Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:57, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Скб-Банк» и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
‐ рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере;
‐ рассмотреть деятельность ОАО «Скб-Банк» на рынке кредитования населения;
Введение 5
1. Теоретические аспекты маркетинга в банковской сфере. 8
1.1. Общие теоретические положения по маркетингу. 8
1.2. Теоретические положения по банковскому маркетингу. 18
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 30
2.1. Характеристика отрасли. 30
2.2 Основные показатели финансовой и хозяйственной деятельности банка. 45
2.3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Скб-Банк». 58
2.4. Предложения по совершенствованию системы маркетинга в банковской сфере. 62
Заключение 69
Библиографический список 71
Основным источником доходов анализируемого банка является операционная деятельности, в состав которой входят все операции, выполняемые банком на рынке. В структуре доходов за анализируемый период увеличивалась доля доходов по ссудам предоставленным клиентам, что свидетельствует о наличии в банке кредитной политики, направленной на расширение кредитования своих клиентов.
Стабильные доходы – это те, которые остаются практически постоянными на протяжении достаточно длительного промежутка времени и могут легко прогнозироваться. К стабильным доходам ОАО «СКБ-банк банк» относятся: другие процентные доходы; доходы от операций с иностранной валютой и с другими валютными ценностями, включая курсовые разницы; доходы от не операционной деятельности (плата за оказанные услуги; переоценка ценных бумаг).
Произошло снижение в общем составе доходов, доходов полученных от основной деятельности и увеличение прочих доходов, что свидетельствует об уменьшении объема проведения активных операций.
Представление о структуре доходов дает нахождение удельного веса отдельных их частей в общей сумме. Такие соотношения, рассмотренные в динамике, позволяют оценить деятельность банка и определиться с перспективами развития отдельных видов операций.
Оценка динамики и объемов расходов ОАО «СКБ-банк банк» проведены по тому же принципу, что и анализ совокупных доходов.
Рисунок 2.3. Динамика расходов ОАО «СКБ-банк», тыс. руб.
Сопоставление отчетных показателей
банковских издержек на основе этого
распределения позволяет
Расходы банка изменялись неравномерно.
Значительное увеличение совокупных расходов
произошло в период с 01.01.07 г. – 01.07.08
г., что соотносится с аналогичным
скачком в направлении
На основании анализа доходов и расходов ОАО «СКБ-банк» можно сделать вывод о том, что в первом полугодии он получил прибыль, имеющую неустойчивую тенденцию к возрастанию.
Для оценки прибыли банка в зависимости от видов его деятельности, а также детального рассмотрения непроцентных расходов целесообразно перегруппировать статьи отчета о прибылях и убытках (приложение 5; таблица 3). Расчетные данные по этой методике необходимо производить за полугодие накопленным итогом.
Анализ, основанный на таком разделении слагаемых прибыли, позволяет оценить результативность деятельности банка в динамике и отследить изменения в структуре прибыли по видам деятельности.
Абсолютные размеры прибыли возрастали каждые полгода и увеличились с 4 815 тыс. руб. до 9 332 тыс. руб. (в 1,9 раза). Накопленным итогом банку за анализируемый период удалось получить прибыль в размере 19 329 тыс. руб.
В первом анализируемом полугодии
наиболее прибыльными были операции
по ссудам и депозитам, предоставленным
клиентам и операции с иностранной
валютой. Убыточными оказались операции
по получению ссуд от кредитных организаций,
так как проценты, уплаченные по
размещенным средствам в
Непроцентные расходы
Во втором полугодии наиболее прибыльными
были операции по ссудам и депозитам,
предоставленным клиентам и операции
с иностранной валютой. Убыточными
оказались операции по получению
ссуд от кредитных организаций, так
как проценты, уплаченные по размещенным
средствам в кредитных
Непроцентные расходы
В третьем полугодии также
Непроцентные расходы
По итогам анализируемого периода
наиболее прибыльными видами деятельности
для банка были операции по ссудам
и депозитам, предоставленным клиентам
и операции с иностранной валютой.
Наибольшее отрицательное влияние
на размер годовой прибыли оказал
финансовый результат операций по привлеченным
средствам кредитных
Абсолютные показатели прибыли
не всегда могут охарактеризовать эффективность
работы коммерческого банка, особенно
при анализе динамики. Поэтому
целесообразно применять
В настоящее время в
Таблица 2.1. Динамика показателей рентабельности ОАО «СКБ-банк»
Показатели |
2006 |
2007 |
Среднее значение, % |
ROE |
0,0041 |
0,0074 |
0,0058 |
ROA |
0,95 |
0,79 |
0,87 |
dd |
3,24 |
4,35 |
3,795 |
dr |
3,53 |
4,56 |
4,045 |
Da |
29,56 |
18,3 |
23,93 |
da |
65,7 |
64,01 |
64,855 |
Ri |
56,26 |
44,03 |
50,145 |
Из таблицы 2.1 видно, что значение показателя рентабельности активов (ROА) было неустойчивым за анализируемый период. Рост активов опережает рост прибыли.
Возрастание обобщающего показателя рентабельности (ROЕ) говорит о том, что прибыль увеличивается намного быстрее, чем акционерный капитал.
Значение показателя (dd) характеризующего долю прибыли в общих доходах имело устойчивую тенденцию к возрастанию. Значение показателя (dr) характеризующего долю прибыли в общих расходах также имело устойчивую тенденцию к возрастанию.
Доходность активов (Da) за анализируемый период была неустойчивой, и в период снизилось с 29,56% до 18,3%. Активы коммерческого банка опережают рост его общих доходов.
Из вышеизложенного можно
Во-первых, рентабельность активов
за период имела отрицательную динамику,
обусловленную превышением
Во-вторых, наблюдается рост рентабельности доходов банка, однако общее снижение рентабельности активов при одновременном росте рентабельности доходов свидетельствует о том, что в банке к концу анализируемого периода произошло увеличение объемов активов не приносящих доход, что является отрицательной стороной деятельности банка.
В-третьих, эффективность использования привлеченных ресурсов имела отрицательную динамику, что говорит о преобладании привлеченных средств над долей активов, приносящих доход в общей сумме активов.
В-четвертых, произошло опережение темпа прироста доли прибыли в общих расходах (dr) над ростом доли прибыли в общих доходах (dd). В целом можно сказать, что чем меньше разница между данными коэффициентами, тем меньше значение полученной прибыли.
За 2007г. Банк получил балансовую прибыль в размере 656 млн. руб., при этом сумма чистых доходов составила 3 674 млн. руб., чистых расходов 2 700 млн. руб., сальдо резервов – 318 млн. руб. (таблица 3).
В структуре чистых доходов за отчетный период 2008 г. основную долю составили чистые процентные доходы – 2 548 млн. руб., или 69% в их общем объеме. Максимальный удельный вес в этом показателе сохранили чистые процентные доходы по кредитам юридическим лицам – 50%. Однако, по сравнению с 2007 г., их доля в чистых процентных доходах Банка снизилась на 10%. Это связано с увеличением доли чистых доходов по кредитам физическим лицам с 30% до 42%, вследствие сложившейся динамики увеличения объемов данного направления бизнеса Банка. Величина чистых доходов по ценным бумагам увеличилась в абсолютном выражении на 59 млн. руб., а в относительном выражении осталась практически без изменений, составив 4,3%, что отражает стабильность безрисковой политики Банка в отношении операций с ценными бумагами и поддержание данного портфеля в необходимом и достаточном объеме для обеспечения ликвидности Банка.
Таблица 2.2 - Структура чистых (сальдированных) доходов и расходов Банка в 2008 г.
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||
млн. руб. |
доля, % |
млн. руб. |
доля, % |
Млн. руб. |
доля, % | |
1 Чистые доходы, в т.ч.: |
1 063 |
100% |
2 127 |
100% |
3 674 |
100% |
Процентные, в т.ч.: |
870 |
81,8% |
1 539 |
72,4% |
2 548 |
69,4% |
По кредитам юридическим лицам |
569 |
53,5% |
917 |
43,1% |
1 272 |
34,6% |
По кредитам физическим лицам |
104 |
9,8% |
458 |
21,5% |
1 081 |
29,4% |
По ценным бумагам |
98 |
9,2% |
97 |
4,6% |
156 |
4,3% |
По векселям сторонних эмитентов |
99 |
9,3% |
67 |
3,2% |
39 |
1,1% |
Непроцентные, в т.ч.: |
193 |
18,2% |
588 |
27,6% |
1 126 |
30,6% |
По операциям с иностранной валютой |
37 |
3,5% |
36 |
1,7% |
56 |
1,5% |
Комиссионные доходы |
151 |
14,2% |
544 |
25,6% |
1 059 |
28,8% |
Прочие доходы |
5 |
0,5% |
8 |
0,3% |
11 |
0,3% |
2 Чистые расходы, в т.ч.: |
870 |
100% |
1 489 |
100% |
2 700 |
100% |
Процентные, в т.ч.: |
358 |
41,1% |
700 |
47% |
1 278 |
47,3% |
По остаткам на расчетных счетах |
5 |
0,6% |
37 |
2,5% |
52 |
1,9% |
По депозитам юр. лиц и собственным векселям |
101 |
11,6% |
261 |
17,5% |
529 |
19,6% |
По межбанковским кредитам (сальдо) |
2 |
0,2% |
15 |
1,0% |
86 |
3,2% |
По срочным вкладам физических лиц |
250 |
27,8% |
387 |
25,8% |
563 |
20,8% |
По облигационному займу |
48 |
1,8% | ||||
Неоперационные, в т.ч.: |
512 |
58,9% |
789 |
53,0% |
1 422 |
52,7% |
Заработная плата сотрудников |
264 |
30,3% |
406 |
27,3% |
664 |
24,6% |
Административно-хозяйственные |
248 |
28,5% |
383 |
25,7% |
758 |
28,1% |
3 Сальдо резервов |
40 |
257 |
318 |
|||
ПРИБЫЛЬ (1-2-3) |
153 |
381 |
656 |
В рамках указанной политики
и вследствие сокращения объема операций
с векселями сторонних
Объем чистых комиссионных доходов по сравнению с 2007 годом, увеличился почти в 2 раза и составил 1 059 млн. руб., или 29% в общем объеме чистых доходов Банка. Данный показатель явился следствием активной работы Банка по разработке и внедрению новых комиссионных продуктов, развитием сети продаж.
В 2008 году Банком произведены чистые расходы в размере 2700 млн. руб.
Чистые процентные расходы Банка в отчетном периоде составили 1 278 млн. руб. или 47% в общей сумме чистых расходов. Наибольший удельный вес в чистых процентных расходах по-прежнему сохранили чистых расходы по срочным вкладам населения – 44%, хотя в отчетном году их доля снизилась на 11%. Тем не менее, указанный рост расходов по вкладам населения в абсолютном выражении на 176 млн. руб. был связан с устойчивым наращиванием объемов их привлечения. Положительную динамику показал удельный вес чистых расходов по депозитам юридических лиц и выпущенным векселям Банка: произошло увеличение их доли в чистых процентных расходах с 37% до 41%, в абсолютном выражении рост за 2008 год составил 268 млн. рублей. Удельный вес чистых расходов по остаткам на расчетных счетах в чистых процентных расходах изменился с 5% до 4%.
В связи с увеличением кредитного портфеля Банка увеличилась и статья расходов «Сальдо резервов»: с 257 до 318 млн. руб.
Доля чистых неоперационных расходов Банка в общем объеме чистых расходов в отчетном году осталась без изменений. В абсолютном выражении они составили 1 422 млн. руб., увеличившись на 80% по сравнению с предыдущим годом.
Внутренние расходы Банка на содержание персонала за 2008 год составили 664 млн. руб., что связано не только с расширением штата сотрудников Банка, но и с увеличением заработных плат.
В связи с активным развитием сети линейных подразделений Банка закономерно увеличение административно-хозяйственных расходов в абсолютном выражении на 258 млн. руб. (60%), по сравнению с предыдущим годом. Арендная плата увеличилась на 91 млн. руб. с 57 до 148 млн. рублей. Рост арендной платы в 2,6 раза обусловлен открытием новых филиалов, представительств, дополнительных офисов филиалов, дополнительных и операционных офисов Банка на арендованных площадях.
Анализируя три года работы Банка, можно сделать вывод, что с 2006 по 2008 темпы роста чистых доходов превышали темпы роста чистых расходов: доходы увеличились в 3,5 раза, а расходы всего в 3,1 раза. Среди чистых доходов Банка более высокими темпами росли непроцентные доходы – в 5,8 раз, тогда как рост процентных доходов составил 2,9 раза. За анализируемый период произошло изменение структуры чистых доходов. Значительно увеличилась доля чистых процентных доходов по кредитам физическим лицам: с 9,8% в 2006 году до 29,4 % в 2008 году. В абсолютном выражении чистые доходы по кредитам физическим лицам возросли на 977 млн. рублей (в 10,4 раза), что связано с ориентацией Банка на розничный бизнес, созданием массовых продуктов, пользующихся большим спросом и большим увеличением объемов выдачи кредитов.
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка