таких
авторов, как Г.С. Панова, А.А. Казимагомедов,
Н.В. Калистратов, В.А. Кузнецова, А.В. Пухов.
Причем, в их работах практически
не рассматриваются вопросы
Информационную базу дипломной работы составляют законодательные акты Российской Федерации, материалы периодических изданий, специализированных интернет-сайтов, а также данные ОАО «Скб-Банк».
Тенденции развития
современного банковского
Зачастую маркетинг вообще и банковский маркетинг в частности представляется категорией, совершенно идентичной рекламе и PR либо социологическим исследованиям, что, по меньшей мере, не всегда оправданно.
Само понятие «маркетинг» недостаточно концептуализировано, несмотря на частое употребление в литературе. Достаточно сложно найти точный синонимический ряд в русском языке, передающий значение этого термина. Многие определяют маркетинг как процесс, другие - как структуру, третьи - как цель, четвертые – как идеологию, поскольку маркетинг тесно связан с формированием самосознания субъекта рынка, формированием его «лица», в некоторых исследованиях маркетинг определяется как «проявление идеологии»[14, c. 17].
Таким образом, подходов к
идентификации понятия «
«Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [19, с.49].
«Маркетинг - это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» [33, с. 26].
«Маркетинг – деятельность, направленная на получение фирмой информации о потребностях покупателя, с тем, чтобы фирма могла разработать и предложить ему конкретные услуги» [13, с. 35]
«Маркетинг – это анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребительского спроса, а также перспектив организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или ожидаемым ситуациям» [29, с. 76]
Большинство отечественных исследователей определяет банковский маркетинг как «…комплексную систему организации создания и сбыта банковских продуктов, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка»[14, стр.20].
Маркетинговая деятельность в банковской сфере направляется прежде всего на изучение кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов, привлечение вкладов в банки и т.д. Она предполагает ориентацию на реальные потребности клиента, на удовлетворение его спроса.
Предметом банковского маркетинга являются процессы, имеющие место внутри банка и вне его – на микроэкономическом уровне применительно к финансовому рынку. Субъектами банковского маркетинга выступают коммерческие банки, маркетинговые отделы и фирмы, маркетологи, клиенты банка (юридические и физические лица), а объектами – продуктовый ряд, конкуренты, потребители банковских услуг, виды коммуникаций и систем доставки, динамика потребительского спроса и уровня рыночного риска.
Сущностными признаками банковского маркетинга считаются:
Привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка, рост получаемой прибыли не должны быть единственной целью банковского маркетинга. Тем не менее, практики определяют банковский маркетинг как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков сбыта продуктов и услуг с учетом потребностей клиентуры, что предполагает четкую постановку целей, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов [17].
Специфика банковского маркетинга
обусловлена не только тем, что он
способствует коммерциализации банковской
работы и обеспечивает эффективное
использование денежных ресурсов, но
и особенностями денежного
Нельзя не признать поэтому
тот факт, что банковский маркетинг
нацелен в первую очередь на ускорение
денежного оборота за счет совершенствования
и ускорения безналичных
Специфика банковского маркетинга заключается в том, что банк заинтересован не только в привлечении вкладов, но и в активном использовании привлеченных средств, как юридических, так и физических лиц с помощью кредитования. Это обусловливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками средств, так и в сфере кредитных вложений.
Большинством исследователей
выделяются следующие принципы банковского
маркетинга (под принципами банковского
маркетинга понимаются те особенности,
которые характеризуют
Основные задачи банковского маркетинга:
Особенности планирования и
реализации маркетинговых стратегий
в банке объясняются тем, что
его деятельность регулируется не только
федеральными законами, но и целым
рядом обязательных нормативов, налоговых
постановлений, указаний, направленных
на обеспечение ликвидности
Сложившаяся ситуация побуждает банк постоянно совершенствовать свою деятельность на основе среднесрочной и долгосрочной маркетинговой стратегии. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банк должен вводить в практику новые виды обслуживания, бороться за каждого клиента. Этим и объясняется объективная необходимость для банка действовать на рынке на основе теории и практики банковского маркетинга.
На реализацию целей и задач банковского маркетинга ориентированы его функции:
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка