Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:26, реферат
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжёлые удары. Так что фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в её распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому при изучении внешней среды внимание концентрируется на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Для того чтобы успешно
справляться с угрозами, действенно
использовать возможности, отнюдь не достаточно
только одного знания о них. Можно
знать об угрозе, но не иметь возможности
противостоять ей и тем самым
потерпеть поражение. Также можно
знать об открывающихся новых
возможностях, но не обладать потенциалом
для их использования и следовательно,
не суметь получить отдачи от них. Сильные
и слабые стороны внутренней среды
организации в такой же мере, как
и угрозы и возможности, определяют
условия успешного
Таким образом, анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникать во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, одним из которых является метод SWOT.
S – strength (сила);
W – weakness (слабость);
O – opportunities (возможности);
T – threats (угрозы).
Данный метод является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы фирмой для формулирования ее стратегии.
1.2. Макроокружение организации
(факторы косвенного
Макроокружение создает
общие условия нахождения организации
во внешней среде. В большинстве
случаев макроокружение не имеет
специфического характера, применительно
к отдельно взятой организации. Хотя
степень влияния состояния
Экономическая компонента
Изучение экономической
компоненты макроокружения позволяет
понять то, как формируются и
При изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности дляI ведения, бизнеса это дает. Также в сферу данного анализа входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.
Анализ
экономической компоненты ни
в коем случае не должен
сводиться к анализу отдельных
ее составляющих. Он должен быть
направлен на комплексную
Правовая компонента
Анализ правового
При изучении правовой компоненты
макроокружения учитывается степень
правовой защищенности, динамизм правовой
среды, уровень общественного контроля
за деятельностью правовой системы
общества. Очень важными являются
выяснение степени
Политическая компонента
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.
Ключевым процессом
Социальная компонента
Изучение социальной компоненты
макроокружения направлено на то, чтобы
уяснить влияние на бизнес таких
социальных явлений и процессов,
как отношение людей к работе
и качеству жизни, существующие в
обществе обычаи и верования, разделяемые
людьми ценности, демографическая структура
общества, рост населения, уровень образования,
мобильность людей и т.п. Особенность
социальной компоненты состоит в
том, что она влияет как на другие
компоненты макроокружения, так и
на внутреннюю среду организации. Еще
одной отличительной
Процессы, протекающие в
социальной компоненте внешнего окружения,
оказывают воздействие, как на вход
организации, так и на ее выход. Именно
эта компонента оказывает наибольшее
влияние на формирование потребительских
предпочтений, от которых очень сильно
зависит направленность и величина
потребительского спроса, а следовательно,
и возможность фирмы
Технологическая компонента
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.
Одним из мощных процессов
обновления продукции и технологии
ее изготовления является так называемый
процесс переноса технологии, который
состоит в том, что лабораторные
разработки, производимые в высокотехнологичных
отраслях, выносятся на рынок, где
их могут приобрести производители
продукции различных отраслей. В
результате этого устоявшиеся в
течение многих лет и ставшие
традиционными рынки отдельных
видов продукции могут
Отслеживание процесса развития
технологий важно не только в связи
с тем, что необходимо вовремя
начать использование новых
Подход к изучению компонент
Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое — это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.
Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
На деятельность фирмы
оказывают влияние различные
факторы внешней среды. При чем
действие этих факторов неоднозначно:
одни из них оказывают положительное
влияние, то есть представляют для компании
определенные возможности, другие - отрицательное,
то есть являются угрозами. Для изучения
состояния внешней среды
Целью проведения данного анализа является выявление всех процессов, происходящих во внешней среде, которые каким - то образом могут повлиять как на корпорацию в целом, так и на отдельные ее бизнесы. Поэтому при планировании своей дальнейшей деятельности необходимо учитывать влияние всех выявленных факторов, приспосабливаясь и участвуя в данных процессах, так как предприятие в свою очередь не может оказывать непосредственного влияния на происходящие явления.
STEP – анализ (аббревиатура
начальных букв английских
Результаты исследования сводятся в матрицу.
Социальные (S)
Технологические (Т)
Экономические (Е)
Политические (Р)
Изучение компонент