Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:57, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Скб-Банк» и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
‐ рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере;
‐ рассмотреть деятельность ОАО «Скб-Банк» на рынке кредитования населения;
Введение 5
1. Теоретические аспекты маркетинга в банковской сфере. 8
1.1. Общие теоретические положения по маркетингу. 8
1.2. Теоретические положения по банковскому маркетингу. 18
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 30
2.1. Характеристика отрасли. 30
2.2 Основные показатели финансовой и хозяйственной деятельности банка. 45
2.3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Скб-Банк». 58
2.4. Предложения по совершенствованию системы маркетинга в банковской сфере. 62
Заключение 69
Библиографический список 71
Среди чистых непроцентных доходов самые высокие темпы (рост в 7 раз) показали комиссионные доходы, которые увеличились со 151 млн. в 2006 году до 1 059 млн. в 2008 году.
За анализируемый период сальдо резервов Банка увеличились в 8 раз с 40 до 318 млн. рублей, поскольку, имея большие объемы кредитных портфелей, Банк реализует безрисковую политику и резервирует достаточные средства для обеспечения сохранности вкладов населения и депозитов юридических лиц.
Балансовая прибыль Банка увеличилась в 4,3 раза со 153 млн. рублей в 2006 году до 656 млн. рублей в 2008 году, что свидетельствует об эффективной организации деятельности в СКБ-банке.
Консолидированная финансовая
отчетность группы СКБ-банка за 2008 год
успешно прошла процедуру международного
аудита. Аудиторское заключение KPMG
подтверждает суммарный размер активов
банка и его дочернего
За отчетный год активы группы по МСФО выросли на 60%, чистая прибыль выросла на 88%.
Комплексное изучение всех показателей прибыльности и рентабельности банковских операций свидетельствует, что основными факторами, влияющими на абсолютную величину балансовой прибыли и уровень рентабельности являются:
Первые семь факторов позволяют выявить основные причины количественного изменения балансовой прибыли, восьмой - оценить ее стабильность, девятый - правомерность снижения прибыли под влиянием роста объема активных операций, десятый и одиннадцатый - дать качественную оценку роста прибыльности с позиций банковских рисков и ликвидности баланса.
Банковский бизнес в последние два года стремительно развивается. Это связано с тем, что на рынке появляются новые западные игроки и предлагается больше новых продуктов и услуг. Население становится более грамотным в выборе банковских продуктов, и его потребности в пользовании финансовыми услугами значительно возрастают. И маркетинг, как функция любой организации и, в частности, банков, начинает играть все большую роль. В связи с изменениями, которые происходят в банковском бизнесе, меняется отношение к маркетингу и в Скб-Банке. Скб-Банк является одним из лидеров и новаторов в этом направлении. Маркетинг в банке играет одну из ключевых ролей по трем причинам. Во-первых, это связано с выработкой стратегии и организацией планирования работы банка. Во-вторых, существует необходимость продвижения продуктов и услуг и работы по созданию и поддержанию стандартов сервиса. Третьим фактором, определяющим важность и роль маркетинга, является необходимость укрепления и развития бренда и имиджа банка.
Управление маркетинга на
предприятии ОАО «Скб-банк»
Управление маркетинга:
Организация службы маркетинга акцентируется на руководстве предоставления отдельных видов банковских услуг.
Рисунок 2.4. Организация системы маркетинга банка.
Специалисты ОАО «Скб-банк» оказывают клиентам следующие виды услуг:
Используя методы современного технического анализа и финансовой статистики, специалисты разрабатывают для клиента эффективные стратегии торговли на рынке государственных и корпоративных бумаг, обеспечивающие достижение высокого уровня доходности и минимизацию рисков.
Клиенты имеют возможность получать в кратчайшие сроки высококвалифицированную консультацию по проведению различных валютных операций при осуществлении экспорта-импорта, по получению гарантий, по инкассо и выдаче именных чеков и др. Все документарные операции осуществляются в соответствии с международными правилами.
ОАО «Скб-банк», являясь активным участником Межбанковского валютного рынка, а также в целях оперативной конвертации валюты, проводит куплю-продажу наличной и безналичной иностранной валюты, как за свой счет, так и по поручению и за счет клиента, применяя индивидуальный подход к каждому клиенту банка.
ОАО «Скб-банк» уделяет особое внимание клиентам банка, стремясь к установлению партнерских отношений с каждым конкретным клиентом и максимальному удовлетворению их потребностей в банковских услугах высокого качества.
Сегодня ОАО «Скб-банк» оказывает широкий спектр банковских услуг 5,9 тысяч юридических лиц и 20,1 тысячам физических лиц.
В 2009 году количество клиентов банка - юридических лиц увеличилось на 2,2%, физических - на 13% по сравнению с 2008 годом.
Из года в год традиционным для банка является рост остатков на счетах клиентов. За 2009 год остатки на счетах клиентов увеличились более чем в 1,5 раза и составили 48 млн. рублей.
В целях удобства и экономии средств
клиентов, банк предлагает клиентам возможность
управления счетами посредством
системы «Банк-на-диване» с
«Банк-на-Диване» - это система
дистанционного банковского обслуживания,
позволяющая совершать
В связи с ужесточением конкурентной
борьбы на рынке все большую значимость
приобретает работа с клиентами
и качество их обслуживания, от которого
зачастую напрямую зависит увеличение
темпов роста важнейших показателей
банка. Повышение ориентированности
на нужды клиентов, особенно для
операционных работников, разработка
систем и схем индивидуального обслуживания
клиентов приобретает все большее
значение. В этой связи планируется
организация и проведение специализированных
тренинг программ для персонала,
непосредственно
В течение 2008 года продолжалось проведение программы развития деятельности в регионах, где сосредоточена значительная часть экономического потенциала страны, в которой была задействована вся региональная сеть банка, состоящая из 30 филиалов и представительств.
Осуществляя политику диверсификации услуг, ОАО «Скб-банк» предлагает физическим и юридическим лицам услуги по хранению ценностей в автономном хранилище, оборудованном сейфами с индивидуальными ячейками.
Хранилище оборудовано современными системами охраны и имеет несколько степеней защиты, в том числе электронную, на основе чиповых персональных карт, а также современную систему газового автоматического пожаротушения. Основными принципами работы по предоставлению депозитарных услуг являются анонимность клиента, безопасность, конфиденциальность.
Созданная в 2008 году технология осуществления внутрибанковских операций с высоколиквидными активами, заключения сделок, учета и движения средств позволила значительно увеличить объем операций и количество обслуживаемых клиентов.
СКБ-банк вошел в сотню крупнейших банков страны по разным показателям. Более того, по размеру капитала он признан первым банком на Среднем Урале и вторым в УрФО.
Банковский маркетинг самым тесным образом связан со всей деятельностью банка и ее управлением (банковским менеджментом), включая как управление операциями, так и управление персоналом.
Действительно, сотрудники банка, непосредственно занимающиеся продвижением банковских услуг на рынке, могут затратить большие усилия и средства на рекламу и личное общение с потенциальными клиентами банка с целью убедить их воспользоваться его услугами, в результате чего возможные клиенты придут в банк. Однако вследствие невнимательного отношения к ним сотрудников банка, несоответствия предлагаемых услуг тому, что они ожидали на основе рекламных обращений, а также других причин у них может сложиться неблагоприятное впечатление о банке и они откажутся от взаимодействия с ним. Поэтому, как подчеркивается в специальной литературе и выступлениях в прессе руководителей различных коммерческих банков, деятельность всех сотрудников банка должна основываться на концепции маркетинга, ориентированной на потребителя.
Причем надо отметить, что с развитием конкуренции на рынке постоянно расширяется поле рекламной деятельности. Здесь необходимо учесть четыре момента:
Первое - любая рекламная акция обязана сторицей окупаться, а, следовательно, должна рассчитываться. Поэтому целесообразно выбирать малозатратные, но эффективные виды рекламы.
Второе - избегать стандартов в рекламе. Следует постоянно искать новые ее формы.
Третье - реклама должна быть обязательно адресной, т.е. на конкретную потенциальную аудиторию.
И, наконец, четвертое - при рекламе товаров или услуг нельзя не учитывать в полной мере реальные возможности банка и его конкурентов.
Общие подходы к рекламе таковы:
она должна быть проста, убедительна;
опираться не на эмоции, а на точные
достоверные факты; быть краткой
и оригинальной; выступать как
единая система - рекламная компания,
в которой все акценты
Надо отметить, что в нашей
стране конкурентная среда в сфере
услуг формировалась быстрее, чем
в промышленности. Создание двухуровневой
банковской системы привело к
образованию множества
Основными функциями банковского маркетинга являются:
Как правило, банк на основе анализа
рынка капитала, изменений его
объема, изучения потребительских привычек,
учета социально-
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка