Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:40, дипломная работа
Цель исследования – изучить банковский маркетинг как фактор стабильного развития банка.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить сущность банковского маркетинга и его инструменты;
- определить значение банковского маркетинга в продвижении банковского продукта на рынке;
- рассмотреть формирование коммуникационной политики коммерческих банков как инструмент адаптации банка на рынке
ВВЕДЕНИЕ
6
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА В ПРОДВИЖЕНИИ БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ
8
1.1
Сущность банковского маркетинга и его инструменты
8
1.2
Значение банковского маркетинга в продвижении банковского продукта на рынке
20
1.3
Формирование коммуникационной политики коммерческих банков как инструмент адаптации банка на рынке
25
2
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АО «БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ» С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
31
2.1
Оценка финансового состояния АО «Банк ЦентрКредит»
31
2.2
Анализ применяемых методов маркетинга в АО «Банк ЦентрКредит»
40
2.3
Влияние факторов внешней среды на банковских маркетинг
51
3
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
61
3.1
Проблемы по использованию маркетинговых исследований в банковской сфере
61
3.2
Пути совершенствования банковского маркетинга в период финансового кризиса
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
72
- эмиссия собственных ценных бумаг (акций, облигаций, депозитных сертификатов);
- факторинговые операции: приобретение прав требования платежа с покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа;
- форфейтинговые операции (форфетирование): оплата долгового обязательства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя без оборота на продавца;
- покупка и продажа аффинированных драгоценных металлов на внутреннем (включая с правом участия на первичных торгах) и/или внешнем рынках, а также хранение аффинированных драгоценных металлов;
- прием и размещение в депозит аффинированных драгоценных металлов, а также хранение их в случае предоставления кредитов в национальный и/или иностранной валютах, а также хранение аффинированных драгоценных металлов;
- открытие и ведение металлических счетов клиентов при наличии у последних лицензии уполномоченного органа на проведение операций с драгоценными металлами, а также хранение аффинированных драгоценных металлов;
- открытие корреспондентских и иных металлических счетов банков и хранение аффинированных драгоценных металлов в банках Республики Казахстан, в иностранных банках и специализированных организациях (компаниях).
В июне 1998 года в результате объединения двух государственных банков Кредсоцбанка и Жилстройбанка и их слияния с Банком ЦентрКредит, произошло укрупнение Петропавловского филиала, что значительно расширило его клиентскую базу [3].
В период, начиная с 1998 года в филиале активно внедряются передовые информационные технологии. Происходит полная компьютеризация подразделений. Создаётся корпоративная сеть. Появилась собственная выделенная линия связи с головным офисом в режиме «on-line». Создаётся единое информационное пространство филиала с внедрением современных программных продуктов в сфере банковских технологий [21].
В соответствии со Стратегическим планом приоритетными направлениями работы банка являлись:
- рост доли на рынке при сохранении высокого качества активов;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- дальнейшее внедрение международных стандартов бизнеса;
- развитие персонала.
В отношении роста активов банк выполнил агрессивные планы, обеспечив прирост активов до 81,913 млд. тенге в 2007 году, 148,5 млд. тенге в 2008 году и 195,6 млд. тенге в 2009 году.
Таблица 1
Структура собственного капитала АО «Банк ЦентрКредит», млн. тенге, на 01.01.10
№ п/п |
Параметр |
Сумма |
1 |
Уставной капитал |
21113 |
2 |
Субординированный долг |
16770 |
3 |
Бессрочные еврооблигации |
12532 |
4 |
Чистая прибыль за 2009 г. |
10021 |
5 |
Резервы и доходы прошлых лет |
8410 |
Итого |
68846 | |
Примечание: составлено автором [19] |
По решению акционеров в течение 2009 году осуществлялся дополнительный выпуск простых акций в размере 25 млн. штук. По состоянию на 1 января 2010 года количество размещенных акций составило 104 316 695 штук, уставный капитал оплачен в сумме 21 113 млн. тенге (см. Табл.1, рис. 2.4).
Примечание: составлено автором [25]
Рисунок 2.4. Структура собственного капитала АО «Банк ЦентрКредит» за 2009 год
В 2009 году выпущены субординированные облигации на 9 млрд. тенге и новый для банка финансовый инструмент - еврооблигации с бессрочным сроком обращения в объеме 100 млн. долларов США, что позволило увеличить собственный капитал на 52%.
По размерам активов и собственного капитала банк входит в шестерку крупнейших банков РК. В 2009 году традиционными приоритетами в развитии банка являлись увеличение финансирования малого и среднего бизнеса, кредитование и привлечение вкладов физических лиц. В 2009 году при 70-процентном увеличении активов (см. Рис.6) банку удалось достичь двукратного увеличения чистой прибыли. В 2009 году активы банка выросли на 73% и достигли уровня 571,7 млрд. тенге (4,5 млрд. долл. США).
Примечание - составлено автором [25]
Рисунок 2.5. Динамика роста активов АО «Банк ЦентрКредит» по состоянию на 01.01.10 г.
По динамике активов видно, что с 2004 года по 2009 год активы АО «Банк Центр Кредит» увеличились с 39 до 579 млрд.тенге.
Как упоминалось выше, АО «Банк ЦентрКредит» является одним из лидеров банковского сектора по финансовой эффективности: показатели рентабельности банка превышают средние показатели по шести ведущим банкам страны 2,10% против 1,65% по ROA и 28,94% против 18,81% по ROE.
Высокие показатели по рентабельности достигнуты благодаря улучшению показателей операционной эффективности бизнеса, и как следствие, значительному приросту чистой прибыли банка. В 2009 году чистая прибыль банка выросла в 2,1 раза (Рис. 2.6, 2.7) и достигла уровня 10,02 млрд. тенге (78,9 млн.долл. США) [9].
Учитывая высокие темпы развития банковского сектора в Республике Казахстан, банк ведет активную работу в области продвижения своих продуктов на рынке, динамично наращивая свой депозитный портфель. Одной из первостепенных задач является адекватное реагирование на изменения рынка путем совершенствования предлагаемых и внедрения новых продуктов и услуг. В феврале 2000 года в числе первых банков Республики Казахстан АО «Банк ЦентрКредит» вошло в систему обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц Республики Казахстан в качестве полноценного участника. Банк Центр Кредит активно привлекает депозиты от физических и юридических лиц, спектр которых достаточно широк.
Примечание - составлено автором [25]
Рисунок 2.6. Динамика роста чистой прибыли, млрд. тенге
За период с 2007 года по 2009 год чистая прибыль увеличилась с 4,439 млрд. тенге до 10,021 млрд.тенге.
Примечание - составлено автором [25]
Рисунок 2.7. Темпы роста чистой прибыли, %
Темп роста чистой прибыли в 2007 году составил 91,1 % от уровня 2006 года, в 2008 году – 95,33 % от уровня 2007 года, а в 2009 году увеличился до 110,35 % от уровня 2008 года.
Депозитная политика основывается на гибкой системе процентных ставок, сроков, учете потребностей, как юридических лиц, так и физических лиц из разных социальных и возрастных категорий.
Общая сумма вкладов, привлеченных всеми банками от юридических и физических лиц (за исключением международных финансовых организаций) составило на начало 2010 года 4 714,9 млрд. тенге (37 млрд. долл. США), увеличившись в 2009 году на 86,9%.
За 2009 год общий депозитный портфель составил 207714 млн. тенге, прирост по сравнению с 2008 годом составил 71 988 млн. тенге, или 53% (рис. 2.8).
Примечание - составлено автором [25]
Рисунок 2.8. Динамика депозитного портфеля (млн. тенге)
Депозитный портфель физических лиц увеличился на 67% по сравнению с показателями 2008 год и составил 99920 млн. тенге. Рыночная доля по депозитам физических лиц за 2009 год составила 10,35%.
Депозитный портфель юридических лиц банка в 2009 год вырос на 31 913 млн. тенге и по состоянию на 1 января 2010 год составил 107 794 млн. тенге. Данная положительная динамика связана с агрессивной стратегией банка, маркетинговых нововведениях, внедрению новых информационных технологий.
Таблица 2
Динамика роста депозитов по СКО и «Банк Центр Кредит»
(млрд. тенге)
Показатели |
2007 год |
2008 год |
Отклонение |
2009 год |
Отклонение | ||
+/- |
% |
+/- |
% | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего по области |
7 |
8,8 |
1,8 |
125 |
11,6 |
2,8 |
131.8 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
АО «Банк Центр Кредит» |
0,7 |
1,2 |
0,5 |
171 |
1,6 |
0,4 |
133 |
Примечание - составлено автором [25] |
Исходя из полученных данных происходит ежегодный рост депозитной базы как по области, так и по банку в целом.
Примечание - составлено автором [25]
Рисунок 2.9. Объем депозитной базы СКО и Банк Центр Кредит
В 2008 году активность депозитного рынка области удерживалась на уровне 2007 года. А к 2009 году увеличилась на 133 % по АО «Банк Центр Кредит» и на 132 % по СКО по сравнению с 2008 годом.
Объем денежных средств
Так, рост депозитов в
В целом, на депозитном рынке области наблюдается тенденция роста долгосрочного сберегательного потенциала населения. Среднегодовой прирост долгосрочных вкладов за 2 года составил 19,2%. Данная закономерность обусловлена процентной политикой банков, в которой прибыльность увязана с увеличением сроков хранения депозитов. А также примечательным является и уровень благосостояния населения, позволяющий вкладывать деньги на большие сроки.
Являясь одним из крупнейших банков Казахстана, Банк Центр Кредит с первых дней своего существования специализируется на кредитовании малого и среднего бизнеса. Ставки вознаграждения по кредиту зависят от соответствующей конъюнктуры финансового рынка [13].
Банк предоставляет широкий спектр кредитов на потребительские цели физических лиц:
- ипотечные кредиты на приобретение жилья;
- на покупку автомобиля;
- на приобретение товаров длительного пользования;
- на иные потребительские цели (обучение, отдых, проведение торжеств и т.д.)
В целом по Республике Казахстан объем кредитов банков в экономике вырос на 74,7% до 2592,1 млрд. тенге.
Динамичному росту показателей банковской системы способствовала активная кредитная политика банков, направленная на увеличение числа заемщиков - физических лиц и создание либеральных условий выдачи займов, удовлетворяющих спросу населения [20].
К таким условиям относятся: предоставление кредитных лимитов владельцам пластиковых карточек, организация кредитования непосредственно в торговых точках, минимизация затрат времени по оформлению кредитов, увеличение сроков выдачи потребительских и ипотечных кредитов, дифференциация процентных ставок и размеров первоначальных взносов по ипотечным кредитам.
Таблица 3
Объем кредитных вложений по СКО и АО «Банк Центр Кредит»
(млрд. тенге)
Всего по области |
2007 г |
2008 г |
отклонение |
2009 г |
отклонение | ||
5,0 |
12,7 |
+/- |
% |
37,7 |
+/- |
% | |
7.7 |
254 |
25 |
296 | ||||
АО «Банк Центр Кредит» |
0,7 |
1,2 |
0,5 |
171 |
2,9 |
1,7 |
241 |
Примечание - составлено автором [25] |
Информация о работе Банковский маркетинг как фактор стабильного развития банка