Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 07:33, курсовая работа
Курсовая работа выполнена по теме «Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма». Целью данной работы было исследование ассортиментной и инновационной политики туристской организации. В ней рассмотрены основные понятия сферы туризма, понятия, характеризующие ассортиментную и инновационную политику. Охарактеризована инновационная и ассортиментная политика в сфере туризма.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Общая характеристика основных понятий сферы туризма……………..6
Сфера туризма. Основные понятия и определения……………………........6
Основная характеристика туристской услуги……………………………….9
Глава 2. Понятие ассортиментной и инновационной политики…………...….…12
2.1. Основная характеристика инноваций и инновационной политики организации………..…………...……………………………...……………………12 2.2. Понятие политики. Характеристика ассортимента и ассортиментной политики организации ………………………...……...…….…………………......16
Глава 3. Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма…….….19
3.1. Инновационная деятельность в туризме………………………..……..……19
3.1.1 Применение новейших инновационных технологий в сфере туризма…………………………..…………………………..…..…………….…..21 3.1.1.1 Информационные технологии в туризм…..…..……….………………..21
3.1.1.2 Глобальные распределительные системы……..…………………...……23
3.1.1.3 Электронная коммерция…………………………………………………24
3.1.2 Продуктовые инновации в сфере туризма……….…………………….26
3.1.2.1 Тенденции развития авиационного транспорта………………………...27
3.1.2.2 Железнодорожный транспорт……………………………………...……29
3.1.2.3 Развитие морских круизов………………………………………….……30
3.1.2.4 Инновации в гостиничном бизнесе……………..…………………….…31
3.1.3 Инновационная модель организационной структуры туристической корпорации………………………………………………………………………….31
3.1.4 Маркетинговые инновации в сфере туризма……………………………34
3.1.4.1 Брендинг как инновационный инструмент продвижения туристического продукта………………...………….………………………..……34
3.1.5 Ассортиментная политика туристской организации…..…………...…...37
Заключение……………………………………………………………………
При характеристике ассортиментной и инновационной политики, данное понятие трактуется как образ действий, направленный на достижение чего-нибудь.
Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие [14].
Данная политика отвечает за формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели, например, компания, может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов.
Рассмотрев, характеристику В.В. Зотова ассортиментной политики фирмы, следует сказать, что под ассортиментной политикой фирмы понимаются процессы формирования оптимальной структуры ассортимента организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности. Оптимальность в данном случае будет определяться соответствием структуры ассортимента спросу, целям (в первую очередь финансовым) фирмы, требованиям текущего законодательства РФ и этическим нормам [15, с.6].
Главная цель ассортиментной политики заключается в определении набора товаров или услуг, входящих в ассортимент организации, а также пропорции, в которых они должны быть произведены.
Критерии успешной ассортиментной политики с точки зрения производителя:
v Товары или услуги, произведенные данной организацией пользуются спросом;
v Емкость рынка устраивает организацию;
v Удовлетворенность занимаемой на рынке позицией;
v Удовлетворенность прибыльностью продукции или предлагаемых услуг;
v Продукция или дополнительные услуги удачно дополняют основной ассортимент товаров либо услуг;
Предметом ассортиментной политики является ассортимент. Ассортимент (фр. assonimeni) — состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг в производственном и торговом предприятиях; перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам). Принято различать групповой и развернутый ассортимент (номенклатуру). Групповой ассортимент — это перечень различных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; под развернутым ассортиментом понимают состав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам — маркам, профилям, артикулу, модели, фасону, росту, размеру, цвету, рисунку, расфасовке, рецепту, упаковке и др.
Различают ассортимент услуг, ассортимент продукции и торговый ассортимент:
• ассортимент услуг — набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации ассортимент услуг подразделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой [16, с.28-29]. Групповой ассортимент услуг включает перечень отдельных крупноагрегированных видов услуг, например, образования, здравоохранения, дошкольных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, бытовые услуги и т.д. Видовой ассортимент услуг представляет собой расчленение группового ассортимента. Например, услуги транспорта подразделяются на услуги морского, речного, железнодорожного, воздушного, автобусного транспорта. Внутривидовой ассортимент услуг включает перечень конкретных работ, выполняемого в рамках определенного вида услуг. Например, в услугах парикмахерских могут значиться такие виды работ, как стрижка, завивка волос, маникюр и т.п.; в услугах прачечных – стирка белья, глаженье, крахмаление, ароматизация и др. Ассортимент предоставляемых услуг населению постоянно совершенствуется, появляются новые их виды и разновидности.
• ассортимент продукции — состав, соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли, группе товаров с учётом их качества и сортности.
• ассортимент товаров — группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент товаров, также, как и ассортимент услуг подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой:
1. Групповой - перечень укрупненных товарных групп, на которые разбивается вся номенклатура товаров народного потребления, реализуемых в розничной торговой сети. Он включает такие группы, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, ткани, швейные изделия и т.д.
2. Видовой - ассортимент товаров, который отражает деление группового ассортимента на виды. Например, внутри группы молочных продуктов выделяют, такие как молоко, сливки, творог и т.д. Внутри группы тканей - хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и т.д.
3. Внутривидовой - ассортимент товаров, который включает разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т.д. Внутривидовой ассортимент называют также развернутым. Например, внутривидовым ассортиментом являются конкретные марки телевизоров, артикулы шерстяных изделий, модели электробритв и т.д. В зависимости от детализации внутривидовой номенклатуры товаров народного потребления различают товары простого и сложного ассортимента. [15]
Глава 3. Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма.
3.1 Инновационная деятельность в туризме.
Инновации - это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению. Несомненно, к ним относятся и туристские организации. Туризм, являясь в настоящее время глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность туркорпораций фактором [19, с.3]. В ходе работы над данной темой, был сделан следующий вывод: развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширение их ассортимента. В связи с этим, туристской фирме необходимо проводить инновационную и ассортиментную политику, соответствующую условиям, сложившимся на рынке, и требованиям времени. Для осуществления инновационной политики необходимо проанализировать:
В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов.
На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт [19, с.37]:
• растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;
• насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);
• опасность потери квоты рынка во въездном туризме;
• обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;
• необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);
• гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;
• технологическая революция и экспансия услуг в экономике;
• переход от экономики предложения к экономике спроса.
В работе выделены следующие факторы, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности туристских компаний:
• экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);
• политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);
• организационно-
• социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).
Все эти факторы зависят от состояния
внешней и внутренней среды, анализ
которой при организации
При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:
Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:
Таким образом, политика по внедрению инноваций в туризм зависит от множества объективных и субъективных факторов. Кроме того существенно воздействуют на такую политику фирмы и инновационные процессы во смежных с туризмом областях. Вследствие этого при анализе инновационной политики в сфере туризма невозможно обойти вниманием инновационные процессы в транспорте, средствах размещения.
Базируясь на положениях
Генерального соглашения по торговле
услугами (ГАТС) [20], в туристской сфере
развивается инновационная
1. Организационные инновации. Внедрение нововведений, связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).
2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов, позиционирование туристского продукта и дающие ему конкурентные преимущества.
3. Продуктовые инновации – периодические нововведения, направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта.
4. Технологические инновации
- применение новейших
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.
3.1.1 Применение новейших
инновационных технологий в
В данном разделе описываются
важнейшие технологические
3.1.1.1 Информационные технологии в туризме.
Несмотря на быстрое развитие информационных технологий, телекоммуникаций и электронной торговли, большинство туристских организаций только в середине 1990-х гг. стали активно использовать Интернет в своей деятельности. Таким образом, можно сказать, что использование Интернета является главной внедренной инновацией последнего десятилетия. «Глобальная паутина» на сегодня является незаменимой составляющей деятельности туристской фирмы.
Информация о работе Ассортиментная и инновационная политика в сфере туризма