Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 23:32, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
-изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
-изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
-совершенствование управления товарным ассортиментом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ22
2.1. КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 22
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 41
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ СФ ООО "ЭКОЛАС" 47
3.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ООО "ЭКОЛАС" 47
3.2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СФ ООО "ЭКОЛАС" 62
3.3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА СФ ООО "ЭКОЛАС" 68
3.4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ТОРГОВОГО ЗАЛА СФ ООО "ЭКОЛАС"75
ГЛАВА 4.УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ СФ ООО "ЭКОЛАС" 77
4.1. ОЦЕНКА И ПЕРЕСМОТР ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА СФ ООО "ЭКОЛАС" 77
4.2. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУПП ТОВАРОВ СФ ООО "ЭКОЛАС" 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 92
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. [2]
Обеспечение необходимого уровня обслуживания
покупателей и роста основных
экономических показателей
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности. [4]
В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [10].
Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие стадии:
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
Перечень основных групп и подгрупп
товаров, реализуемых в магазине,
зависит от формы его товарной
специализации и специфики
В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. [5]
Основным фактором, определяющим количество
комплексов и их наименования, являются
размер торговой площади магазина.
Наряду с этим следует учитывать
сложившуюся структуру
Результаты проведенного специального
исследования по этому вопросу позволяют
рекомендовать следующую
Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
В отдельных случаях, в рамках потребительского
комплекса может быть предусмотрена
специальная площадь для органи
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации
Формы специализации магазинов |
Размеры торговой площади, кв. м. | |||
до 250 |
251-630 |
631-1000 |
свыше 1000 | |
1. Универсам |
- |
до 700 |
700-1000 |
1001-1500 |
2. Кондитерские товары |
до 300 |
301-500 |
- |
- |
3. Товары для детей |
- |
до 1000 |
1001-1500 |
св.1500 |
4. Товары для молодежи |
- |
до 800 |
801-1200 |
св.1200 |
5. Товары для женщин |
- |
до 1000 |
1001-1500 |
св.1500 |
6. Товары для мужчин |
- |
до 800 |
801-1200 |
св.1200 |
7. Одежда |
- |
до 600 |
601-1000 |
св.1000 |
8. Обувь |
до 300 |
301-500 |
501-800 |
св.800 |
9. Хозтовары |
до 500 |
501-800 |
801-1200 |
св.1200 |
10.Галантерея |
до 600 |
601-900 |
свыше 900 |
- |
Заключительным этапом формирования
ассортимента является разработка конкретного
перечня товаров, реализуемых в
магазине. Основой для разработки
конкретного ассортиментного
Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом.
Наименование микрокомплекса (товарной секции) |
Наименование товаров |
Количество разновидностей товаров |
Период торговли (месяц) |
Рисунок 2. Форма планирования ассортиментного перечня
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
Ку = 1 - --------- ; (1)
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
a - количество разновидностей
n - количество проверок.
При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже
Широкий и устойчивый ассортимент
товаров в магазинах
Так же применительно к области
формирования и размещения товаров
в магазинах заслуживает
Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.
Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.
Особое внимание уделяется формированию
ассортимента непродовольственных
товаров в магазинах
Во Франции ассортимент
Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв.м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.
Из изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент устойчивости ассортимента.
Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
Мы считаем, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
По нашему мнению, для характеристики
ассортимента розничного предприятия
и определения результативности
ассортиментной политики, анализ структуры
ассортимента, его широта и частично
глубина позволяют
Информация о работе Формирование ассортиментной политики предприятия розничной торговли ООО «Эколас»